— Оказалось, что самое сложное — это что люди просто не понимают, что такое личные вещи. Приезжаешь в интернат, тебе в лучшем случае показывают, что у ребенка есть собственные трусы. Но, скорее всего, это будет какой-нибудь парадный костюм. А трусы, носки, футболки в большинстве мест могут быть общими, и это считается нормальным. Меня это просто выводит из равновесия. Вот в том месте, в котором мы недавно были, дети не бриты налысо, но с очень коротким ежиком. Но ведь у мальчиков сейчас бывают такие красивые стрижки — это же тоже часть личности. А бывает, что и девочки все налысо. И женщины. Зачем? Понятно, что так проще в уходе — иначе надо же будет причесывать. Но по отношению к личности это безжалостно. Потому что мы — это наша одежда, наша еда, то, что мы выбираем. Они все едят одно и то же. Ну я, например, не ем одно и то же, у меня есть какой-то выбор. А там человек настолько лишен самостоятельного выбора, что даже непонятно, как он потом будет жить. Это же надо пойти в магазин и выбрать — а как? Тебе же всю жизнь давали.
Хотя три года назад там даже не было места, где все могло бы храниться. Сейчас, как раз в санпинах — по детским учреждениям новые санпины вполне разумные, мы немножко приложили к ним руку, — требуется тумбочка. Она еще не везде есть, но в перспективе они понимают, что у каждого должна быть тумбочка. Но ты приходишь — она либо пустая, либо в ней в лучшем случае пижама. Но, вообще-то, есть же еще что-то другое. Мои фотографии, моя книжка. «Он не понимает книжки». Хорошо, значит, погремушка. Что-то свое должно быть у каждого, это очень важно.
Надо сказать, что очень многое так устроено не от злой воли, а от непонимания. И я вижу, что надо учить персонал. Вот мы пишем книжки-пособия и для родителей, и для сотрудников интернатов. И ездим, чтобы обучать — настолько, насколько у нас хватает ресурса, и настолько, насколько интернаты понимают, что это нужно. Не все же понимают.