Звук — это агент графики:
как устроен рабочий процесс команды 4s4r
Фотограф: Зарина Кодзаева. Текст: Мария Крамар
4s4r («Фосфор») — московская группа медиахудожников. Миша Сачков, Леша Платонов и Леша Орлов работают вместе с 2010 года и создают видеоработы и медиаобъекты. Например, для Ночи новых медиа команда сделала многослойные проекции в 12-метровом колодце, модифицируя пространство «Арки» Бориса Бернаскони при помощи графики и звука.
О команде
Прежде всего, мы единомышленники. Главное, что нас объединяет, — это умеренное использование инструментов выражения. Интересно достигать результата минимальными средствами. Нам всегда сложно объяснить, чем конкретно мы занимаемся: иногда мы говорим, что делаем абстрактную графику, а иногда просто отмалчиваемся.

Нас трое, но в коллективе есть еще несколько человек, которые нам регулярно помогают — наши друзья иллюстраторы, аниматоры, музыканты. В зависимости от масштаба проекта мы расширяемся, а потом сокращаемся обратно.

Коммерческими проектами мы занимаемся, чтобы иметь ресурсы для личных замыслов. Мы не работаем с алкогольными и сигаретными брендами и не сотрудничаем с государством.

Леша Платонов, Миша Сачков и Леша Орлов
О работе
Bill Viola, The Veiling, 1995. Образы мужчины и женщины на фоне ночных пейзажей проецируются на параллельно подвешенные слои полупрозрачной ткани.
У наших работ нет утилитарного предназначения, мы стремимся передавать эстетический опыт. И мы рады, когда из замыслов вырастает что-то большее, чем дизайн. Нам нравится играть в работу. Игротека — наше любимое самоопределение.

Техническая гонка как таковая нам не интересна. Хочется быть проводниками определенной эстетики. Мы стараемся строить диалог со зрителем неопосредованно, в обход ума. Наш метод — прямое визуальное высказывание, расширяющее сознание. Мы стремимся сохранить контроль над процессом и не впасть в зависимость от технологии, не забыть про зрителя.

Мы не лезем в кодинг, не лезем в техническую заумь, это своеобразная попытка притормозить и задуматься над происходящим, над контекстом, в котором мы работаем. Мы пробуем найти лучшее применение привычным инструментам, ведь их потенциал еще не раскрыт до конца. К примеру, проекции на сетки многие многие делали и до нас, но каждая новая работа с этим материалом добавляет смыслы.
Важный инструмент контакта со зрителем — звук, это агент графики. В саундтреках важно иметь как можно больше точек соприкосновения с визуальным. И это довольно кропотливый труд, мы сочиняем музыку долго и болезненно.

В первый год существования нам жутко не хватало общения в профессиональной среде и мы стали проводить мероприятия под названием «Притащи свой проектор» (Bring Your Own Beamer). Это однодневные выставки-вечеринки, на которые приходят все желающие, у кого есть проектор и кому есть что показать. На тот момент мы не слышали, чтобы кто-то делал похожие мероприятия в Москве, а у нас тогда как раз была студия на Красном октябре. Формат был открытым и позволял приглашать участников разного уровня. Для нас естественно везде таскать проекторы, включать их в гостях и на вечеринках, если просят и если не просят.

Видеопроекции в «Арке» Бориса Бернаскони
На «Ночи новых едиа» мы показали две видеоработы внутри «Арки» Бернаскони. «Циклотрон II» — техногенная фантазия на тему интерфейсов будущего, «Орепей» — абстракция в стилистике древних русских орнаментов.

«Арка» нас сразу покорила, когда еще зимой в Никола-Ленивце мы выбирали объект для инсталляции. Это массивный портал из черного дерева на краю леса. Внутри «Арку» пронизывает широкая квадратная шахта. Пять проекционных экранов были закреплены в этом двенадцатиметровом колодце, на дне располагался проектор и саунд-система. Зрители поднимались на вершину арки по узкой лестнице, спиралью обвивающей шахту, и смотрели на проекцию сверху вниз.

В своей первой инкарнации «Циклотрон» возник как круглая мандала из пиктограмм. Это были векторные иконки в огромном количестве, типа эмодзи, которые были размещены по кругу. Визуальный перегруз складывался в многозначительную штуку. Позже Аня Титовец позвала нас на Международный фестиваль полнокупольного искусства в Калуге, это была крутая акция в планетарии музея Циолковского, куда приезжали Макс Хатлер, Пол Пруденс. Для показа в планетарии мы переделали проект с пиктограммами, написали с Мишей Тюкалиным звук и добавили анимацию. Получилась интересная проекция для купола. После она еще успела побывать на фестивале Fulldome UK.

Для «Арки» мы полностью переделали «Циклотрон», оставили только саундтрек. Пиктограммы убрали и взяли за основу тему интерфейсов, собрали иллюстрации, чертежи, кадры из sci-fi фильмов. Затем мы с дизайнером Дашей Сусак, отрисовали новую графику в векторе и анимировали.

Расслоившись и умножившись на сетках, проекция усилилась, появилась глубина. Нам еще повезло с соседями: Hello Computer на внешних стенах «Арки» делали проект с лазерами и запускали дым, который придал дополнительный объем нашей работе. Ночью, после запуска, случилась настоящая наркомания, некоторые люди стояли по часу и смотрели.

Вторая работа, которую мы показали в «Арке» называется «Орепей» — это анимация на тему древних узоров. Нам было интересно поработать с примитивными орнаментами, и эти узоры мы уже когда-то задумали для одного коммерческого проекта. Было собрано много референсов, и мы с иллюстратором адаптировали их под наш вкус. Брали из торрентов сканы дореволюционных журналов по вышиванию, там есть очень крутые издания. Мы просто поняли, что эти тонкие линии будут эффектно смотреться на сетках и тоже адаптировали проект: перемакетировали под квадратный экран, доработали музыку, усложнили узоры.
Создание проекта
Нам привычен процесс, когда в начале есть концепт, потом прототип, потом первая версия, потом вторая версия, — это очень удобный путь, потому что произведение за это время эволюционирует, переосмысливается нами, усложняется.

Технически оба проекта сделаны довольно просто. Вначале были отрисованы векторные композиции, а потом мы их анимировали в After Effects. Плюс звук и синхронизация с визуальном рядом. Графика и звук рождаются постепенно, мы собираем множество референсов, смотрим, слушаем, обсуждаем. Результат правим много раз, нас останавливает только дедлайн самого показа.
Рекомендации
Стоит следить за теми, чьи работы вам нравятся. Сейчас почти всему можно научиться из дома. Мест, где преподают искусство в новых медиа, в России немного: Школа Родченко, Манеж «МедиаАртЛаб». Наверняка есть что-то еще, о чем мы не знаем. Ограничивать себя рамками страны не стоит. За границей это все существует намного дольше — там и институции лучше сформированы, среда меньше сопротивляется и актуальных событий больше. Подтягивать знания можно и на воркшопах. Многие фестивали, помимо выступлений артистов, организовывают образовательные программы, там можно встретить единомышленников.

Мы за мультидисциплинарность знаний. Сейчас одновременно развиваются тысячи разных новых культур, маргинальных и не очень. Не нужно бояться копировать и подражать. Если ты нашел нечто, что очень нравится, то можно смело пытаться повторить, думать как это было сделано.

Cложно выделить и рекомендовать что-то универсальное. Сейчас почти весь актуальный видеопоток проходит через Vimeo. Заходите в лайки нашего арт-директора, там скапливается весь свежак.

Made on
Tilda