ОБРАЗОВАНИЕ


РЫНКА


ОБРАЗОВАНИЯ

Знаковые учебные заведения, которые появились в 90-е
Образование рынка образования
Текст: Анна Докучаева, Дарья Борисенко
БЛОК С ОБЛОЖКОЙ ДЛЯ МОБИЛЬНОЙ ВЕРСИИ
Знаковые учебные заведения, которые появились в 90-е
«Выпуск-90» — это спецпроект «Теорий и практик» и Фонда Егора Гайдара о том, как за 10 первых лет в России изменилось образование и как оно меняло людей.
В начале 1991 года в России приняли закон о предпринимательской деятельности: школы и вузы стали регистрировать на общих основаниях с любыми коммерческими фирмами. Через несколько месяцев российские власти выпустили специальное постановление, которое поощряло «договорные отношения» в университетах, — оно официально разрешило платные услуги без всяких ограничений в суммах. Для каких-то негосударственных заведений это был единственный способ выжить: чтобы не зависеть от госструктур, некоторые вузы существовали практически в формате кружков, их официальный статус мало чем отличался от курсов для парикмахеров, где-то преподаватели сами оплачивали электричество, брали кредиты или закладывали машины, чтобы сохранить университет.

Задумывались об учебных заведениях нового типа и на высшем уровне. За несколько месяцев до распада Союза о совместном образовательном проекте — советско-американском университете — договорились президенты Михаил Горбачев и Джордж Буш — старший, так появился Международный университет в Москве. Из идеи создать экономическую магистратуру нового формата выросла Высшая школа экономики, а первые гранты на работу Европейского университета в Санкт-Петербурге получали при поддержке мэра Анатолия Собчака. Подробнее о том, как в России начинали работать независимые вузы и школы, а также что с ними сейчас, — в спецпроекте T&P и Фонда Егора Гайдара «Выпуск-90».
Российский новый университет
История

Год основания:
1991

Основатель:
Владимир Зернов

РосНОУ появился накануне распада Советского Союза на фоне разговоров о том, что узкоспециализированное образование больше не гарантирует трудоустройства. Нужно было готовить специалистов на стыке нескольких направлений — эта концепция образования популярна и сегодня, теперь ее называют «междисциплинарностью». Группа выпускников Московского физико-технического института задалась целью создать университет, аналогичный по уровню родному Физтеху, но при этом транслирующий гуманитарное знание. Ректор Владимир Зернов лично приглашал преподавателей из других вузов, обещая, что на новом месте не придется подчиняться старым правилам, а можно будет заниматься тем, что нравится, — так удалось получить ученых из МГУ, МГТУ им. Баумана, РГГУ, МФТИ и других крупных вузов. А чтобы привлечь студентов, преподавателям приходилось ходить по школам и рассказывать о новом университете.
РосНОУ сегодня
В 2012 году начался прием на бюджет, хотя для студентов это мало что изменило: всего университет выпустил 45 тысяч специалистов, прямо сейчас в РосНОУ учатся 13 тысяч, а бюджетных мест в 2017 году выделено всего 214. При этом в 2016-м университет получил бессрочную образовательную лицензию. На базе университета работают научно-исследовательские лаборатории — РосНОУ запатентовал 15 изобретений, среди которых, например, компактное устройство, предупреждающее о возможном инсульте. С 1999 по 2012 год научную деятельность курировал ученый и популяризатор науки Сергей Капица.

Владимир Зернов
основатель и ректор РосНОУ
Сначала мы получили здание бывшей партийной школы на Ленинградском проспекте, потом взяли в аренду корпус одного техникума — его директор пошел нам навстречу, когда увидел, что мы не просто торгуем дипломами, а занимаемся реальной наукой. После этого мы начали копить деньги на собственное здание. Россия — единственная страна на постсоциалистическом пространстве, где частные вузы не могут взять помещение в долгосрочную аренду, поэтому они вынуждены вкладывать деньги не в совершенствование учебного процесса, а в приобретение собственности. К 1998 году мы накопили деньги на корпус, но произошел дефолт, и все сгорело. Тогда у Рособрнадзора было обязательное требование: чтобы получить аккредитацию, нужно иметь собственное здание. Но ничего, оправились: через два года сумели приобрести другое здание, экономя на всем. Нам удается развивать университет, потому что мы эффективно вкладываем деньги, которые зарабатываем. Иногда, конечно, и кредиты берем, закладываем все — от машин до своего имени. Но если мы не будем развивать частный сектор образования, то останутся только государственные вузы — не будет никакой конкуренции. А такая система образования — как птица с одним крылом.
Независимый московский университет
История

Год основания:
1991

Основатели:
Владимир Арнольд, Яков Синай, Сергей Новиков и др.

