v-a-c

Политизация эстетики:
Марк Хатчинсон о четырех стадиях паблик-арта

МЕсли раньше паблик-арт соблюдал дистанцию между объектом и зрителем, то сегодня зритель становится соавтором художника. В результате диалектического преобразования такое искусство меняет наши представления о том, чем может быть искусство и его аудитория. T&P публикуют перевод текста художника Марка Хатчинсона в рамках совместного проекта с фондом V-A-C.
Вальтер Беньямин говорил, что на эстетизацию политики мы должны ответить политизацией эстетики. Это, конечно, был крик отчаяния перед лицом фашизма. Я думаю, что, помимо прочего, политизация должна означать анализ ограниченности художественных практик тем контекстом, в котором они реализуются. Беньямин и Адорно беспрестанно повторяли, что искусство, как и другие сферы человеческой деятельности, пронизано несвободой несвободного общества. Любая политика искусства (достойная так называться) должна объяснять, как искусство лишается своего потенциала: как экономические, идеологические и практические факторы ограничивают наше представление об искусстве и его возможностях. Так что любая политика искусства должна понимать, как искусство себя преобразует.

Вслед за философом Роем Бхаскаром я хочу рассмотреть эти преобразующие практики как процесс снятия запретов и подавления. Мне кажется особенно важным, что Бхаскар, описывая ограничения при нехватке свободы, не рассматривает их позитивистски как простые факты, но понимает их как виды отсутствия: отсутствие свобод, возможностей и потенциала. Таким образом, его идеи преобразования и действия вращаются вокруг [понимания] процесса отсутствия отсутствия.

В этом эссе я выделю четыре стадии развития паблик-арта, взяв за основу четыре ступени диалектики Роя Бхаскара. Это не четыре временные стадии в том смысле, что первая стадия заканчивается, затем начинается вторая и т. д. Это стадии истории, поскольку они отмечают процесс трансформации самих возможностей паблик-арта (и косвенно искусства как такового). Говоря языком Бхаскара, я хотел бы проанализировать паблик-арт как открытую систему, которая может приобретать новые свойства.

Как принято считать, паблик-арт открыт миру. Он может располагаться в самых разных местах — от, скажем, недоступного кратера Джеймса Таррелла в пустыне до «Ангела Севера» Энтони Гормли (1994–1998, Гейтсхед, Англия), которого отлично видно с автострады. Все искусство, относящееся к публичной сфере, должно существовать (как представляется, и существует) в том же мире, что и другие вещи. Размещая искусство в общественном пространстве, художник предъявляет свою позицию и убеждения. Различные виды паблик-арта показывают, какими искусство видит возможные отношения (и саму возможность отношений) с потенциальной аудиторией. Разные формы и объекты искусства, представленные в разных местах, провоцируют (или, наоборот, затрудняют) разные формы восприятия и взаимодействия.
В феврале 2015 года фонд V-A-C запустил новую программу по реализации художественных проектов в городской среде Москвы «Расширение пространства. Художественные практики в городской среде», направленную на распознавание точек взаимного интереса искусства и города, а также исследование способов их взаимодействия, адекватных социальной и культурной жизни Москвы. Одна из важнейших задач проекта — стимулирование общественной и профессиональной дискуссии о роли и возможностях паблик-арта в современной московской среде. В рамках совместного сотрудничества с фондом V-A-C «Теории и практики» подготовили серию теоретических текстов о паблик-арте и интервью с ведущими специалистами в сфере искусства в городской среде, которые делятся с читателями своими идеями о будущем паблик-арта.

Первый момент

Первая стадия, или первый момент, диалектики Бхаскара — это не-единство. Идея различия, или инаковости (термин, который предпочитает философ), важна для начала диалектического движения. В отличие от гегельянской диалектики, которая начинается с единства, у Бхаскара все изначально заряжено негативностью: вещи — это не то, чем они не являются. Чтобы мы могли наблюдать мир, предметы должны различаться, не должно быть гомогенности. Не-единство — это необходимый первый шаг любого процесса трансформации. Примером практики первого момента может быть внедрение антрополога-позитивиста в экзотическое сообщество. Такой исследователь отметит различные социальные и культурные роли, исполняемые членами того или иного сообщества, нюансы поведения, а также различные уровни социальной структуры и т. д. Что такой антрополог упустит и не проанализирует, так это свое собственное присутствие: способы установления отношений, свое влияние или же, наоборот, воздействие самого сообщества.

