От стереоскопа до 3D-кинотеатра:
почему стереофотография до сих пор актуальна

Текст: Настя Николаева / Фото: © Keystone View Company
Стереовариооткрытки из детства и 3D-кинотеатры своим происхождением обязаны стереоскопу — прибору для просмотра объемных изображений. Стереофотография возникла в середине XIX века, но по-прежнему вызывает восторг даже у современного искушенного зрителя. T&P спросили у фотографа Романа Шмидта, почему стереофотография сейчас актуальнее, чем 160 лет назад.
Прародитель 3D-технологий
Стереоскопу — прибору, позволяющему видеть стереоизображение — столько же лет, сколько и самой фотографии. В 1837 году его изобрел Чарльз Уитстон — правда, сначала он был предназначен для просмотра не фотографий, а картин — специально созданных стереопар. Такой же метод использовал и Сальвадор Дали при создании своих стереоскопических работ, представленных ныне в его музее в Фигерасе. Немного позже, в 1849 году, британский физик-оптик Дэвид Брюстер разработал линзовый стереоскоп уже для просмотра именно стереофотографий, которые тогда все еще назывались стереодагеротипами. Развлечение это было недешевое: не многие в середине XIX века могли позволить себе не то что стереофото, но и просто фото. Все изменилось в 1860 году, когда американский физиолог Оливер Холмс разработал простую и мобильную систему просмотра — стереоскоп Холмса, иначе именуемый «американским стереоскопом». Как раз к этому же времени в широкий обиход входит более доступная, чем дагеротипия, амбротипия, а затем и привычная пленочная фотография.

Права на стереоскоп Холмса выкупила американская компания Underwood&Underwood. На рубеже XIX–XX столетий стереофотография стала массовым домашним развлечением: в моду вошли специальные Кайзер-панорамы — многоместные стереопанорамы, автоматически меняющие изображения. Это были некие предтечи кинематографа, куда продавались билеты на демонстрации новых поступлений.
С приходом XXI века стереотехнология нашла широкое применение в кинематографе. Хотя весь XX век существовали стереокиноленты и стереокинотеатры, общедоступным и повсеместным 3D-кино стало только в наши дни. Можно сказать, что оно стало своеобразным продолжателем дела «Кайзер-панорам». Однако обычная (можно сказать, бытовая) стереофотография по-прежнему остается не очень востребованной. Но это направление вполне может получить большое развитие в ближайшие десятилетия с упрощением систем просмотра 3D — например, с помощью 3D-телевизоров.
Важный исторический документ
С 80-х годов XIX столетия недорогие стереоскопы становятся обычным бытовым предметом в домах по всему миру. Так появился и новый жанр — не привычные кабинетные портреты, а живые, почти репортажные семейные кадры. Существовали и стереоскопические серии путешественников: географические и этнографические исследования дополнялись стереофотографиями. Особенно это было значимо для России с ее территорией и разным по составу населением. Регулярно издаваемые наборы стереокарточек с видами стран и мест, куда вряд ли мог добраться обыватель XIX века, моментально раскупались.
Другим популярным и коммерчески успешным жанром стереофотографии были эротические стереооткрытки. Такие снимки с изображениями обнаженной натуры давали возможность зрителю как бы подглядеть за изображенным сюжетом. Стилистически эротические стерео отсылали к классической и античной живописной школе: большое значение имела и ручная раскраска готовых кадров. Зачастую европейские и американские фотографы, работавшие в эротическом жанре, предпочитали анонимность, так как за распространение такого рода фото запросто можно было угодить за решетку.

В настоящее время этот массив снимков столетней давности — важнейший исторический документ. Сохранились большие личные архивы стереопар с видами городов Российской империи, хрониками Русско-японской и Первой мировой войны. Их изучение, анализ и демонстрация — возможности для возникновения общественного интереса, сопоставимого, к примеру, с увлечением дореволюционными цветными снимками.

