интервью
«Не знаю, как люди работают в других условиях»: директор коворкинга DI Telegraph о бизнесе в кризис
Текст: Настя Николаева / Фото: Олег Бородин
Экономический кризис с падением курса рубля определяют настроение страны: кажется, теперь всем не до смузи и коворкингов. Однако последние могут, наоборот, стать катализатором перемен и местами силы для тех, кто привык к самостоятельности и не ценит офисы с перегородками и ковролином. Генеральный директор пространства DI Telegraph Мария Уварова рассказала T&P об успехах своих резидентов, отношении россиян к коворкингам, внутренней дисциплине и перспективах развития бизнеса.
— Каким для DI Telegraph стал 2015 год?
— Нельзя сказать, что 2015-й для нас получился каким-то особенно пессимистичным, хотя все предпосылки к этому были — с учетом развивающегося глобального кризиса в стране. Если в цифрах, то реализовался, так скажем, довольно реалистичный сценарий развития, а если судить по активности с точки зрения бизнес-девелопмента, то результат очень оптимистичный. То есть если бы экономическая ситуация развивалась по-другому, 2015-й был бы просто идеальным.
— Кто ваши клиенты в связи с этой экономической ситуацией?
— Портрет клиента не то чтобы стал другим, но он точно видоизменяется. В 2015 году к нам приходило очень много компаний, которые хотели через образовательные активности (с точки зрения не обучения, а просвещения), например конференции, привлечь внимание к своему продукту, к его перспективам на рынке и так далее. У нас проходили презентации проектов, запуски новых историй в рамках компаний. С нами в прошлом году были Apple (целых два раза), Nike, HP, KidZania, Dell, Tele2. Вообще, нас не обошла стороной ни одна технологическая компания. Среди гостей были и министр связи, и председатель правления Ростелекома — очень много разных людей здесь побывало. Конференция Media Makers со «Слоном» и «Теориями и практиками» тоже была очень громким мероприятием. В целом в
2015-м к нам пришли около 35 тысяч человек.

