интервью

Городские легенды:
любительские киносъемки в России сто лет назад и сейчас

Любительская документалистика возникла в России в 20-е годы прошлого века и была очень популярна в советское время. Среди немногочисленных современных инициатив с подобными целями — «Код города», кросс-медиа проект, в котором жители исследуют свой город и снимают о нем короткие истории. T&P узнали у его основателей Анны Селяниной и Евгения Григорьева, как они работают с режиссерами-любителями в регионах, что значит «мерцающий город» и зачем сейчас снимать хроники вроде «Публики, толпящейся у входа в театр» конца XIX века.
Первые документальные фильмы в Российской империи появляются почти сразу после изобретения кинематографа братьями Люмьер. Знаменитые кадры коронации Николая II и Александры Федоровны в Москве, снятые французским оператором Камилем де ля Серф, вышли в свет летом 1896 года. Одним из первых российских кинематографистов и документалистов считается фотограф Альфред Федецкий, чьи фильмы «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков», «Джигитовка казаков Первого Оренбургского казачьего полка» и «Смотр Харьковского вокзала в момент отправления поезда с начальством, которое находится на платформе» того же 1896 года были показаны в городском театре. Кино постепенно входило в быт: в 1907 году фирма «Гомон» по требованию зрителей выпускает в продажу четыре документальных фильма на местную тематику — о Третьей Государственной думе, смотре войск в присутствии императора в Царском Селе и перед Зимним дворцом и крестном ходе в Киеве 15 июля 1907 года.
Термин «кинолюбитель» появился в 20-х годах: его ввел французский киновед Леон Муссинак, говоря о необходимости энтузиастов объединяться в киноклубы, подобно клубам туристов. В середине
20-х этот термин широко использовался в советских журналах и газетах. Созданное в 1925-м ОДСК (Общество друзей советского кино) уже в 1927-м заключило соглашение с «Совкино» на использование в киножурналах любительской кинохроники. Так началась эпоха самодеятельных фильмов: в каждом крупном населенном пункте открывались кинокружки, которым «Совкино» выделяло пленку и киноаппаратуру, а также помогало организовывать экспедиции для кинолюбителей в отдаленные регионы страны с профессиональными операторами. В 1957-м заработала Всесоюзная комиссия по работе с кинолюбителями, которая стала представлять СССР в Международной ассоциации непрофессиональных кинематографистов. К 1980-м годам в СССР функционировали более 11 тысяч любительских киностудий и почти 2 миллиона режиссеров-одиночек.
Любительские кинокамеры СССР
«Код города» — проект, который появился три года назад и взял на себя похожую функцию — помогать с организацией съемок непрофессионального кино в регионах современной России. Идея проекта — активировать местную инициативу «снизу», горизонтально, помочь человеку снять историю про место, людей и события, которые имеют значение. «Код города» приезжает в регионы, организует краткосрочные кинолаборатории и помогает жителям снимать короткометражные фильмы о своем городе. Так появляется новая кинокарта России: на ней пока Первоуральск, скоро появится Ростов, а потом Красноярск, Иркутск и Ижевск.