На первой стадии паблик-арта некий предмет искусства размещается в некоем общественном пространстве. Как и в случае антрополога первого уровня, для такого искусства характерна неоспоримая уверенность в своем проекте, а также дистанция между действующим лицом и местом восприятия. Паблик-арт первой стадии не обязательно будет патерналистским или авторитарным, но может страдать этим, так как в процессе его создания проблемы восприятия искусства упускаются из виду.

Вторая грань

Вторая стадия, или вторая грань, бхаскаровой диалектики — это отрицание. Оно не обязательно разрушает результаты первой стадии, а скорее реализует их, уничтожая отсутствие, нехватку, молчание и т.д. Здесь становятся заметны отношения между субъектом и объектом.

Процесс исследования может повлиять на объект, так же как изучаемый предмет может повлиять на студента. На второй грани возникает обратное воздействие. Если первый момент характеризуется уверенным различением и разграничением видимого, то на второй грани возникает вопрос: что из себя представляют эти различия и как они проводятся? Процесс становится саморефлексивным. Наш воображаемый антрополог осознает, как само его или ее присутствие воздействует на поведение исследуемых людей: они могут реагировать на присутствие антрополога, например, отвечая его ожиданиям. Антрополог, в свою очередь, вероятно, откажется от претензий на беспристрастность и объективную интерпретацию и вместо этого погрузится в практики изучаемого сообщества.

Что касается паблик-арта, вторая грань отрицает изолированность искусства. На второй стадии отчужденность превращается в рефлексивность. Отношения между искусством и публичной сферой, где оно располагается, становятся заметны и проблематизируются. Это отрицание безусловной и неопровержимой уверенности в действенности паблик-арта.

Отрицание художником-представителем паблик-арта роли независимого и самостоятельного производителя может принимать различные формы. Бюрократическим ответом будет превращение художника в специалиста. Сообщества, принимающие форму «публики», слышат призыв создавать свое собственное искусство под руководством художника-учителя. Такого художника не используют для создания произведений искусства, но приглашают в качестве эксперта, который может вести мастер-классы и т.п. Идея «искусства сообщества» — это реакция на насаждение среди коренного населения чужой культуры; искусство сообщества стремится заменить это чуждое искусство на другое, свойственное данному сообществу. В основании такого подхода лежит принцип, согласно которому культурные артефакты, значимые для сообщества и отвечающие на его запросы, могут создавать только члены этого сообщества. Отрицая колониализм, свойственный паблик-арту первого момента, такие стратегии отстаивают идею, что паблик-арт и его реальная или предполагаемая аудитория должны базироваться на едином сущностном основании. Это инверсия [по отношению к первому моменту] в том же смысле, в каком национализм является инверсией колониализма.

Третий уровень

Тотальность — это третья стадия, или третий уровень, диалектики Бхаскара. Она объединяет две первые стадии. В то время как отрицание подразумевает признание действия другого, тотальность требует взаимодействия между субъектами. Бхаскар называет ее единством-безразличием (unity-indifference) и различием-в-единстве (difference-in-unity). Тотальность — это термин для обозначения самосознания, или саморефлексивной осознанности, а также для описания взаимодействия: единство теории и практики. Тотальность подразумевает диалог и взаимонаправленность. Для нашего перспективного антрополога это означает диалог с сообществом, в котором он или она находится. Такой подход противопоставляется как теоретическим наблюдениям антрополога, находящегося вне сообщества (первый порядок), так и практическому участию антрополога в [жизни] сообщества (вторая стадия). И тот, и другой подход монологичны и одновалентны, жестко ограничены определенным набором смыслов, будь то на уровне дискурса или практики. Однако идея диалога подразумевает принятие структурированной и дифференцированной реальности, где один из уровней ее объяснения не исключает другого.

