«Политех» глазами хранителей: 10 экспонатов из открытых фондов

Фото: Зарина Кодзаева
Текст: Катрин Ненашева
С начала ноября фонды Политехнического музея открыты для всех желающих — в павильонах АЗЛК проходят специальные экскурсии, на которых можно познакомиться с различными коллекциями Политеха. Всего в экспозиции около 200 000 предметов, демонстрировать которые будут в рамках различных выставок и образовательных программ. Первые шпионские фотоаппараты, локомобили и мотоцикл из императорского гаража — «Теории и практики» побывали в Открытых фондах на АЗЛК и нашли 10 экспонатов, на которые точно стоит посмотреть.
Главная цель Открытых фондов — продемонстрировать, как работает музей изнутри и из чего состоит музейная работа. Для этого на АЗЛК было создано две лаборатории — атрибуции и классификации. «Иногда довольно сложно понять, что за предмет оказывается в руках, — рассказывают хранители, — в лаборатории атрибуции зритель увидит экспонаты практически такими, какими они изначально попадают в музей. А вот главная задача лаборатории классификации — показать, как сотрудники классифицируют предметы и собирают их по типам».
1
История в деталях
В самом начале экспозиции зрителей ждет инсталляция, посвященная истории музея. Композиция объекта разбита на исторические периоды, в которых представлены характерные для того или иного промежутка времени экспонаты, причем все — из первых коллекций. В 1877 года Политехнический музей переезжает в здание на Лубянке, и вплоть до Первой мировой войны в музее проходит огромное количество различных выставок, лекций и чтений. Во время Первой мировой в музее открывают госпиталь, все работники активно помогают в уходе за ранеными, а еще устраивают для них выступления и кинопоказы. В 30-х коллекция музея резко сменилась — стали активно избавляться от «неугодных объектов». Уже потом, в 70 — х в Политехническом появляются новые отделы, связанные с промышленностью и космонавтикой. В рамках инсталляции представлена коллекция минералов и руд Соликамского месторождения — подарок И.В Сталину в день 70-летия от рабочих Ленинградского завода «Электроинструмент», счеты академика и вице — президента академии наук Виктора Буняковского, один из первых микроскопов барабанного типа, а еще множество старинных часов и манометров.
2
Первые шпионские фотоаппараты
Родиной шпионских фотокамер по праву считают Францию и Германию. В 1938 году рижский инженер Вальтер Зепп создал шпионскую фотокамеру, которую немцы выпускают до сих пор. «Мы хотели подчеркнуть некую детективную составляющую музейной работы, именно поэтому в экспозиции оказались первые шпионские камеры,», — поясняют хранители «Политеха». Здесь представлен шпионский фотоаппарат в виде часов и рукояти — трости, а также камера, позволяющая фотографировать «пиджаком»: устройство вешали на шею и закрывали под одеждой, объектив вставляли в петлю жакета, ручка затвора же выводилась в карман. Все части шпионских фотоаппаратов микроскопических размеров — для того, чтобы пользоваться такими предметами в своей работе, агентам приходилось не только дружить с техникой, но и быть очень осторожными и внимательными, дабы не потерять какую — либо деталь.
3
Астрономические часы
Сложные астрономические часы с восьмью барабанами — подарок Николаю II от мастера — самоучки Франца Карася. Эти часы показывают дни недели, количество недель в году, время восхода и захода солнца. Восемь пружин в механизме раскручивались на одну приводную ось, что позволяло часам год работать без завода. У часов довольно интересная история: когда кураторы «Политеха» оказались в «подсобке» Эрмитажа, то нашли там разбитые астрономические часы. Одна из хранительниц Политехнического собрала этот экспонат и отправила его на реставрацию, после которой часы выставлялись как работа неизвестного автора. Кому они принадлежали тоже было непонятно. И только через некоторое время в музей позвонили посетители и сообщили, что видели фотографию этих часов в подборке журнала «Нива» за 1907 год. Куратор нашла издание и выяснила, что этот экспонат принадлежал императору.
4
Коллекция мотоциклов