Например, здесь можно посмотреть оцифрованные стереофотографии Сан-Франциско 1906 года, строительства железных дорог в середине XIX века, а также репортажные снимки с Панамо-Тихоокеанской международной выставки 1915 года. Исторические стереоснимки периодически демонстрируются в МАММ и ГМИИ имени Пушкина. В октябре в Музее Москвы прошла выставка коллекции стеклянных стереопар российского промышленника начала века, депутата московской Думы Сергея Челнокова. В его архивах хранятся кадры с последствиями восстания рабочих в 1905 году, потопа в Москве в 1908-м и открытия памятника Гоголю в 1909-м.
http://live-imho.livejournal.com/
Образование
Стереофотография во все времена имела прикладное научное значение. Простота восприятия объемной картинки одновременно с «вау-эффектом» не оставляют зрителя равнодушным к стереоизображению и часто пробуждают интерес к изучению устройства оптической конструкции, методов съемки, оптики и физики процессов в целом. Из-за того что стереофотография находится на границе физики (оптика) и физиологии (бинокулярное зрение), у многих зрителей, в том числе школьников и студентов, часто рождаются вопросы из серии «как это устроено?» и «как это работает?». И так как сегодня о существовании стереофотографии мало кто знает, ее демонстрация теперь — еще и важный просветительский и образовательный момент: люди приходят на выставку и удивляются, что такое вообще возможно. Это мотивирует их узнать об этом больше. Кроме того, в настоящее время стереофотография, перейдя в цифровую область, применяется в медицине, биологии и физике.
Ca. late-1890s
Личное участие
Стереофотография отличается от обычной тем, что создает иллюзию объемности и глубины пространства. В основе лежит феномен бинокулярного зрения человека: стереоэффект достигается путем разделения картинок для левого и правого глаза. Говоря проще, необходимо снять две фотографии (стереопару) и продемонстрировать их независимо каждому глазу, а мозг, проанализировав сигналы, остальное сделает сам. Чтобы увидеть стереофото, вам необходимо личное присутствие у стереоскопа или же специальные очки: его нельзя увидеть онлайн, передать по электронной почте или выложить в фейсбук. Это важный принцип доцифровой фотографии. Так в эпоху повсеместного интернета стереофотография может вернуть былую теплоту и ценность просмотра бумажного снимка эпохи пленочных снимков.
Nils Olsson Reppen
Любые интерьерные сюжеты, сюжеты с движущимися объектами (вода, огонь, пар и тому подобное) всегда поражают зрителя. Особенно если есть несколько планов — передний, средний, задний и более. Весьма любопытно переключать внимание, скользя по ним взглядом, и изучать фото не только «слева направо, сверху вниз», но и «вглубь». Иногда происходит и наоборот. Для моего арт-проекта я выбрал обратный прием: пользуясь стереофотографией и ее возможностью демонстрировать объем, я ввожу зрителя в заблуждение, заставляю напрячь воображение. Зритель видит объем, но не сразу понимает, что находится на первом плане, что на заднем, что является отражением, а что — реальным объектом.
Художественная составляющая
Крайне мало людей сейчас делают художественные стереопроекты. Но если их кто-то и делает, то обычно их сразу замечают кураторы. Посмотреть художественную стереофотографию можно было в рамках 6-й Московской биеннале современного искусства в павильоне на ВДНХ. 5–6 ноября ее можно будет увидеть в ЦДХ в рамках фестиваля современного искусства «Сверхновая».
Salvador Dali, «Dalí from the Back Painting Gala from the Back Eternalized by Six Virtual Corneas Provisionally Reflected in Six Real Mirrors», 1977
Ситуация, когда «бытовой» жанр превалирует над «художественным», была и в XIX веке, то есть по-настоящему арт-проектов в стерео почти никогда не было. Кроме Дали, арта в чистом виде, пожалуй, и не вспомнишь. Именно этим меня как автора стереофотографий и привлекает этот жанр: благодаря ему я по-новому воспринимаю привычную плоскую картинку. Нужно сразу при съемке учитывать не только композицию, цвет, свет, но и глубину, планы и воздух — говоря простыми, не техническими терминами. Знакомые сюжеты при этом обретают совершенно иные очертания: фотография, которая до того казалась набором плоских цветовых пятен, в стерео получает сюжет, смысл и наполнение. Теперь я уже понимаю, какие именно сюжеты станут работать в стерео, а какие нет.

Существует международное сообщество энтузиастов стерео — Phereo.com. Можно изучить его, чтобы понять, что происходит с жанром сейчас, но в основном там размещают любительские фотографии. Российских пользователей там крайне мало.
Made on
Tilda