история
От художника художнику:
экспериментальные проекты
на стыке искусства и обучения

Текст: Мария Сарычева
Художественное образование уже не первый год находится в полуобморочном состоянии. На протяжении всего XX века художники предпринимали отчаянные попытки привести его в чувство. Главной проблемой по-прежнему остается оторванность реальности художественных процессов от системы обучения. Одно из возможных решений этого несоответствия — негосударственные институты и учебные программы, созданные художниками для художников. T&P рассказывают о нескольких экспериментальных проектах на стыке искусства и неформального обучения.
Прежде чем экспериментировать с форматами, художникам-преподавателям необходимо быть уверенными в том, что в группе окажутся студенты разного уровня подготовки. Первые попытки слома порога вхождения в профессию предпринял немецкий художник Йозеф Бойс (вспомните коронную фразу Бойса о том, что «каждый человек — художник»). Будучи профессором в Дюссельдорфской академии художеств, в июле 1971 года он выступил с резкой критикой вступительных экзаменов: отбор студентов по способностям нарушает право каждого человека на получение бесплатного образования. Летом 1971 он предлагает принять отвергнутых кандидатов в свой класс. Предложение не было принято, и через год, когда ситуация повторилась, 16 несостоявшихся студентов вместе с Бойсом оккупировали академию с требованием об их приеме. Они были приняты, но отношения между Бойсом-профессором и академией были окончательно испорчены. Его увольняют; увольнение влечет за собой волну протестов среди студентов, художников и арт-критиков.

После такого опыта работы в государственных учреждениях Йозеф Бойс принял решение основать Свободный международный университет прямо в своей студии. Его студентом мог стать каждый, независимо от профессии, уровня образования, национальности и наличия творческих способностей. В манифесте, написанном вместе с нобелевским лауреатом Генрихом Беллем, Бойс указывает на то, что «экономика — это не только процесс получения денег. Капитал — это человеческая способность к работе, не только деньги. Такая экономика включает творческие способности людей. Творческие способности равны капиталу». Бойс обозначил переход к экономике знаний, а значит, и к новому образовательному процессу. Первоначально созданный в дополнение к государственной образовательной системе, Свободный университет соревновался с ней.

Изменения нужны были не только преподавательскому составу: в богатом на события 1968 году у студентов Художественного колледжа Хорнси в Лондоне растет недовольство методами обучения. Студенты посчитали их устаревшими и не отражающими реальные нужды художников. 28 мая 1968 года студенты оккупировали колледж с семью требованиями директору Раймонду Коверну об изменении структуры учебного процесса и реорганизации факультетов в сторону большего вовлечения студентов.

Шестинедельная оккупация сопровождалась бурными дискуссиями, в том числе с министром образования Ширли Вильямс и автором отчета о художественном образовании Вильямом Колдстримом, и повлекла за собой создание «Движения за пересмотр образования в сфере дизайна и искусства». Помимо требований о сокращении вступительных испытаний, не раз звучали идеи изменить структуру обучения. По мнению студентов, само различие между теми, кто намерен получить диплом, и теми, кто имеет возможность посещать профессиональные курсы, уже отражает различие в классовом обществе, и университет не должен воспроизводить эти различия внутри художественного процесса.
Joseph Beuys, «New York Subway Poster», 1983
Историк искусства Том Холерт в своей статье «Искусство в полисе, основанном на знании» одной из заслуг революции в Хорнси называет осознание того, что художественное образование должно всегда вступать в диалог с самим собой и постоянно видоизменять свою форму. Итогом мая-июня 1968-го можно считать осознание исследования как обязательного метода работы художников, который необходимо применять, в том числе и к самому процессу образования.

Два описанных выше случая стали первыми в череде становления междисциплинарного подхода к обучению искусству. Ко второй половине 90-х эта образовательная тенденция получила название «образовательный поворот». «Образовательный поворот» объединил в себе критический пересмотр имеющихся в распоряжении форм обучения, создание альтернативных моделей, где исследование и обсуждение становятся главными инструментами, и ревизию ролей ученик — учитель (читай: художник — зритель).

Следующий этап закономерного развития тенденции — проблематизация образования на международном уровне. Оргкомитет Manifesta в 2006 году решает провести биеннале на Кипре, в разделенном городе Никосия. Выбрав в качестве локации остров, поделенный между турками и греками, оргкомитет говорил не только о диалоге между Восточной и Западной Европой, но и о возникновении культурного парнерства Европы с ее ближайшими соседями. Команда биеннале, состоящая из художника Антона Видокля, куратора из Каира Мей Абу Эль-Дахаба и немецкого куратора Флориана Вальдгофеля, планировала использовать развитую сеть, контакты и возможности Manifesta, чтобы создать на Кипре международную экспериментальную художественную школу. Идея проста: биеннале бы закончилась, а школа — осталась.

Антон Видокль в своем эссе «Выставка как школа в разделенном городе» подводит промежуточные итоги по возрастающему количеству образовательных инициатив, созданных художниками: «Что в этом примечательного — это не то, что все эти программы существуют, а тот факт, что они должны существовать одновременно, предлагая художнику выбор способа убийства классического художественного образования». При этом он сам не раз говорит о том, что Manifesta School в первую очередь размышляет о модели широкомасштабных выставок и их последствиях, нежели о состоянии современного образования. Такой эксперимент возможен только тогда, когда, согласно Антону Видоклю, «искусство становится агентом социальной трансформации».