Несколько преподавателей ушли с мехмата МГУ, чтобы открыть камерное учебное заведение и учить математике, не отвлекаясь на бюрократию и госстандарты. По факту университет существовал как кружок по математике: большинство учеников параллельно учились в государственных вузах и вечером приходили дополнительно заниматься в НМУ. Первое время вуз располагался в здании одной из математических школ, а преподавателям приходилось оплачивать электричество и прочие расходы. Но со временем университет получил собственное здание от города и нашел спонсоров, среди которых, например, соросовский институт «Открытое общество», французское посольство и «Яндекс».
НМУ сегодня
Университет до сих пор работает в статусе центра дополнительного образования, но его негосударственный диплом ценится в математических аспирантурах ведущих вузов России и мира — в НМУ учатся и иностранные студенты. С 2004 года ходить на занятия может любой, кто интересуется математикой, но чтобы перейти из статуса вольнослушателя в студенты, надо сдать три экзамена. Обучение для всех бесплатное — НМУ существует только на спонсорские деньги. Попытки расшириться и получить более-менее официальный статус так ни к чему и не привели, часть преподавателей перешла на дружественный математический факультет НИУ ВШЭ или уехала за границу.
Российский государственный гуманитарный университет
История

Год основания:
1991

Основатель:
Юрий Афанасьев

С самого начала РГГУ был громким государственным проектом и развивался в противовес консервативному, с трудом поддающемуся реформам МГУ, а его основатель и первый ректор Юрий Афанасьев был соратником Бориса Ельцина. С 1986 года Афанасьев возглавлял Московский государственный историко-архивный институт — на его базе и открылся РГГУ.

ИАИ существует с 1930 года, а Народный университет им. Шанявского, в помещениях которого располагаются основные корпуса на Миусской площади, и вовсе был основан в 1912-м — в советское время там была Высшая партийная школа. Поэтому считается, что у вуза долгая история. В 90-е в РГГУ сложилась альтернативная интеллектуальная среда: крупные советские ученые и деятели культуры, особенно из числа бывших диссидентов, отправляли сюда учиться своих детей (а сами здесь же преподавали). Университет позиционировал себя как «умное пространство», где нет четкого разделения на специальности: студенты могут посещать курсы других факультетов и сдавать по ним экзамены, а закрыть сессию можно, только активно работая в течение семестра (для этого приняли 100-балльную систему отчетности, где за итоговый экзамен можно получить не больше 35–40 баллов).

Историческая наука осталась основной: в РГГУ возникли самые разные исторические факультеты на стыке с другими гуманитарными науками — литературоведением, политологией, культурологией и так далее. Появлялись необычные специализации — например, «историческая антропология», где историю изучали исключительно с точки зрения французской школы «Анналов». Конечно, статус университета требовал большего размаха, и в РГГУ стали преподавать психологию и лингвистику, экономику и юриспруденцию, ввели и отдельные технические направления, например «защита информации» для подготовки программистов.

Весной 2003 года в РГГУ решил инвестировать Михаил Ходорковский — по 10 миллионов долларов каждый год (это удвоило бы бюджет вуза). Ректором университета стал один из руководителей ЮКОСа Леонид Невзлин, а Афанасьев и сам Ходорковский вошли в попечительский совет. «Деньги ЮКОСа» должны были обеспечить студентам весомую прибавку к стипендии, а преподавателям — к зарплате. Компания планировала финансировать вуз 10 лет, но уже через несколько месяцев начались уголовные преследования топ-менеджеров ЮКОСа — после того как спонсора РГГУ объявили чуть ли не врагом государства, университет превратился в проблемную зону. Юрий Афанасьев оставался президентом университета до 2006 года, но после назначения ректором Ефима Пивовара ушел, заявив: «Меня никто не принуждал уходить, просто я больше не могу работать с этими людьми — они редиски».
РГГУ сегодня
Ефим Пивовар был ректором 10 лет, за это время многие преподаватели ушли работать в другие вузы (в основном в ВШЭ), административных работников в университете стало больше, чем преподавателей, деньги ЮКОСа закончились, а университет озаботился «нравственными» вопросами вроде морального облика сотрудников (например, их сексуальной ориентации). В 2012 году РГГУ попал в список «неэффективных вузов» (хотя месяц спустя оказался в десятке самых востребованных университетов России). Из-за серьезных финансовых проблем руководство стремилось наладить отношения с властью, в итоге в стенах университета началась открытая пропаганда, а вуз то и дело оказывался в центре скандала: например, в 2015 году там сорвали лекцию активиста «Антимайдана» о западном заговоре против России, а в 2016-м новый ректор буквально по телефону пытался уволить ведущих профессоров — ученых с мировым именем.


