инструкция
Как и о чем писать в иностранные СМИ
Текст: Настя Николаева / Иллюстрация: Marta Cerdà
Публикации о России в западных СМИ в основном связаны с политикой, что добавляет определенные стереотипы о стране в копилку к медведям и водке. Изменить ситуацию могут местные журналисты, знающие контекст и способные затронуть другие актуальные темы. Как заинтересовать редакторов зарубежных медиа, презентовать свою идею и оформить готовый материал? Об этом рассказали сотрудники британских изданий The Guardian и The Calvert Journal в рамках семинара, организованного в партнерстве с «Теориями и практиками», Школой гражданской журналистики и фондом «Медиастандарт».
О чем писать в западные медиа
Джудит Соул
Заместитель главного редактора отдела международных новостей The Guardian
Ищите идеи повсюду
Пишите о том, что важно и интересно для вас самих. Возможно, есть темы, о которых еще никто не писал, но которые, по-вашему, необходимо осветить.
Вы местный. Пользуйтесь этим преимуществом
У вас есть доступ к информации, о которой люди во всем мире даже не подозревают. Это могут быть особенности, которые уже устоялись в обществе, недавно возникшие явления, тренды и феномены. Вы можете рассказать о них, в том числе пользуясь близостью к местному экспертному сообществу.
Используйте стереотипы
К примеру, Белоруссия всегда фигурирует в новостях как последняя диктатура в Европе. Когда я была в Белоруссии, люди задавали мне вопрос: «Почему вы всегда пишете о нас так? Мы хотим, чтобы это прекратилось». Да, это можно остановить, но этим также можно воспользоваться. Вы хотите писать в зарубежные СМИ, а их читателям интересно узнать о жизни в последней европейской диктатуре.

Если вы не хотите, чтобы материалы про Россию на Западе всегда были связаны только с президентом, расскажите, что еще происходит внутри страны. Ваша история может сломать этот или другие стереотипы, объяснить, откуда они возникли и показать разные точки зрения на них. Это может стать отправной точкой: вы будете говорить о том, что известно всем.
Читайте другие СМИ
Хороший способ поиска идей — мониторинг публикаций в разных СМИ. Делайте это как можно чаще. Вас может зацепить какая-то мысль или небольшой комментарий читателя к материалу.
Тема — это не история
Главная ошибка, с которой я сталкиваюсь в работе с поиском и утверждением идей, заключается в том, что люди говорят: «Я хочу написать о тюрьмах на Украине». И я тут же спрашиваю, о чем именно они собираются писать.
Идите от частностей
Это один из важнейших журналистских навыков — конкретика. Например, вам интересно состояние культуры в России. Как сделать эту тему интересной для зарубежных читателей? Ищите детали, странные факты, спикеров с релевантным опытом и так далее.
Давайте читателю больше
Помимо частностей, используйте статистические данные и другую информацию, которая даст читателям понимание ситуации в целом.
Исходите из базового правила
Но все-таки то, что вы пишете, должно интересовать лично вас. Для меня это базовое правило. Что-то, о чем вы хотите рассказать своей семье и друзьям, о чем бы вы сами хотели знать больше.
Прежде чем подать заявку в зарубежную редакцию
Сформулируйте и адаптируйте свою идею

Часто люди присылают нам достойные истории, мы заинтересованы в некотором количестве серьезных материалов, но обычно они довольно далеки от читателя. Поэтому, прежде чем предлагать свою идею редактору зарубежного СМИ, постарайтесь усовершенствовать ее с точки зрения аудитории: посмотрите, с какой стороны лучше подойти к теме и как это обычно делается в материалах издания, в которое вы обращаетесь.

Проведите исследование

До того, как отправлять свою идею, изучите базовые вещи: кто, что, когда, где и как. Вы можете не знать конкретных ответов на эти вопросы, но вы должны хотя бы быть в курсе их и примерно знать, что происходит в сфере, которую вы затрагиваете в своей статье.

Поймите стиль

Ознакомьтесь со стилем издания: изучите материалы разных жанров, чтобы соответствовать языку, которым подается информация.

Определите ответственного редактора

Позаботьтесь о том, чтобы ваше письмо попало верному человеку.

Сократите свое письмо

Имейте в виду, что все редакторы очень занятые люди. Постарайтесь емко описать свою идею, ее актуальность и рассказать, доступ к какой информации у вас есть как у журналиста.