Если говорить о коворкерах, то около 46% из них — стартаперы, 30% — медиа, 8% — фрилансеры (остальные 16% мест мы держим для однодневных тарифов). Стартаперы — это Astroshock, которые запустили проекты для таких крупных клиентов, как Viber и «Сибур», Moscow Coding School — чисто стартаперский образовательный проект, который здесь возник и развился, Alpha Energy занимаются привлечением инвестиций в недооцененные нефтегазовые активы России и за рубежом, работает клуб разговорного английского языка для творческих специалистов Art of Language Conversation Club, Soloten превратились из разработчика мобильных приложений в технологический акселератор, Meet Partners за год провели более 60 мероприятий Dream Academy и организовали два Global Networking Marathon. Свои проекты из нашего коворкинга ведет Николя Мулен — французский архитектор из бюро Hyperborea Architecture, нас выбрали IT-фрилансеры из Европы — Ричард Фрэнсис из Англии, Мартин Велцль из Швейцарии. У «Бизнес-журнала», например, количество подписчиков в прошлом году увеличилось до 2 миллионов.
© Олег Бородин
— Как вы работаете с этим сообществом?
— В прошлом году мы продолжили проведение наших регулярных tech meetup'ов, которые мы делаем с самого начала — с тех пор, когда здесь еще было пустое пространство. Это 12 ежемесячных просветительских встреч про тренды в технологической индустрии. Мы делали их совместно с Silicon Valley Bank, с ребятами из Moscow Coding School, с m—2—h и дизайнерами Behance. У нас была прекрасная коллаборация с Fashion Factory — ребятами из образовательного проекта про модную индустрию. В прошлом году у нас вообще было довольно много ярмарок — и это тоже в какой-то степени веяние экономического кризиса. Среди них — маркет «Коробка», который мы организовали по своей инициативе и очень хотели бы повторить. Люди любят маркеты: покупать вещи, сделанные в России, торговаться, находить нечто уникальное, не такое, как в торговых центрах. Отчасти поэтому мы и попытались сделать что-то свое, но опять-таки с образовательно-просветительским уклоном. Мы продолжим серию лекций с Fashion Factory, будем рассказывать, как формируется бренд в модной индустрии, что в ней происходит, и тому подобное.
«Коворкинг — это коммуникация, потенциальная возможность показать себе и другим, что ты можешь»
Мы думали над образовательной программой для наших постоянных резидентов, провели опрос и из ответов поняли, что им не столько нужна именно программа, сколько неформальные встречи для общения — поддержания и налаживания связей. Безусловно, мы продолжим развивать сообщество, будет больше встреч, где можно просто поговорить, узнать, кто новый пришел, что он будет делать, и так далее. Но все, кто здесь находятся, чаще сами взаимодействуют друг с другом по делу. «Бизнес-журнал» делал как минимум с двумя проектами-резидентами обложки. Сережа Нугаев, генеральный директор Moscow Coding School, работает с Astroshock, и это прекрасная коллаборация.
— Чем привлекает всех этих людей работа в коворкинге?
— Эти факторы более-менее очевидны: все то, что работает в рамках выбора места пребывания человека, работает и для коворкинга. Одни из основных привлекательных черт — это местоположение и хорошая репутация среди людей, которые потенциально им пользуются, пользовались или хотели бы. Они просто заходят, видят, кто и что здесь, как к ним относятся. Есть одна определенная черта, которая отличает коворкинги от офисов, кафе и квартир, — это сообщество. Пусть оно не так очевидно, но, например, опыт новогодней вечеринки показал, как оно круто работает: люди приходили-уходили, и среди них не было кого-то лишнего — это все, кто здесь когда-либо был, кто более или менее вовлечен в работу коворкинга. Эта встреча была для нас наглядным показателем, результатом нашей работы: все пришли вечером во вторник, потратили свое время, чтобы увидеться и пообщаться друг с другом и с нами. Лично мне как руководителю всего проекта было крайне приятно. Люди подходили, говорили: «Слушай, прямо как на встрече выпускников, спасибо большое, так весело! Так классно, что мы друг друга повидали и поздравили. Давно не было веселых вечеринок».
— А как ты сама себе объясняешь, почему они выбрали такой формат рабочего пространства?
— Им весело и удобно! Но вообще русские люди часто не понимают, почему бы им не снять офис и не сесть там. Я хочу объяснить, что горизонты твоего делового и предпринимательского существования расширяются только в том случае, если ты потенциально можешь и хочешь общаться с людьми. Дело в том, что мы не очень умеем продавать себя, свой бизнес, считаем это ниже своего достоинства. Я же как человек, который продавал лично и который продолжает это делать, считаю, что бизнес — это только про продажи. Это только про то, что ты умеешь делать и что ты хочешь продать, или про то, что ты не умеешь делать и тоже хочешь продать. Коворкинг — это коммуникация, потенциальная возможность показать себе и другим, что ты можешь. Не сидеть в кафе и ждать, пока к тебе придет какой-то клиент, или пока что-то сложится дома, или ждать, пока ты сядешь в офис и у тебя появится удаленный бухгалтер, и, может быть, ты расскажешь кому-то, что у тебя теперь есть офис.

Вопрос только в том, как относиться к своему продукту и как его продавать. Об этом говорит развитие инстаграма, который превратился в рекламный инструмент и канал продаж. Люди, которые создают что-то, которым нужны партнеры и так далее, не могут не показывать себя, не развиваться, ничего не делать.
— То есть все-таки конфликт менталитета с современностью существует?
— Я глубоко уверена, что этот конфликт присутствует. Люди, которые приходят сюда, хотят общаться, потенциально ищут для себя какие-то возможности реализации.
— К тому же, когда приходишь в коворкинг, у тебя меньше возможностей похалтурить: заплатил деньги, вокруг все на тебя смотрят.

— Никто особо не смотрит, но есть статистика, которая показывает, что, когда люди начинают работать на себя, они начинают делать это быстрее, эффективнее, лучше распределяют свое время. Выживают в коворкинге и становятся такими только те, кто на эту внутреннюю дисциплину способен. Те, кто не способен, обычно не вылезают из своих раковин. Это тоже определенный склад людей, и слава богу, что все они существуют, потому что на самом деле до сих пор в России у нас весь бизнес отчасти строится на этом. Но я надеюсь, что предпринимательство в стране все-таки будет развиваться и какой-то дух возможностей воспрянет и будет существовать. Я, например, совершенно такой формации человек. Я не знаю, как люди работают в других условиях.

Ну и конечно, если ты не платишь, то это все равно что бесплатные уроки английского. Два раза ты приходишь счастливым до одури, а потом ничего не чувствуешь, потому что не платишь за то, что потенциально тебе дается. Ценность пропадает. Точно так же, если ты не платишь деньги психотерапевту, ты никогда не придешь второй раз.