Виктория Малкина
доцент кафедры теоретической и исторической поэтики, заместитель декана Института филологии и истории по научной работе
В начале 90-х вариантов филологического образования было не так много. Думала сначала поступать в МГУ. Но, во-первых, филфак МГУ всегда отличался латентным (и не очень) антисемитизмом, что никак не радовало, во-вторых, корпус «первого гума» наводил страшную тоску. А тут я услышала, что образовался историко-филологический факультет РГГУ с разными хорошими людьми. И здание понравилось гораздо больше. И историю я тоже всегда очень любила, а тут филология и история находятся в симбиозе, что не могло не радовать. И программа вступительных была гораздо интереснее. Когда принесла документы, выяснила, что тут в анкете вообще нет графы «национальность» (даже в паспорте она в тот момент еще была). А еще пришла сама Галина Андреевна Белая (декан! в тот момент это звучало страшно) и позвала девочек из приемной комиссии к себе в кабинет пить чай. Тут я окончательно поняла, что пришла в правильное место.

Я поступила осенью 1993-го, так что первое, что мы пережили вместе с факультетом и университетом, — это октябрьские события, когда, по слухам, Афанасьев с крыши смотрел на горящий Белый дом, а мы — преподаватели и немногочисленные студенты, решившиеся доехать до РГГУ — сидели в кабинете у Галины Андреевны, пили чай и слушали радио. Комендантский час отменили в те дни, когда мы репетировали капустник к 19 октября, дню рождения Галины Андреевны, который отмечали как день рождения факультета.

Московская международная киношкола (Киноколледж № 40)
История

Год основания:
1991

Киношкола на базе киностудии Московского Дворца пионеров с начала 90-х набирала учеников в старшие классы, с 8-го по 11-й. Вместе с базовым гуманитарным образованием дети получали практические навыки в области кинематографа, театра и журналистики, а главной особенностью школы стала форма обучения: ученики ездят в экспедиции и работают над остросоциальными проектами — например, исследуют историю ГУЛАГа.
Школа сегодня
С 2012 года Киношкола стала государственным Киноколледжем № 40 и получила собственное здание — до этого она располагалась «в гостях» у дружественных учебных заведений. Все это было сделано при поддержке известных деятелей культуры, чтобы сохранить школу, существование которой находилось под угрозой из-за реформы образования, изменившей порядок финансирования образовательных учреждений. Важным принципом работы колледжа остается социальная ответственность. К примеру, для проекта «Ты не один!» ученики киношколы создают спектакли и мультфильмы, организуют концерты вместе с воспитанниками детских домов и ставят их в домах для престарелых и интернатах для тяжелобольных детей.
Высшая школа экономики
История