Для паблик-арта это означает ослабление напряжения между теми значениями, которые вкладывает [в произведение] художник, и теми, что вкладывает в него публика. Такое искусство учитывает и свою собственную сущность как паблик-арта, и экспозиционный контекст. Речь идет не столько о фактическом контексте, сколько о социальном и культурном. То есть художник работает со смыслом места, ориентируясь не на его пространственные характеристики, а на его обитателей и значение. Эта тотальность формирует публику, объединяя ее посредством различия — это множественная и разнородная, а не какая-то выделенная публика.
Используя это различие, я постараюсь выделить разные типы так называемых сайт-специфичных работ. Монумент «Ангел Севера» по своему замыслу сайт-специфичен, так как Гормли пришел к идее его создания, исследуя [ремесленные] навыки, не утраченные после закрытия кораблестроительных верфей, материалы, когда-то использовавшиеся для строительства кораблей, и т. п. Но выбранная Гормли художественная форма препятствует любому потенциальному диалогу с этой «спецификой». Напротив, «Битва при Оргрейве» (2001), реэнектмент знаковой забастовки шахтеров (1984), была ориентирована не только на физический и исторический контекст, но и на диалог. «Битва при Оргрейве» подразумевала обсуждение с привлечением самого художника, статистов, местных жителей и реальных участников забастовки — не только самих шахтеров, но и полицейских и представителей местной власти. Эти беседы не были всего лишь средством для создания реэнектмента, они стали частью самой работы. Аудитория была разнообразной: любители искусства перемешались с теми, кто интересуется политикой, посетители соседствовали с местными жителями и т. д. Думаю, те, кто не принимал участия в реальной забастовке, и те, для кого она была личной историей, воспринимали ее по-разному. Ничто из перечисленного, безусловно, не делает эту работу [безусловно] хорошей или лучше остальных. В любом случае, как мне кажется, для оценки паблик-арта такого рода требуются более тонкие критерии, чем для паблик-арта первой или второй стадии.

Четвертое измерение

Согласно Бхаскару, история не заканчивается на тотальности. Заканчиваясь, диалектический процесс начинается заново. Четвертая стадия, или четвертое измерение, бхаскаровой диалектики — это действие, а действие — это практика преобразования, а значит оно является своего рода самопреобразованием. Если тотальность представляет собой единство теории и практики, то действие — это единство теории и практики на практике. Это не рефлексивная осознанность, но, скорее, рефлексивное преобразование.

Действие — это преобразующая практика, то есть практика, меняющая саму себя. Диалектика Бхаскара на всех ее стадиях пронизана негативностью: процесс преобразования — это процесс устранения отсутствия, нехватки, ограничений, заблуждений и т. д.: отсутствие ограничивающих помех (или же отсутствия). Для Бхаскара логика и цель диалектики — это свобода. Я не могу сказать, чем окажется антропология на этой стадии, потому что диалектический процесс изменит то, чем является и может являться антропология: она будет преобразованной и преобразующей практикой. Возможно, после таких изменений антропология перестанет быть академической дисциплиной и уподобится гражданственности или политическому действию.

Четвертая стадия паблик-арта — это тоже практика преобразования, которая включает в себя и изменение возможных форм паблик-арта. Искусство оказывается искусством, изменяющим саму сущность искусства. Это резко отличается от первоначальной идеи преобразования. Четвертое измерение — это паблик-арт, который потенциально может изменить себя и свою публику, позволяет изменить себя при помощи публики, а также видоизмениться самим отношениям и определениям. Это ставит под сомнение (потому что действие радикальным образом неоднозначно) всякое искусство и всякого зрителя (и отношения между ними). В радикально открытой системе ты никогда не знаешь, кем ты можешь стать (или кем ты уже стал).

Таким образом, подобное искусство сложно увидеть и оценить, потому что оно меняет сами представления о видении и оценке. Вопрос о том, чем может быть или стать искусство, остается открытым. В радикально открытой системе определение радикального искусства может быть радикально преобразовано на практическом уровне.
Made on
Tilda