Как писать репортажные очерки
Артур Хаус
Заместитель главного редактора The Calvert Journal, бывший корреспондент газеты The Telegraph
Несколько лет назад были разговоры о том, что длинные материалы — не для интернета и что они скоро исчезнут. Но лонгриды продолжают выходить и пользоваться успехом. Репортажным очерком (feature) не может пренебрегать любое уважаемое медиа. Это главный жанр современной западной журналистики. Для начала разберемся на примерах, что он из себя представляет и каким разнообразным бывает по объему и формату.
«Journey to the source», The Calvert Journal, июнь, 2015

Фото-история с картинками и текстами о двух великих реках Центральной Азии: Амударье и Сырдарье.

«Out of My Mouth Comes Unimpeachable Manly Truth», The New York Times, февраль, 2015

Впечатления советского эмигранта, живущего в Америке, который решил провести семь дней наедине с российским телевидением, а именно с тремя его главными каналами. Пример очень личного эмпирического подхода.
«Death and Tradition at the U.K. Grand National», Grantland, апрель, 2013

глубокий очерк в пять тысяч слов от американского спортивного сайта про британского наездника и скачки с препятствиями.
Почему именно репортажный очерк?

  • Новые инструменты для раскрытия смысла
С рассветом онлайн-эпохи появились новые способы рассказывать истории, используя видео, аудио и различный интерактив. Этот материал The New York Times о лавине в Каскадных горах в Америке стал поворотным для жанра репортажного очерка. Для передачи ландшафта авторы использовали 3D-реконструкцию гор и склонов, в материале также много разных интервью, видео и аудиозаписей, которые очень обогащают историю.

Если вы пишете о музыке или о новой музыкальной группе, дополните свой рассказ аудиозаписями, например, ссылкой на SoundCloud. Это лучший способ вовлечь читателя. Или, например, эта история про руферов. Мы сделали несколько видео о том, как эти смельчаки лазают по небоскребам в Китае. Вы можете видеть все то, что видят они, смотреть на мир их глазами.

  • Долговечность
Новости живут один день и на следующий устаревают, комментарии к ним появляются в течение двух суток. Подготовка репортажного очерка занимает много времени: сбор материалов, написание текстов, съемки и так далее. Но хорошая история живет долго, читатели будут возвращаться к ней спустя годы.
Как удержать внимание читателя
Люди всегда рассказывали друг другу истории, это естественная человеческая черта. Вам потребуются детали, цитаты, ответы на вопросы что, почему, когда, как и кто. У текста должна быть внутренняя архитектура: начало, основная часть и финал. Так что, прежде чем начать писать, спросите у себя, о чем будет ваша история, как ее лучше рассказать, от чьего лица, кто станет ее героями, почему кто-то должен будет захотеть ее прочитать, в чем ее новизна и уникальность, как она развлекает, информирует или образовывает читателя и может ли история о конкретном человеке или событии иметь более широкое значение.

Вот некоторые советы:
Введение
Большинство людей не читают дальше первого абзаца, ведь вокруг очень много отвлекающих факторов. Вам нужно захватить внимание с первых строк, что требует от вас подойти к материалу так, как это делает писатель, который садится за книгу.

1. Один из популярных способов заинтересовать — сразу же поместить читателя внутрь действия, без вводных слов и лишних описаний.

2. Расскажите короткую историю перед тем, как приступить к главной. Это может быть анекдот, забавная ситуация, интересный случай, как-то коррелирующий с основной темой, предметом, человеком или местом, о котором пойдет речь.

3. Используйте короткие предложения или заявления. Например, «Я должен кое в чем признаться».

4. Вы можете начать с нескольких актуальных вопросов или парадоксов.

5. Иногда может быть полезным начать с цитаты героя или мнения авторитетного спикера.

6. Можно воспользоваться тактикой «затяжного прыжка». С помощью драматических приемов дезориентируйте читателя, чтобы тот не сразу понял, о чем речь, и захотел разобраться.
Основной текст
После эффектного начала будьте последовательны:

1. Соблюдайте логику повествования, пусть все идет в верном порядке.

2. Дополняйте историю доказательствами, цитатами и аналитикой, при этом используйте как можно больше подобных инструментов. Ключевые вещи располагайте в разных параграфах.

3. Начинайте новый абзац со слов, связывающих его с предыдущим.
Заключение
В заключении не должно быть новой информации. Вы можете вернуться к тому, с чего начали, дать ответ на поставленный во введении вопрос, сделать вывод. Сформулируйте мысль в последнем абзаце так, чтобы она была понятной и удовлетворяющей читателя, и при этом коррелировала со сказанным до этого. Заключение должно быть таким же эффектным, как и введение, так что будьте изобретательными. И стильными.
Made on
Tilda