Год основания:
1992

Основатели:
Ярослав Кузьминов, Евгений Ясин, Александр Шохин

Сначала Ярослав Кузьминов и Евгений Ясин планировали открыть годичную магистратуру и преподавать там экономику в новом формате. Кузьминов тогда преподавал на экономическом факультете МГУ, но там не были готовы к экспериментам с образовательными программами. В итоге идея переросла в университет для будущих чиновников, аналитиков и экономистов, которые могли бы продолжить реформы или консультировать власть. С января 1992-го Ясин начал работать в правительстве, и вместе с вице-премьером Александром Шохиным они убедили Егора Гайдара в необходимости такого проекта. ВШЭ сразу получила статус государственной, и правительство выделило деньги на открытие вуза из резервного фонда. Содержание вуза тоже финансировали из госбюджета, а часть расходов покрывали гранты. Например, для первой в России магистратуры по экономике школа получила грант Евросоюза TACIS, потом еще один — на развитие экономического образования в регионах. Университет сразу стал работать по Болонской системе (о которой в стране тогда почти никто не слышал), открыв и магистратуру, и бакалавриат. Первых студентов в магистратуру набирали с трудом: для поступления нужно было специальное разрешение, потому что по закону каждый мог получить только одно высшее образование бесплатно. При этом в ВШЭ росло число бюджетных мест, хотя почти все вузы в те годы, наоборот, делали ставку на коммерческое обучение. Вуз активно поддерживал либеральные реформы. В 1994-м Александр Шохин стал министром экономики, а уже в конце года его сменил на этой должности Евгений Ясин.
НИУ ВШЭ сегодня
«Вышка» давно перестала ассоциироваться только с экономическим профилем, специальностей стало намного больше — от компьютерной безопасности и прикладной математики до дизайна и лингвистики, а в научных лабораториях вуза проводят более 600 исследовательских проектов в год. При этом университет подчиняется напрямую правительству и работает для него как экспертный центр: сотрудники готовят аналитику для проектов постановлений, указов и законов. В соавторстве с руководством вуза были разработаны многие реформы 2000-х — от административной до внедрения ЕГЭ. Помимо прочего, вуз зарабатывает на консалтинге государственных и частных компаний (среди них — РЖД, «Роснефть», «Газпром» и «Аэрофлот»), а также ведомств, муниципалитетов и целых регионов.

Евгений Ясин
научный руководитель НИУ ВШЭ
Я помню, как мы гуляли вокруг памятника Льву Толстому в сквере напротив Академии имени Фрунзе, обдумывали, обговаривали детали. Вскоре мы уже обсуждали эту идею в правительстве, потихоньку готовили документы. Во главе правительства тогда был Егор Тимурович Гайдар, и с его стороны мы имели очень большую поддержку. Шли реформы, и стране остро нужны были люди, способные работать на продвижение этих реформ. В 1992 году мы стали готовиться к открытию, а 27 ноября Гайдар подписал постановление правительства о создании Высшей школы экономики. Так мы и родились. Это было очень тяжелое время, у нас совершенно не было денег, но было много людей, которые хотели нас поддержать и поддерживали. Первые помещения нам помог раздобыть тогда министр Шохин, они находились в здании Госплана. Потом было здание в Гнездниковском переулке: когда окончательно перешел на работу в Вышку, мой кабинет находился именно там, на четвертом этаже.
Hello world
Российская экономическая школа
История

Год основания:
1992

Основатели:
Валерий Макаров и Гур Офер

Школа начиналась с магистерской программы в области экономики: сотрудники готовили студентов к получению степени PhD за рубежом, чтобы после они с новыми знаниями и в новом статусе вернулись в РЭШ в качестве преподавателей. Для проведения экономических реформ России требовались кадры, выращенные не для плановой экономики. Об этом задумывались и российские, и зарубежные ученые-экономисты, среди которых были будущие основатели РЭШ — глава Центра экономико-математического института РАН Валерий Макаров и профессор Иерусалимского университета Гур Офер. Так как в России еще не было места, где изучали бы экономику без оглядки на идеи Маркса, Макаров разработал концепцию университета. Офера на мысль об экономической школе натолкнул Джордж Сорос, с которым они беседовали о будущем российской экономики. Через коллег и друзей будущие основатели узнали, как похожи их идеи, и в итоге встретились в Центральном экономико-математическом институте РАН, где было принято решение о создании РЭШ. Школа выделялась на общем фоне в первую очередь профессорским составом: Гуру Оферу удалось вдохновить многих известных зарубежных ученых-экономистов присоединиться к университету. Среди первых преподавателей были ученые из Эконометрического общества и специалисты по макро- и микроэкономике: Амос Видстем, Дон Патинкин, Цви Грилихес, а также другие энтузиасты, одно упоминание которых уже делало солидную рекламу вузу.
РЭШ сегодня
Сегодня РЭШ продолжает готовить экономистов и специалистов в области финансов, сотрудничая с российскими и зарубежными вузами, — за все время вуз выпустил больше 1600 человек. Школа предлагает собственную магистратуру, а также совместный с ВШЭ бакалавриат. Согласно рейтингу RePEc (Research Papers in Economics), РЭШ — лучший экономический институт по качеству исследований в постсоветских странах.
Московская академия образования Натальи Нестеровой
История