Manifesta School должна была объединить 90 художников, архитекторов, кураторов, писателей, журналистов, композиторов и представителей других областей для учебного экспериментального семестра. Структура Manifesta School предполагала три факультета под кураторством Видокля, Эль-Дахаба и Вальдгофеля — куратор выставки должен был стать куратором учебной группы художников. При этом, объявляя open call, организаторы просили не присылать никаких резюме или рекомендательных писем.

1 июня 2006 года фонд Nicosia for Art (организатор, назначенный местными властями координировать биеннале) уволил кураторов и вмиг отменил биеннале. Власти утверждали, что команда нарушила контракт, поскольку настаивала на том, что часть будущего проекта Manifesta School (факультет, курируемый Антоном Видоклем) должна располагаться на оккупированной территории Никосии.
Anton Vidokle «Night School»
В итоге проект состоялся, но уже под названием unitednationsplaza и в Берлине, который так же, как и Никосия, был однажды разделен. В какой-то мере кураторы сделали свою домашнюю работу: итогами нереализованной Manifesta 6 стал сборник статей «Notes for an Art School», который осмысливает состояние художественного образования и место университета в нем, исследует примеры, на которые кураторы опирались при создании факультетов Manifesta School, и составляет неполную хронологию всех экспериментальных художественных школ.

Теоретик искусства и куратор Ирит Рогофф в своей статье «Turning» находит одно из возможных объяснений необходимости «образовательного поворота»: «Это усиленное внимание к образованию увеличивает бесконечный поток жалоб о том, насколько плохи дела, — насколько все бюрократизировано, однородно, недостаточно квалифицированно и недофинансировано. Может ли при помощи каких-то идей и инструментов образование стать чем-то большим, нежели территорией сокращения бюджетов и разочарования?»
Bruce High Quality Foundation
Коллектив BHQF (Bruce High Quality Foundation) появился в Бруклине в 2004 году и состоит из четырех-восьми художников. Выступая против культа звезд в художественном мире, члены коллектива остаются анонимными, но известно, что все они — выпускники университета Купер-Юнион в Нью-Йорке. Группа названа в честь вымышленного художника Брюса Хай Кволити (Bruce High Quality), который погиб во время катастрофы 9/11. Среди важных дат в своей биографии группа обозначила период, когда «Роберт Смитсон констатирует смерть музея, Ролан Барт – смерть автора, а Роберт Индиана капитализирует любовь» (1966–1967 годы). Первая персональная выставка художников состоялась в 2008 году и называлась «Ретроспектива». Год спустя четыре участника коллектива выступили с лекцией-перформансом «Как объяснить искусство мертвому быку?». Отчасти повторяя знаменитый перформанс Йозефа Бойса «Как объяснить искусство мертвому зайцу?» (1965 год), художники подняли довольно серьезный вопрос: как создать альтернативу профессиональному художественному образованию? В сентябре 2009 года BHQF основали школу, в которой «студент есть учителя есть администратор есть обслуживающий персонал». В школе может читать лекции и учиться абсолютно каждый, и она абсолютно бесплатна. Стремление художников отвести внимание от арт-индустрии в сторону самого искусства можно обобщить в их заявлении: «Когда художник берет образовательный кредит, чтобы учиться и вступать в диалог с другим художником, тогда все разговоры строятся вокруг одной темы — карьеры художника». Сейчас в школе идут курсы, посвященные чувству цвета, скульптуре, визуальным исследованиям, поэзии и ночной жизни BHQF.
Trade School
Каролина Вулард, художница из Бруклина, в 2009 году основала Trade School для того, чтобы поддержать совместную работу и обмен опытом между художниками, но не на безвозмездной основе, как в предыдущем случае, а на бартерной. Это работает следующим образом: вы — художник и вы готовы поделиться своим знанием. На сайте Trade School вы оставляете вашу заявку на класс и обозначаете, что вы хотите взамен, — помощь с поиском мастерской или, допустим, пять банок керосина, жутко необходимых для вашего следующего проекта. После того как вы проводите занятие — вы забираете свой керосин. То, что создавалось как инструмент для поддержки и коммуникации между художниками, сейчас существует как база для обмена знаниями и получения навыков в совершенно разных областях. Участники Trade School ценят возможность получать знания в неформальной обстановке, а автор проекта — полную автономию идеи. При желании вы можете открыть свою собственную Trade School и распространить бартерную систему на поле знаний уже в вашем городе.

The Silent University

The Silent University — это платформа для обмена знаниями, созданная в 2012 году художником Ахметом Огютом после прохождении годовой резиденции в музее Тейт в партнерстве с фондом Delfina Foundation. Ее цель состоит в предоставлении возможностей для преподавания мигрантам и беженцам. Программа составлена группой лекторов, консультантов и исследователей, каждый из которых имеет профессиональные навыки, но находится в ситуации невозможности их использования. Молчание, в котором долгое время находятся мигранты и беженцы, спровоцировано государством для утраты профессиональных знаний и невозможности создания диалога. На деле платформа Огюта — это лекционные и семинарские занятия в музеях современного искусства в Лондоне, Стокгольме и Гамбурге. Silent University копирует формальную академическую структуру (есть преподаватели и курсы по выбору), но повестку дня формирует самостоятельно.
Made on
Tilda