Каждому городу присущ свой образ в разных медиа: в литературе, живописи, кино. Кроме официальных символов (в Туле — самовары, в Иваново — невесты), существуют личные истории, с которыми жители
связывают образ родного города. Получаются видео двух типов: истории, которые могут произойти где угодно, и символы только этого места. Например, рассказ о городской аптеке и ее сотруднице — история, подходящая для любого городка в России, а видео о «городошниках» — игроках в городки — становится уникальным символом Первоуральска, потому что в других местах игра, популярная во всех крупных населенных пунктах СССР, почти не сохранилась. Одна из целей проекта — с помощью видео на веб-карте узнать локальные истории и через них почувствовать город, в котором вы никогда не были или видели только официальную историю места из окна туристического автобуса. Конечный продукт содержит в себе три взгляда: то, что ценит в своем городе местный житель; как он хочет его представить перед другими людьми; что получается в конечном итоге (после кинолаборатории и монтажа).
Анна Селянина
Евгений Григорьев
— Ваша рабочая студия находится в Москве. Почему «Код города» поехал в Первоуральск, а не в Южное Бутово или Хамовники?
Евгений Григорьев: В России есть два города со своим лицом и осознаваемыми всеми кодами: Москва и Санкт-Петербург. Все остальные города как будто одинаковые. Мы меняем это представление. Для «Кода города» важна инициатива, которая поступает от жителей, культурных институций, администраций, поэтому мы приезжаем только в те места, куда нас зовут. Жители сами снимают истории, а мы только помогаем им по-другому увидеть свой город через объектив камеры.
— Получается, вы занимаетесь просвещением и сами только направляете деятельность местных жителей? Вот люди узнают о вас и понимают, что хотят создать историю своего города, — как им вас найти/пригласить?
Анна Селянина: Нас может позвать администрация города или независимая культурная институция. Например, в Красноярск нас позвал Фонд Михаила Прохорова. Мы провели исследование города и часть программы кинолаборатории, а результаты — исследование и идеи новелл — показали посетителям Красноярской ярмарки книжной культуры. Но связь с местным сообществом и институтами важна не только из-за финансирования. Город просто может не принять проект.
В истории с пермской «культурной революцией» главное не то, хороший ли куратор Гельман, а то, что контакт со средой или ее частью почему-то зашел в тупик и многое не прижилось. Например, пилотный проект «Кода города» в Первоуральске был сделан на заказ. Алиса Прудникова, куратор первоуральского ДНК (Дома новой культуры. — Прим. ред.), в 2012 году попросила нас создать программу, которая вовлечет жителей города в творческий процесс: чтобы через осознание, присвоение города житель сам становился частью его культуры. Сейчас на карте Первоуральска более 50 киноисторий, причем несколько новых эпизодов появились уже после окончания нашей лаборатории.
Работа в кинолаборатории © «Код города»
— Для любого крупного изменения культурного ландшафта требуется время и условия. Если вам нужен контакт со средой и привлечение горожан к вашему проекту, то как вы находите себе помощников в незнакомом вам городе?
Евгений Григорьев: В проект приходят люди, сталкеры, которые могут потратить часть своей жизни на поиск идентичности места, где они живут, и хотят снимать истории о городе. Они подают заявку на участие в проекте. Фильм и кинокарта — не единственные результаты проекта. После лаборатории в городе остается группа заряженных идеей людей, которые говорят на одном языке: скажем, появилось новое творческое сообщество, а участие в «Коде города» обеспечивает ему социальный лифт. Что вам нужно, если вы хотите что-то сделать в городе? Контакты и связи. Связи между отдельным инициативным жителем и администрацией или культурной институцией как раз и выстраиваются в процессе работы над фильмом.
— Кто такие сталкеры? Это ребята из фильма Тарковского, книги Стругацких, компьютерной игры или?..
Евгений Григорьев: Название появилось и от Стругацких, и от компьютерной игры. Отчасти, потому что одновременно с проектом в Первоуральске я ставил спектакль «С.Т.А.Л.К.Е.Р» в «Гоголь-центре». Сталкер — слово с определенной атмосферой: поиск в неизвестной зоне городской среды неизвестного артефакта, кода и т. д. Сталкеры у нас — это жители, которые снимают документальные короткометражки о своем городе. Они связывают свое будущее с городом, у них есть и свои с ним отношения, и своя история о нем. Я не хочу вкладываться в людей, которые собираются уехать. Создаваемые киноистории появляются не только в Сети: мы устраиваем премьерный показ фильма, собранного из работ сталкеров, в том городе, который в них запечатлен. Там мы встречаемся с местным зрителем и слышим после фильма две предсказуемые реакции:

— Спасибо вам! Я увидел город совершенно другим, узнал много нового; возможно, и сам бы принял участие.

— Это не мой город! Что, разве это Первоуральск?! То, что вы сняли, — это вообще не мой город! Как же вы не показали вот это и вот это?