Год основания:
1992

Основатель:
Наталья Нестерова

Физик по первому диплому и преподаватель математики по второму (педагогику она освоила заочно), Наталья Нестерова ухватилась за идею коммерческих образовательных заведений еще до распада СССР. Уже в 1990-м она открыла Московский центр образования имени себя и сразу же стала его президентом. Годом позже появилась Гуманитарная гимназия Натальи Нестеровой, а в 1992-м предпринимательница уже была ректором Нового гуманитарного университета Натальи Нестеровой. Первоначально в университете преподавали самые востребованные специальности (экономику, управление и юриспруденцию), а также литературу, искусство, педагогику и танцы. Обучение стоило денег, но не слишком дорого, и требования к студентам были невысокими — совмещать учебу и работу труда не составляло. Как и другие коммерческие вузы, Академия Нестеровой хвалилась инновационным подходом к образованию: речь шла о загадочных идеях, разработанных в «Серебряном веке русского образования» (что бы это ни значило) и направленных на всестороннее развитие личности. «Нестеровка» быстро заслужила славу «арбузолитейного факультета заборостроительного института», дипломы Академии не воспринимали всерьез, но это был вариант для тех, кто не мог поступить на бюджет в государственный вуз и позволить себе дорогое платное образование — здесь всегда можно было получить корочку о высшем образовании. Академию широко рекламировали в прессе, вагонах метро и на телевидении: в рекламе неизменно появлялся портрет ректора в коричневом костюме — Нестерова кокетливо смотрит поверх прямоугольных очков, подперев рукой подбородок, и лично сулила первоклассное образование.
Академия сегодня
Постепенно в академии появлялось все больше факультетов, и на базе вуза открывались все более удивительные дочерние заведения. Так, «девушкам после 7-го, 8-го, 9-го класса» предлагали перейти на полупансион в Институте благородных девиц и отучиться на профессиональных русских невест: их ждали ежедневные уроки английского, а также плавание, фехтование, верховая езда и музицирование. При желании в Академии Нестеровой можно было провести полжизни — от детского сада до аспирантуры. Этот прекрасный мир пережил 90-е и даже 2000-е, но в 2012-м на фоне истории с «неэффективными вузами» у академии появились проблемы, а в 2013-м она не прошла госаккредитацию.
Вальдорфская школа № 1060
История

Год основания:
1992

Основатель:
Анатолий Пинский

Альтернативная педагогика проникла в Россию еще в конце 80-х. Учителя-вальдорфцы стали приезжать с лекциями, и в 1990 году в Москве открылся Центр вальдорфской педагогики, а в 1992-м — одна из первых вальдорфских школ. В начальных классах таких школ детей занимают музыкой, рисованием и играми, оценки никому не ставят и за успеваемостью не следят. Учебный план делится на несколько «эпох» — таким образом у детей формируется целостная картина мира. Материал подается в необычном формате: вместо стандартных занятий — двухчасовые интегрированные уроки, во время которых школьники изучают одновременно несколько предметов: от физики и биологии до истории и музыки. Например, изучая какой-либо исторический период, дети не записывают, а зарисовывают материал и после дома восстанавливают лекцию по рисункам. Более того, школьники практически не пользуются учебниками и техникой: всю информацию они получают от педагогов (у каждого из них около 15 учеников). Директором московской Вальдорфской школы № 1060 стал советник министра образования Анатолий Пинский, который позже был одним из разработчиков реформы образования 2000 года.

Школа сегодня
Основной трудностью для сотрудников школы остается выполнение требований Министерства образования: несмотря на то, что оценки ученикам не ставят, они в любом случае должны сдать выпускные экзамены и получить аттестат. В учебном заведении аккредитованы только начальная и средняя ступень образования, дальше учеников официально переводят в экстернат при государственной школе № 169, где они в итоге (вполне успешно) сдают экзамены. При этом дети продолжают учиться по штайнеровской методике до самого выпуска.
Европейская гимназия
История

Год основания:
1992

Основательница:
Ирина Боганцева

Европейская гимназия появилась на базе частного детского сада, который будущий директор школы Ирина Боганцева основала для своей дочери. Проект получился удачным: довольные родители дошкольников не захотели отдавать своих детей в государственные школы, и Боганцева решила набрать первый класс. Сначала Европейская гимназия располагалась в арендованном здании государственного детского сада. Потом школа приобрела его за символическую плату, но нашлись чиновники, которые решили оспорить сделку, — директрисе пришлось доказывать законность покупки на протяжении четырех лет. Но, несмотря на трудности, школа активно развивалась именно в 90-е. Гимназия отличалась от государственных не только тем, что брала плату за обучение, но и атмосферой: учеников приучали конкурировать между собой, заниматься самообразованием, а тех, кто подрывал дисциплину, могли попросить сменить школу.
Гимназия сегодня
В школе дети получают образование по программе Международного бакалавриата (IB). Эту систему создали в 1968 году в Международной школе Женевы, и она помогает студентам поступать в престижные вузы за пределами страны (при этом в России диплом IB признают только МГУ и Плехановский университет, так что выпускники гимназии сдают и ЕГЭ). В средней и старшей школе можно выбрать — учиться на русском или английском; кроме того, для подготовки в вуз ученики выбирают предметы для углубленного изучения. Из года в год в вуз поступают 100% выпускников.
Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете Ю. А. Шичалина
История

