умнее школьника
10-классник
Андрей Творожков
об алгоритмическом
мышлении и поиске
стоящих идей

Текст: Ксения Романенко
Фото: Олег Бородин
Вслед за миллениалами подрастает поколение Z — это современные школьники, которые родились и выросли в окружении смартфонов и планшетов, подключенных к мобильному интернету. Они проектируют роботов, создают свои приложения, обгоняя курс по информатике, и вообще иначе смотрят на мир. Совместно с Intel «Теории и практики» запускают спецпроект с участием старшеклассников — цикл интервью об их увлечениях, взглядах на жизнь и планах на будущее.
Андрей Творожков
Ученик 10-го класса школы № 2101, участник выездной школы GoTo Camp, ведущий школьной студии по робототехнике. Увлечен физикой и программированием. Готовит проект для биостанции МГУ и преподает в студии робототехники. Специально для T&P и Intel Андрей составил тест по своим любимым школьным предметам — физике и информатике.
Мне интересны физика, робототехника, программирование (хотя робототехнику, конечно, трудно отделить от прикладного программирования) и математика. Всем этим я стал заниматься с восьмого класса, когда впервые съездил на первые выеходил на занятия по робототехнике, слушал лекции по прикладному программированию, и это определило мои интересы. Эта школа теперь переросла в выездной проект GoTo Camp, в котором я регулярно принимаю участие. Туда съезжаются школьники со всей страны и по 11 часов в день занимаются проектной работой. Каждый день проходит три-четыре учебных пары, плюс читают лекции известные представители индустрии. Например, в прошлый раз выступали специалисты из Intel.
© Олег Бородин
Благодаря участию в GoTo у меня есть команда, с который мы уже самостоятельно стараемся запустить проект. У нас просто море идей. Например, мы планируем сделать приложение для организации записей. Несмотря на все Evernote'ы, до сих пор самое удобное средство для записи чего бы то ни было — это ручка и бумажка. А мы создадим то, что по-настоящему будет полезно.

Приложение сможет определить, на какую тему пишет пользователь. Теги проставятся автоматически, а программа сама поймет, что заметку «колбаса, хлеб, сыр» нужно сразу же закинуть в онлайн-магазин и сделать заказ. Еще мы хотим добиться того, чтобы у нас было много пользователей, потому что тогда будет много отзывов о багах, с которыми они сталкиваются и которые нам придется исправлять.
Моя школа — с естественно-научным уклоном, и у нас по-настоящему здорово: есть множество спецкурсов, факультативов. Можно сконцентрироваться на самом интересном и, например, не учить историю. Информатикой я в школе не занимаюсь: освободился от пар, потому что и так все это знаю. Математику я сначала изучаю дома сам, а потом помогаю преподавателям принимать зачеты у восьмого и девятого классов и вести математический практикум. Кроме того, я руковожу школьным кружком робототехники. Там занимаются школьники из восьмого, девятого и десятого классов.

В кружке робототехники мы начинаем с довольно распространенных задач — например, с так называемой «езды по линии». На карте нарисована черная линия, и нужно сделать такого робота, который будет двигаться строго по ней. Это безумно интересно в начале обучения робототехнике, почти все эту задачу используют. Чтобы сделать робота, который умеет двигаться по линии, нужен датчик света, который определяет черное и белое. Ты его калибруешь, пишешь программу, собираешь и проверяешь результат.
«Я не занимаюсь олимпиадным программированием: оно состоит из заученных формул и полного отсутствия креативности»
В робототехнике есть подобные игрушки, а есть полноценные проекты. Так, мы с ребятами из школьного кружка делаем оптокоптер для биостанции МГУ. Три раза в год мы ездим от школы на биостанцию, где нас учат биологии. Но я и там все равно занимаюсь математикой. Сделать оптокоптер по-настоящему трудно. Это огромная штука, которая должна летать над лесом, причем довольно долго (минут 30), снимать видео и передавать его в реальном времени — прямо во время полета. Такие задачи мне действительно интересны: и потому, что они сложные, и потому, что можно контролировать процесс на всех стадиях, и потому, что они служат реальной цели.

Программирование — это инструмент, и как им распоряжаться, судить каждому: можно решать никому не нужные задачки, а можно делать полезные проекты. Поэтому я и не занимаюсь олимпиадным программированием. Думаю, что оно состоит из заученных формул и полного отсутствия креативности. А прикладное программирование — это и программирование роботов, и web, и приложения на смартфонах, и приложения на серверах, которые обрабатывают данные. В общем, все, что вы видите, связанное с технологиями, это прикладное программирование, и именно этим я хочу заниматься. Хобби и других занятий у меня нет — я почти ничем не занимаюсь, кроме работы. Думаю, что я работоголик.
Робототехника будет ужасно унылой темой, если не прийти в нее со своей гениальной идеей. А найти хорошую новую тему сейчас в робототехнике сложно. Вот я, например, два с половиной года ей занимаюсь и могу сделать почти все. Но все это будет повторением, тем, что уже кто-то до меня придумал. Всегда нужно двигаться вперед и от популярной идеи «умных» домов идти к чему-то более умному. Сейчас я ищу хорошие идеи и буду пытаться их реализовывать. Поскольку я все это делаю для своего обучения, то нужно найти то, что развивало бы меня по-настоящему.

Поступление в университет — это жутко сложный вопрос для меня. Сейчас я остановился на том, что буду писать олимпиаду по математике и сдавать по математике ЕГЭ. А поступить хотелось бы, например, в Университет Иннополис в Казани на англоязычную программу. Но точно я еще не определился.

Проблема заключается в том, что я не хочу поступать по олимпиадному программированию, а конкурсов проектов при поступлении в вуз не так уж много, тем более при поступлении на бакалавриат. Вот в Иннополисе как раз требуется ЕГЭ, английский и конкурс портфолио.
«Три раза в год мы ездим от школы на биостанцию, но я и там все равно занимаюсь математикой»
Обучение программированию, конечно, должно быть на английском. Везде, где у нас ему учат, по факту пересказывают англоязычные работы. А почему бы не читать их в оригинале? Тем, кто хочет заняться робототехникой и научиться хорошо программировать, я еще советую читать «Хабр». Там много статей, где подробно описывается, как сделать свою «игрушку», и показывается конечный результат.

Например, там пошагово описан замечательный проект о том, как сделать маленьких тараканчиков и управлять ими «силой мысли». Это условно сказано, конечно: на самом деле ты надеваешь нейроинтерфейс на голову и пытаешься контролировать их движения. Так что можно сделать у себя дома точно так же — если, конечно, дома есть нейроинтерфейс. Если вы в самом начале, то нужно просто сесть и написать в Google: «Как научиться программировать». Ну, я так когда-то сделал.

Уметь программировать — это все равно что уметь забивать гвозди. На подсознательном уровне программировать умеет каждый. Нужно только хорошее алгоритмическое мышление. Вот игра «Поймай кота», где нужно загнать кота в круг, нажимая на клеточки, — хороший способ развития алгоритмического мышления.

В общем, если просто есть желание что-то сделать и есть алгоритмическое мышление, то можно многого добиться. А базовые знания в механике или математике нужны, только чтобы продвигаться быстрее. Вопросы о том, поработят ли роботы мир, мне, конечно, задают. Но я на них просто не отвечаю.
Made on
Tilda