На такие реплики мы отвечаем: «Вот вам камера, снимайте, а мы потом добавим на кинокарту».
«Фа-Соль», Маша Козлова, Наталья Воронкова
«Код города» / Первоуральск
— Вы работаете с частными лицами/бизнесом или государством? Кто может позвать «Код города» и какие вам нужны условия?
Анна Селянина: До обвала рубля костяк программы стоил около 2,5 миллиона рублей, а все модули проекта, включая полнометражный фильм и его премьеру, около пяти. Но на самом деле не обязательно реализовывать все части проекта, это зависит от задач, которые стоят перед городом: кому-то нужен именно полнометражный фильм, а кто-то хочет мобильное приложение — своеобразный гид по городу. Для нашей кинолаборатории нужны две аудитории, десять компьютеров, на которых можно работать с пакетом Adobe, оплата накладных расходов и гонораров преподавателей. Причем накладные расходы могут сильно сократить партнеры проекта: в Ростове нас, например, поддержал ДГТУ — поселил в общежитии для преподавателей. Съемочную технику мы привозим с собой: представители компании Canon в России случайно увидели в открывающих кадрах фильма о Первоуральске участников с фотоаппаратами Canon — надо сказать, что снимались тогда все с одной камерой по очереди — и предложили помочь нам техникой в следующих городах. Теперь шесть съемочных комплектов кочуют с нами по стране. Мы не предлагали Canon продакт-плейсмент, рекламу в фильме — нам и в голову не приходил такой простой ход.
— Расскажите, как проходит сама лаборатория, знакомство с городом. Чем все это отличается от туризма или одинокого изучения города хипстером-энтузиастом с айфоном, ютьюбом и гуглом?
Евгений Григорьев: Работа с городом начинается с тотальной неизвестности. Сначала мы садимся в автобус и едем по субъективному городу наших сталкеров, слушаем их истории. С нами едет краевед-экскурсовод: он дополняет истории, связывая место действия с прошлым. После экскурсии мы проводим воркшоп, на котором обсуждаем символы города. Этим занимается социолог Дмитрий Соловьев, который давно исследует коды городов и помогает нашему проекту. В итоге к концу второго дня у нас получается город, разложенный на смыслы и образы. Найденные коды мы сравниваем с мнениями о городе жителей из других регионов. Так вместе со сталкерами мы постепенно разбираемся, начинаем отличать общие коды (темы, которые есть во всех городах: пробки, ЖКХ, плохие дороги) от кодов конкретного места. И конечно, мы не хотим вечно быть сценаристами, режиссерами, операторами этих фильмов. Например, над кино о Ростове уже работала местная сценаристка Маша Зелинская. Сейчас есть предложение от режиссера из Кемерово запустить проект там.

Анна Селянина: На исследование дается всего два дня. После этого мы объясняем, как написать сценарную заявку, читаем лекции по драматургии, режиссуре, операторскому мастерству, рассказываем про веб-документари.
Работа над исследованием © «Код города»
— Ваши фильмы напоминают киноальманах «Париж, я люблю тебя» или фильм Балабанова, если бы он снимал лирические комедии. Что происходит с видео после завершения проекта?
Анна Селянина: В фильм попадают 7–12 новелл — самые интересные или наиболее связанные с городом. Остальные живут на кинокарте в Сети. Можно смотреть истории по определенным темам и в будущем делать сквозные истории про музыкантов или художников в разных городах. Григорьев мечтает, чтобы на сайте «Кода города» появилась кнопка «собрать фильм по желанию». А я мечтаю сделать мобильное приложение, похожее на TED. Например, у меня есть 20 минут времени и я хочу увидеть несколько историй на определенную тему. Это следующий шаг: найдем партнера и сделаем. Фильм о Первоуральске зовут на фестивали, он даже шел в кинопрокате в Москве. Фильм о Ростове «Напротив левого берега» сейчас смотрят отборщики кинофестивалей — увидим, как сложится его судьба. Есть и конкретные изменения в жизни наших сталкеров. Маша Козлова после лаборатории получила субсидию Минкульта и сняла по новелле с кинокарты «Папа» полнометражный дебют. Андрей Ветошкин поучаствовал как оператор в нескольких документальных проектах.
— «Код города» может выполнять часть работы исследовательских институтов и чиновников. Часть программы можно проводить на Днях города — вместо одинаковых и часто неинтересных жителю мероприятий на улицах. Я, например, в День города уезжаю из города. Понятно, на ваш проект нужны деньги, но можно устраивать меньше потемкинских праздников?
Анна Селянина: Да, мы думаем об этом. В День города нужно и уличные исследования проводить, и обязательно снимать — наблюдать за жителями. В Красноярске, например, уже полным ходом идет подготовка к универсиаде, администрация думает о брендинге территории; мы встречались с администрацией на Красноярской ярмарке книжной культуры, и, надеюсь, наше исследование будет полезным. Тут важно дополнить: на примере Красноярска мы сформулировали код «мерцающий город». Красноярск то появляется в медиапространстве — в СМИ, в лентах соцсетей, — то пропадает. Появляется, когда идет КРЯКК, КЭФ, биеннале в Музейном центре, что-то связанное с универсиадой, а потом его как бы опять нет. И так со многими городами, хотя на самом деле всегда есть о чем рассказать жителю.
Made on
Tilda