Год основания:
1993

Основатели:
Юрий и Елена Шичалины

Изначально супруги и преподаватели МГУ Юрий и Елена Шичалины открыли собственное издательство, чтобы обеспечить своих студентов необходимой литературой по древним языкам, а также курсы латыни и древнегреческого. Курсы пользовались спросом не только у будущих студентов исторических и филологических факультетов, но и у взрослых, а многие приводили заниматься и своих детей. Из детских групп по древним языкам и выросла православная гимназия Шичалина. Супруги хотели создать классическое учебное заведение: в дореволюционной России в университеты поступали только выпускники со знанием латыни и древнегреческого — именно этой модели придерживались основатели гимназии. С момента основания в ней преподают действующие сотрудники ведущих российских вузов и РАН, но главное новшество для постсоветской России — православный характер гимназии. Школа подчиняется Отделу религиозного образования и катехизации РПЦ. С первого класса дети читают Библию, учат церковнославянский и даже иногда участвуют в службах в составе церковного хора.
Гимназия сегодня
Важной частью образовательной политики остается нравственное воспитание учеников: их приучают помогать отстающим, дружить и уважать друг друга и старших. При этом о качестве образования заботятся не меньше: ученики нередко становятся победителями и призерами российских олимпиад, а выпускники поступают в престижные вузы. Но до выпускного доучивается не каждый: из 20 человек в первом классе к 11-му в среднем остается семь учеников.
Европейский университет в Санкт-Петербурге
История

Год основания:
1994

Основатели:
Николай Вахтин и
Борис Фирсов

С конца 1980-х в петербургских академических кругах обсуждали идею открытия независимого от государства университета, где научная работа преподавателей будет устроена на международном уровне (а значит, они перестанут сбегать за границу). К началу 90-х несколько ученых разработали концепцию Европейского университета, а в 1994 году заведение было официально зарегистрировано при поддержке мэра города Анатолия Собчака. При разработке пришлось пожертвовать многим: идею Собчака о факультете страноведения признали несостоятельной из-за прикладного характера направления, от психологии отказались из-за нехватки «серьезных» специалистов, а от юриспруденции — из-за того, что это слишком коммерческая сфера. В 1994 году на грант Joint European Project члены команды съездили в Кембриджский, Копенгагенский и другие университеты, а на грант Фонда Макартуров были созданы Открытые аспирантские курсы — они не давали какую-либо степень, это был тестовый формат, в котором вуз работал первые несколько лет. Эти курсы обеспечили хорошую рекламу для университета — в первый набор поступило более 400 заявлений от желающих ходить на лекции. Первое время основным инвестором вуза оставались городские власти, но уже в конце 1995 года Европейский университет начал получать средства от международных некоммерческих организаций: фондов Сороса, Макартуров, Форда и других. На эти гранты открыли четыре факультета (экономики, этнологии, истории, политических и социальных наук), и университет получил право на дневное обучение студентов. Помимо прочего, на эти средства создали необычную для России научную библиотеку, где собрали новинки мировой научной литературы и справочные материалы по профилю вуза. Сейчас в ней хранится около 55 тысяч книг.
ЕУСПб сегодня
В июле 2016 года Генпрокуратура РФ начала проверку университета по инициативе депутата Государственной Думы Виталия Милонова. В качестве причины политик назвал неоднократные жалобы студентов на то, что их заставляют писать работы на «несвойственные для россиян темы» вроде прав сексуальных меньшинств. В этом же месяце университет посетила внеплановая проверка Рособрнадзора, которая выявила 120 нарушений, в числе которых были «отсутствие антиалкогольной пропаганды и собственного спортивного зала». Несмотря на то что ЕУСПб устранил большинство претензий, в марте 2017 года вуз все-таки лишился лицензии на осуществление образовательной деятельности, а в июне 2017 года ректор университета Олег Хархордин покинул свой пост. ЕУСПб продолжает оспаривать решение Рособрнадзора в суде.