Фото: © Олег Бородин
— Можно говорить, что коворкинг как социальная институция положительно влияет на экономику страны?
— По идее, да. Коворкинг — это такая кастрюля, в которой должны вариться разные продукты. Чем больше кастрюля, тем больше возможностей, а если есть еще и книга рецептов, как акселератор, тогда у вас гораздо больше шансов понять, что делать. Отчасти это совершенно точно социальная история. Вопрос в этих кастрюлях. Плохо, когда их нет.
— Когда некуда продукты положить.
— Да, ну вот как тогда? Этим должны заниматься не все, просто эта возможность запрыгнуть и попробовать себя сейчас дается большему количеству людей. А вообще, коворкинг — это не прибыльный бизнес. Его можно наращивать, развивать, он может давать возможность развиваться real estate, коммерческой недвижимости. Он может сбалансированно находиться на самоокупаемости, но как-то глобально прибыльным он вряд ли может быть. Хотя есть WeWork*.
— Как раз хотела спросить.
— Там немного другая история. WeWork работает в формате real estate business: они выкупают здания или части зданий, офисы и так далее. Это большая индустрия коммерческой недвижимости, которая трансформировалась за счет того, что люди поменяли свои интересы. Они больше не хотят быть рабами лампы, которую нужно тереть, как в той сказке. Они хотят вариться в кастрюле. Россия пока еще плетется где-то в хвосте этой змеи, которая уже уползла в Азию с ее коворкерским движением. Я была в этом году на пятой конференции Coworking Europe в Милане, так вот, например, в Италии и Швейцарии столько же коворкингов, сколько и у нас на всю страну. В России к тому же коворкинги закрываются, потому что не выдерживают арендных ставок, размывают формат, потому что вынуждены продаваться. Так что это сложный, неоднозначный бизнес. Но у нас высокий уровень retention. Люди возвращаются. Они хотят быть в комфортных в их понимании условиях. И тут они дорастают до чего-то.
*WeWork — сеть коворкингов, созданная в США в 2010 году. В настоящее время в активах компании больше 70 пространств в 21 городе мира.
— До ответственности?
— Люди дорастают до собственных желаний. Понимают, чего они хотят, какие цели себе ставят, пытаются себя оценивать. Если мы создаем real estate business, где люди пришли, им хорошо, они сидят на комфортном стуле, им рассказывают, что они могут посетить то-то и то-то, — это один формат. Если мы хотим создать сообщество — это другой. Если мы хотим, не знаю, людей как-то специально кормить или что-то подобное — это третий. Но, так или иначе, в общей сложности почти всегда сейчас это коворкинг. Вот появился отличный тренд — коворкинг для мам. Думаю, за ним будущее. Я недавно подписалась на фейсбуке на вашингтонский коворкинг — совсем home style, с возможностью оставить ребенка в группе, arts&crafts и так далее. В России тоже начинают говорить о женщинах, которые находятся в декретных отпусках и шьют, например, чудесных сов и зайчиков. Я к тому, что эта часть аудитории тоже должна быть и может быть занята. Это, опять-таки, дает возможность людям чувствовать себя более комфортно, свободно, реализовывать себя и при этом зарабатывать, платить налоги государству. Государство потенциально должно быть счастливо: чем больше ты даешь людям свободы самовыражения в рамках бизнеса и возможностей заработать, тем лучше для всех.
— Если брать конкурентов — другие пространства, — как вы для себя формулируете свое главное преимущество, отличие?
— Во-первых, DI Telegraph — это коворкинг в самом удобном месте Москвы, фактически в 500 метрах от Кремля; во-вторых, мы коворкинг в его первоначальном понимании — общность людей, которые имеют возможность общаться друг с другом, искать новые варианты сотрудничества, партнеров, расширять свои горизонты. Это абсолютно стартаперская, предпринимательская история: «Привет! Ты тоже здесь сидишь? Я тоже в трех метрах здесь сижу». Это открытое сообщество. А еще все наши резиденты имеют доступ к самым значимым и громким событиям столицы.
— Ты говоришь, что это идеальный формат рабочего пространства для тебя. Но есть что-то, что ты добавила бы или изменила?
— Не знаю — может быть, добавила бы переговорных побольше. Сам по себе Telegraph — это такое огромное пространство, которое либо по душе, либо нет. Уют для меня — это что-то очень сложное. И поскольку, собственно, я этим проектом была вдохновлена и с ним работаю, он у меня выглядит так. Мне хорошо. Мне не то чтобы страшно, но тяжело представить, что я сейчас нахожусь под потолком 2,5 метра, «Армстронг»*, вот это все. Даже при самом интересном дизайнерском решении — что-то я не знаю…
*вид подвесного потолка.
Made on
Tilda