В проекте «Открытые фонды» представлена огромная коллекция мотоциклов разных производителей — от первого серийного 1901 года из Англии до самых популярных немецких и советских моделей. Хранители особенно гордятся трехколесным экипажем немецкой фирмы «Кудель», который получил золотую медаль на выставке в 1899 году. В музей этот мотоцикл попал из императорского гаража, так что работники не исключают: на нем мог ездить Николай II. Кроме того, в коллекции есть первый мотоцикл с кузовом (по легендам кузов выдерживал груз до 200 килограмм) и внушительная модель под названием «костотряс» — из -за того, что весь корпус и колеса состояли из металла, водитель этого транспортного средства чувствовал все кочки буквально на своих костях.
5
Первое устройство для автоматизации статистики
Первый статистический табулятор создал американец Герман Холлерит с целью ускорить обработку результатов переписи населения. Холлерит закончил работу в 1890 — ом году, после чего были проведены испытания, в ходе которых изобретение инженера признали лучшим. Российская империя закупила партию этих табуляторов для переписи населения 1897 года. Устройство использовалось для того, чтобы с помощью перфокарты заносить данные. В перфокартах работники выбивали отверстие для каждого значения — пол, возраст, наличие детей итд. Сортировка перфокарт была автоматической: из стопки счетный механизм находил отверстие в нужном значении и распределял документы по тому или иному принципу. После этого свою работу начинала счетная машина, которая могла автоматически посчитать людей определенного пола или возраста.
6
Паровая машина Ползунова
Когда на Колывано-воскресенских заводах значительно упала выплавка серебра, изобретатель Иван Иванович Ползунов предложил свой проект паровой машины. В то время в России практически не использовали подобных устройств, поэтому всю информацию ученый получил из книги «Обстоятельное наставление рудокпному делу», в которой описывалась паровая машина Ньюкомена. В своем проекте Ползунов предложил использовать два цилиндра (в паровой машине Ньюкомена был всего один). Когда в первый цилиндр, наполненный паром, впрыскивали воду, пар конденсировался, создавая в цилиндре разряжение. Под действием атмосферного давления поршень опускался вниз, а в этот момент во второй цилиндр начинал двигаться пар. Так машина Ивана Ползунова стала одним из первых устройств, которое преобразовывало энергию пара в механическую работу. Сама машина была сделана из дерева, поэтому сгорела довольно быстро. В Открытых фондах представлен оригинальный макет изобретения Ползунова.
7
Локомобиль
Передвижные паровые двигатели на колесах активно применялись в сельском хозяйстве для приведения в действие молотилок, мельниц, дробилок, иногда — для транспорта. Локомобили выпускали не только в Германии, но и в России — с 1908 года их производил Людиновский тепловозостроительный завод в Калужской области. Из — за малой экономичности в СССР локомобили перестали производить в 60 — ых. В «Политехе» можно увидеть локомобиль 1890 года, произведенный в немецком городе Гассен.
8
Редкие авто
В автомобильной коллекции музея есть специальная «судейская» машина, которая работала в Олимпиаду 80. Таких авто осталось всего два — местонахождение второго экземпляра точно неизвестно. В салоне судейской машины находится специальный стол, за которым располагались сразу несколько судей, а все результаты, вынесенные комиссией, проецировались на специальном табло. В течение всех соревнований машина курсировала по различным площадкам.

На АЗЛК также представлен единственный сохранившийся экземпляр автомобиля, произведенного Русско — Балтийским вагонным заводом. Завод был универсальным — на нем выпускали вагоны, гоночные, грузовые и санитарные машины. После революции завод закрыли, а из автомобилей практически ничего не сохранилось. Единственный экземпляр нашли в старом сарае в Кимрах в 1965 году — оказалось, что авто простояло там всю войну, но не было повреждено. Машина от «Руссо — Балта» работает по сей день — хранители говорят, что в музей редкий экземпляр пришел своим ходом.

Made on
Tilda