Илья Утехин
кандидат исторических наук, профессор факультета антропологии ЕУСПб
ЕУ был задуман как обучающая аспирантура, где исследователи могут создавать свою школу. Изначально тут не было преподавателей — были ученые, у которых имелась потребность включать аспирантов в свои проекты. И с самого начала предполагалось, что студенты включаются не в учебную, а в самую что ни на есть реальную, конвертируемую на уровне результатов исследовательскую работу. Большая нагрузка, невозможность совмещать это ни с чем другим — все это искупается подлинностью происходящего, неимитационным характером учебы и исследований. Поначалу у нас не было аккредитации, была лицензия на дополнительное образование — примерно как у курсов парикмахеров. Это нас волновало в основном потому, что мальчиков с курсов парикмахеров забирают в армию. Новая лицензия и аккредитация магистерских программ решили проблему и позволили выдавать дипломы государственного образца. Хотя, вообще-то, государственный образец не связан напрямую с качеством образования — у Оксфорда ведь нет аккредитации.
Московская высшая школа социальных и экономических наук (Шанинка)
История

Год основания:
1995

Основатель:
Теодор Шанин

Шанинка начиналась как инновационный эксперимент. Основал школу социолог, профессор Манчестерского университета Теодор Шанин. К этому моменту он успел пожить в разных странах и решил перенести западные методики в систему российского образования. Перед началом работы преподаватели полгода стажировались в английских университетах. Библиотеку помогал формировать Институт библиотечного дела в Ливерпуле, первые два года ею руководили иностранные специалисты. Учебные программы старались привести к международным стандартам — в итоге их признали и британские университеты, и российское Министерство образования. Кроме того, на постсоветском пространстве Шанинка одна из первых серьезно занялась социальными науками: с самого начала там изучали социологию, правоведение, теорию политической науки. Школа поддерживала эти «некоммерческие» направления за счет зарубежных спонсоров (позднее к ним присоединились и российские — Министерство образования и Национальный фонд подготовки кадров).
МВШСЭН сегодня
Сегодня в школе есть несколько программ бакалавриата и магистратуры, в том числе две совместные магистерские программы с РАНХиГС — «Медиаменеджмент» и «Поведенческая экономика». Обучение на бакалавриате платное (но стоит значительно дешевле для студентов-бюджетников из РАНХиГС), а в магистратуре есть и бюджетные места. Поступая в школу, студенты выбирают программу российской или британской магистратуры — во втором случае выпускники получают диплом Университета Манчестера. Школа выделяет стипендии для слушателей из российских регионов и бывших советских республик, а также предлагает программы онлайн-образования.

Теодор Шанин
Посоветовавшись с друзьями в академической России (в особенности с Татьяной Заславской и Юрием Левадой), я написал тогдашнему министру образования Геннадию Ягодину, предложив создать четыре экспериментальных постдипломных университета (российско-английский, -американский, -французский и -немецкий), которые послужили бы инструментами для осмысленной интеграции иностранного опыта и началом процесса подготовки «новых» университетских преподавателей. Министр предложил начать с создания одного такого университета как лаборатории для продвижения программы. Выбрали британское образование.

Под следующим постгорбачевским министром утвердили программу, с тем что ресурсы для нее должны были прийти наполовину из правительственного бюджета, — вторую половину утвердили Британский совет и Фонд Сороса. Принятие этого плана было осыпано чиновными комплиментами и шумно отпраздновано в гостинице бывшего ЦК. Мы создали рабочую группу, которую возглавили я сам и Ярослав Кузьминов, представлявшие две академические культуры, британскую и российскую.

Спустя некоторое время министр образования сообщил рабочей группе, что министерству не удается найти здание, которое должно быть частью русского вклада в бюджет программы. Рабочая группа нашла альтернативное решение этого вопроса, и тогда ей сообщили, что «не находится решения вопроса квартир для иностранных преподавателей». Рабочая группа нашла альтернативное решение и этого вопроса, и тогда нам сообщили, что обещанный бюджет развития нельзя получить, «так как бюджет на этот год уже сверстан». После этого представитель Британского совета в России сообщил рабочей группе, что в создавшихся условиях Совет отказывается от проекта, а деньги, уже заложенные на него, перечисляются на другие цели.

