искусство
От A к Б и наоборот:
5 важных книг о современном искусстве

Текст: Мария Смирнова/ Иллюстрация: Andy Warhol
11 сентября из офиса кинокомпании Moviola в Лос-Анджелесе были похищены 9 полотен Энди Уорхола — главного художника эры консюмеризма, который превратил бутылку водки Absolut в настоящее произведение искусства и утопил авторитет классических живописцев в банках супа Кэмпбелл. T&P вспомнинают биографию пионера поп-арта — а заодно и другие полезные книги по истории, теории и философии современного искусства.
Сэм Филлипс
«...Измы. Как понимать современное искусство»
Наверное, лучшей метафорой для описания современного искусства стало бы лоскутное одеяло: в этом пестром мире стили вылезают друг из-под друга, а понятия пребывают в странных, подчас необъяснимых соотношениях. Поэтому недоумение зрителя от современного искусства вполне объяснимы: подчас определение художественной ценности работы вызывает трудности и у профессионалов.

Книга искусствоведа и редактора уважаемого журнала Frieze Сэма Филлипса дает четкую картинку происходящего в искусстве. Что важно, автор не дает готовых ответов на вопросы читателей — вместо этого он дает своеобразную карту, на которой наглядно отображена эволюция художественных видов. С таким гидом в путешествие по миру современного искусства читатель сможет отправиться сам.
Ханс-Ульрих Обрист
«Краткая история кураторства»
Искусство сейчас — это прежде всего развитая индустрия, рынок. При этом талант художника далеко не всегда является залогом востребованности: без посредничества Тейта, Третьякова и Гуггенхайма десятки живописцев так и остались бы в безвестности. Успешность той или иной выставки часто обеспечивается не магической притягательностью гениального полотна, а стараниями бойцов невидимого арт-фронта. Книга Ханса-Ульриха Обриста, директора лондонской галереи «Серпентайн», где экспонировались Ман Рэй, Энди Уорхол и Джефф Кунс, состоит из интервью автора с ведущими кураторами мира, деятельность которых определила облик контемпорари-арта.

Формат живой беседы редко встречается в искусствоведении. Легкое и энергичное исследование Обриста кажется глотком свежего воздуха. Кроме того, оно рассеивает многие сомнения относительно культурной ценности работ «модных» художников: большинство кураторов все-таки обладают вкусом, чутьем и опытом, достаточными для того, чтобы отличить шедевр от претенциозного пшика.
Василий Кандинский
«Точка и линия на плоскости»
И до, и после оформления искусства в рыночную структуру, искусство оставалось полем для исследования. И хотя кубисты немного определили абстракционистов в стремлении воспеть геометрию предмета и тела, живопись на «до» и «после» разделил все-таки Василий Кандинский — художник, который понял и сумел изобразить геометрию мысли. Кандинский смело отвергнул идеалы живописи прошлого и сжал природу до размеров точки. Тем самым он впустил аудиторию в доселе неизведанное пространство: зритель получил возможность самостоятельно трактовать произведение искусства.

Написанная сдержанным и аскетичным языком «Точка и линия на плоскости» — это манифест свободы выражения себя в искусстве, как для художника, так и для зрителя. И в сухом остатке всем причастным к арт-миру остается ответить на простой, но очень важный вопрос: «Достаточно ли одной точки для произведения искусства?»
Барри Бергдолл, Леа Дикерман
«Баухауз 1919-1933»
Основанная в Веймаре в 1919 году Высшая школа строительства и художественного конструирования, более известная как Баухауз, породила целое течение — а вместе с ним и настоящую революцию в искусстве. Конечная цель всякой художественной деятельности в этом контексте — здание, а разницы между художником и ремесленником и вовсе не существует. В Баухаузе вели занятия Кандинский, Клее, Фейнингер; из его стен вышли пионер промышленного дизайна Вильгельм Вагенфельд, выдающийся графический дизайнер Герберт Байер, создатель ажурных чикагских небоскребов Бертран Гольдберг и др.

Книга «Баухауз 1919-1933», состоящая из нескольких десятков эссе и очерков, рассказывает как о личностях преподавателей и выпускников школы, так и об объектах, ими созданных. Округлые чайники Теодора Боглера, минималистичные шахматы Джозефа Хартвига, детские деревянные конструкторы Альмы Бушер, — каждый из этих предметов доказал, что красивое вполне может быть одновременно и практичным.
Кэтрин Инграм
«Гениальный Уорхол»
Гениальному художнику — гениальная биография. Для жизнеописания иконы поп-арта шотландка Кэтрин Инграм выбрала жанр графического романа: многословное исследование вряд ли смогло бы передать обаяние человека, чье имя стало синонимом целого направления. Слова «академизм» и «Уорхол» в одном предложении выглядят абсурдно: ведь он построил свою карьеру на отрицании всевозможных художественных законов — и, заодно, коммерческой успешности.

Книга Инграм — это гимн поп-арту, в котором ключевые события и явления из жизни художника представлены в виде комиксов и своего рода миниатюрных диорам. Сам же Уорхол в этом контексте напоминает хрупкого, но отважного супергероя, который встал на защиту общества потребления и подарил ему право на свое, пусть и эксцентричное, но все-таки искусство.
Мы что-то упустили? Тогда вам стоит рассказать об этом на странице Absolut Facebook. Прямо сейчас бренд, воспетый Энди Уорхолом, проводит конкурс, в котором можно выиграть бесплатный абонемент в онлайн-библиотеку Bookmate.
Made on
Tilda