подборка
Спонтанность, случай, плагиат: как побороть боязнь белого листа с помощью приемов
авангардистов
Перевод: Петр Жеребцов
Как побороть творческий кризис? Теоретик культуры Маккензи Уорк предлагает обратиться за помощью к литературному авангарду. Спонтанность, случай, плагиат, выход в бессознательное, использование омофонов — могут помочь преодолеть «боязнь белого листа». T&P публикуют выборку восемнадцати основных приемов из блога Public Seminars.
Предлагаемые ниже игры пригодятся для решения двух проблем. Первая – это боязнь белого листа. Пора покончить с ожиданием так называемого вдохновения. Пора приняться за работу – это единственный способ преодолеть своё сопротивление труду. Вторая проблема здесь противоположная – это привычка писать, но писать всегда одно и то же. Пора отказаться от привычного мышления! Здесь нет никакого волшебства, ничего сверх-оригинального. Все игры построены на классических авангардных приемах. Дело в том, что авангардисты ничего не изобретали, а лишь открыли набор определенных параметров труда пишущего. И этими параметрами можно играть. Труд пишущего превращается в игру, если на время забывает свои задачи, а, будучи игрой, он становится продуктивным.
Расстройство (всех) чувств
Артюр Рембо
Одичай, освободись. Пора на время проститься с мещанской жизнью. Не работай. К черту лишних людей. Накурись. В крайнем случае просто накурись.
Детурнеман
Граф Лотреамон
Плагиат необходим, прогресс его подразумевает. Найдите отрывок текста, например, об игре. Перепишите его, но исправьте. Идеи совершенствуются. Перепишите отрывок, исправьте. Сотрите ложную мысль в переписанном тексте и вложите туда исправленную.
Как я написал несколько
Реймон Руссель
Выберите в тексте слово, у которого есть омофоны. Например: порог — порок — парок. Или же каламбуры. Напишите рассказ или очерк, в которых эта игра слов использовалась бы в качестве скрытого приема повествования или смысловой рамки без явного упоминания омофонов или каламбуров.
Спонтанность в языке
Хуго Балль
Выберите текст, может быть, из тех, что вы любите. Порежьте его на мелкие кусочки. Сложите их в мешок. Вытаскивайте по одному. Разложите их так, как вам нравится. Можно собирать слова из кусочков и организовывать их в законченные предложения. Главное — это спонтанность первого шага.
Дремы
Робер Деснос
Почитайте что-нибудь. Выбирайте тщательно. В вашем бессознательном есть то, что вы ищете. Укройтесь в тихом, темном месте. Не засыпайте, а лишь наполовину. Состояние дремы. В этом состоянии припомните слова – может из тех, что вы читали ранее. Записывайте все, что к вам придет. Или включите запись и говорите вслух.
Изысканный труп
Андре Бретон
Лучше всего играть с тремя участниками. Выберите тексты — подойдут тексты об играх или, например, о сюрреализме. Вырежьте одно предложение и положите бумажку с ним текстом вниз. Скажите другим игрокам последнее слово из предложения. Следующий игрок так же должен вырезать предложение, сообщив остальным последнее слово и т.д. Остановиться можно, когда получится написать целый абзац или страницу.
Двадцать строк
Гарри Мэтьюз
Оттолкнемся от слов Стендаля: «Писать по двадцать строк в день, гений ты или нет». Остается лишь немного ускориться в этот век текстовых редакторов! Можете написать двадцать строк текста за двадцать минут? Десять минут? «Гений ты или нет» — тут ключевой момент. Концентрируйтесь на выполнении нормы, более не о чем здесь размышлять.
Ограничения УЛИПО
Жорж Перек
Напишите абзац не используя слов с буквой «е». Справились, прекрасно! Напишите еще один абзац таким образом. Возьмите предложение из книги, где упоминается игра. Пользуясь словарем, замените каждое существительное на существительное пятью статьями выше. Напишите предложение из трех слов, за ним из пяти, потом из семи, из девяти и опять из трех. Теперь пишите предложения с нечетным количеством слов. Или придумайте свои собственные ограничения.
Работа работает
Гертруда Стайн
Напишите предложение утверждающее X. Напишите предложение опровергающее X. Напишите предложение примиряющее X и не-X. Напишите предложение опровергающее это примирение. Напишите предложение утверждающее X.
Чем меньше, тем меньше
Сэмюэл Беккет
Выберете абзац в тексте. Можно начать с теории письма. Постарайтесь упростить каждое слово в тексте до предела. Замените норманнские или латинские корни на саксонские [германские или латинские на славянские]. Не все. И никаких придаточных предложений.
Метод нарезок
Уильям Берроуз
Отберите несколько листов со своими или чужими текстами. Порежьте их на четыре прямоугольника. Разложите прямоугольники в новой последовательности. Перепишите оттуда более-менее складные предложения. Если вас не удовлетворил результат, то распечатайте листы заново, порежьте их и попробуйте еще раз...
Кости Флуксус
Джордж Брехт
Возьмите пару игровых костей. Назначьте для каждой грани определенное действие. Бросайте кости, пишите свою судьбу. Грани могут обозначать что угодно: темы для описания, наборы ассоциаций или идей, тексты для высвобождения или нарезок. Игры могут быть метаиграми. Метаигра может также быть игрой на удачу. Правда, в отличие от игр дадаистов, случай здесь более структурирован.
Отвращение отрицания
Юлия Кристева
Выберите предложение, определите в нем объект и субъект. Найдите третий элемент — отвращение (abject) — то, что исключено разрывом между объектом и субъектом, но при том размывает их отличие.
Возращение детурнеман
Ги Дебор
Выберите несколько текстов для работы. Совмещайте их и накладывайте друг на друга. Детурнеман может иметь дополнительные правила. Может быть, замена содержания текста на противоположный не является единственным типом высвобождения. Может быть, работа одновременно с значительными и менее значительными текстами может оказаться продуктивной.
Автоплагиат
Кэти Акер
Пишите от первого лица, либо от лица персонажа, который бы мог быть вами. Найдите другие тексты, которые написаны так же от первого или третьего лица. Смешайте эти художественные тексты с вашими автобиографическими. Создайте личность, которая не будет являться ни вами, ни кем-либо другим. Я — это другой.
Фларф
Шэрон Мезмер
Выберите несколько текстов. Об игре, например. Выберите из них несколько слов — чем страннее, тем лучше. Наберите их комбинации в строке поисковика, чтобы отыскать странные тексты, такие, которые вряд ли бы вам попались при обычных условиях. Отберите из них самые интересные и используйте в качестве сырого материала. Теперь этот материал можно использовать в любой другой подобной игре.
Концептуальное письмо
Кеннет Голдсмит
Письмо можно представить лишь как практику превращения всего на свете в строчки текста. Сочините по предложению о каждом предмете окружающей обстановки с описанием их цвета и текстуры. Перепишите все надписи с каждого предмета окружающей обстановки. Записывайте все слова и реплики, которые вам случайно удалось подслушать.
Фабрика скорости
Джон Кинселла
Для двух и более игроков. Первый игрок начинает текст из 300 слов. Второй игрок пишет следующие 300. Похоже на «изысканный труп», но здесь можно видеть весь написанный текст сразу, и устанавливается ограничение по времени. Если игрок не укладывается в отведенный лимит, то продолжает следующий игрок. Особенно весело заканчивать писать свои 300 слов где-нибудь посередине предложения.

Made on
Tilda