Есть идеи, в которых, по-видимому, горит жизненная сила. Они воссоздаются из пепла. Спустя некоторое время академик Абел Аганбегян пригласил меня стать новым ректором Академии народного хозяйства. Он сообщил, что знает про проект русско-английского постдипломного университета и предлагает вернуться к нему. На мой ответ, что после произошедшего я не готов продолжать работу с Министерством образования, он сказал, что лично предлагает место для проведения этой программы на территории академии. Мы создали новую рабочую группу и получили финансовую поддержку нескольких доброжелателей, из которых первым стала Академия народного хозяйства.

Высшая академическая школа
графического дизайна
История

Год основания:
1997

Основатель:
Сергей Серов

В 1996 году руководство Московского художественного училища прикладного искусства открыло факультет дизайна, пригласив преподавателей Академии Строганова. После первого же семестра студенты оказались возмущены качеством обучения. Чтобы спасти ситуацию, руководство привлекло мастеров из Академии графического дизайна — так появилась ВАШГД. Школа состояла из авторских мастерских ведущих дизайнеров-практиков, каждый из которых предлагал свой подход к пониманию дизайна. В основном студенты все время посвящали практической работе: создавали афиши мероприятий или занимались разработкой фирменного стиля компаний (например, несколько серий плакатов к годовщине аварии на Чернобыльской АЭС или акция к «Ночи музеев»). Руководитель ВАШГД Сергей Серов описывает экспериментальный проект как «постмодернистскую школу для постиндустриального ХХI века, развивающую постбаухазскую креативную педагогику».
ВАШГД сегодня
В 2015 году МХУПИ присоединили к Строгановскому училищу, где было принято решение упразднить ВАШГД. Наследником школы можно считать Школу дизайна РАНХиГС при Президенте РФ с бакалавриатом и магистратурой под руководством основателя ВАШГД Сергея Серова. Кроме того, в 2010 году Сергей Серов, Петр Банков и Валентина Удинцева основали Пражскую школу дизайна, которая применяет опыт ВАШГД, организуя короткие образовательные программы.

Сергей Серов
основатель и руководитель ВАШГД
Мы появились в стенах училища в качестве спасителей, при этом не проявляя особой заинтересованности в финансах. Поэтому руководство предоставило ВАШГД полный карт-бланш, взяв на себя ограждение пространства нашей свободы забором из необходимой липовой документации. Думаю, во всем мире не было ничего подобного: полная свобода, никакой бюрократии. ВАШГД состояла из авторских мастерских, руководитель мастерской набирал курс и вел его до дипломов, приглашая своих коллег поучаствовать в процессе тогда, когда это было ему нужно (а не по учебному плану). Так что коллеги-дизайнеры приходили преподавать не за деньги, а за компанию.
Источники: © Skilpaddle / commons.wikimedia.org, © http://ifi.rsuh.ru, © Людмила Савельева
«Выпуск-90» — это спецпроект «Теорий и практик» и Фонда Егора Гайдара о том, как за 10 первых лет в России изменилось образование и как оно меняло людей.
Закон «Об образовании», который Россия приняла в 1992 году, был признан ЮНЕСКО самым демократичным и прогрессивным образовательным документом того времени.

В нем не только гарантировали бесплатное для всех общее образование, но также отмечали, что его надо адаптировать к особенностям развития и уровню подготовки детей. Прямо в документе было прописано, что государство готово помогать способным ученикам, в том числе с учебой за границей.

В законе официально объявили свободу в образовании: ни местная, ни федеральная власть не могли вмешиваться в учебный план, а школы и вузы получили самостоятельность в выборе учебных программ и системы оценок.

Параллельно с этим по всей стране бастовали учителя, в республиках пытались запретить русский язык, становилось все больше сирот и малообеспеченных семей, а регионы всеми способами старались выжить.

Для спецпроекта T&P и Фонда Егора Гайдара «Выпуск-90» мы поговорили с бывшим министром образования Евгением Ткаченко, который пришел на эту должность через несколько месяцев после принятия закона и возглавлял министерство с 1992 по 1996 год, о том, каково было менять систему образования, когда денег не хватало даже на буквари.

ИНТРО БЛОК ДЛЯ МОБИЛЬНОЙ ВЕРСИИ
Читайте все:
© 2009—2017 Теории и практики. Использование материалов сайта «Теории и практики» разрешено только при наличии активной ссылки на источник. Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам.
Made on
Tilda