Культура фейка, детектор чепухи

и адепты лженауки


Как прокачать критическое мышление


Текст: Maria Dolgopolova
Человеку будущего в условиях вечного информационного шума вряд ли удастся выжить без критического мышления. Ему уже учат во всех ведущих университетах мира, но пока такие уроки не дошли до каждой школы, стоит взяться за прокачку этого важнейшего навыка самостоятельно. «Теории и практики» собрали свои лучшие материалы о том, как появилась культура фейка, почему люди обожают простые объяснения и что делать, если в интернете кто-то не прав.
«Матемаг» и специалист по комбинаторике Артур Бенджамин, чьи способности молниеносно вычислять в уме до сих пор приводят ученых в замешательство, написал книгу с рецептами по быстрому совершению математических операций. Отдельно он остановился на проблеме проверки научного утверждения. Как в условиях избытка информации отделить ложное от правдивого? T&P опубликовали универсальный фильтрующий алгоритм, описанный Бенджамином и его соавтором Майклом Шермером, историком науки и основателем «Общества скептиков».
«Один мой знакомый вылечился молитвой», «вирус СПИДа никто не видел» и вообще «в науке все постоянно меняется, Джордано Бруно тоже когда-то сожгли на костре». От аргументов людей, которые яростно отстаивают лженаучные идеи, может сойти с ума даже самый вменяемый, а спорить в интернете способны только люди с крепкой психикой. Научный журналист и главный редактор портала «Антропогенез.ру» Александр Соколов предлагает рассматривать интернет-дискуссии как просветительские мероприятия. T&P публикуют отрывок из его книги «Ученые скрывают? Мифы XXI века».
Нельзя выбрать профессию на всю жизнь, обязательных знаний в эпоху интернета не существует, а главная проблема сегодняшних студентов — как отличить факт от фейка, считает литературовед и историк, профессор Оксфордского университета Андрей Зорин. В интервью «Теориям и практикам» он рассказал, что делать с переизбытком информации, какие факультеты должны умереть и почему его исследование эмоциональной культуры касается именно образованного человека.
Параллельно с наукой развивалось множество учений, якобы основанных на научной методологии, но на деле лишь имитирующих профессиональный подход. Они часто предлагают простые решения для задач, серьезное изучение которых требует специальной профессиональной подготовки, некритично относятся к собственным теориям и слишком доверяют случайным совпадениям. T&P составили список самых известных псевдонаук от френологии до соционики, которым так и не удалось заслужить доверие ученых.
Мы постоянно сталкиваемся с лженаучными мифами — некоторые из них очень популярны, и не всегда просто понять, что якобы аргументированная теория является всего лишь чьей-то больной фантазией. T&P поговорили с научным журналистом и главным редактором сайта «Антропогенез.ру» Александром Соколовым о том, как отличить новатора от лжеученого, кто до сих пор верит в инопланетян и почему депутатам Госдумы так не нравятся продукты с ГМО.
Борьба с лженаукой становится так популярна, что сама иногда превращается в антинаучную деятельность. Идеи, которые не подкреплены никакими исследованиями или давно опровергнуты, распространяются как вирусы. Член комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований Александр Сергеев прочитал лекцию для «Общества скептиков», где рассказал, как бороться с этой эпидемией, и объяснил, почему скептицизм — это оружие, которое иногда работает против нас самих.
Учеба ради оценок давно стала эпидемией школьного образования. Зараженные этим вирусом дети ведут себя как роботы: заучивают домашние задания от абзаца до абзаца, пишут сочинения по шаблонам и бесконечно тренируются решать однотипные тесты. Хотя на рынке труда задачи, которые можно выполнить по инструкции, все чаще передают машинам, а от людей требуется способность рисковать, экспериментировать, изобретать и мыслить критически. Джули Литкотт-Хеймс в своей книге «Отпустите их. Как подготовить детей к взрослой жизни» разбирает эти проблемы на примере американской системы образования.
Мы живем в эру поисковой культуры, когда Google и другие системы ведут нас в будущее, состоящее из точных ответов. Окей, мы сможем ответить на вопросы, но хватит ли у нас ума их задать? Книга «Во что мы верим, но не можем доказать: Интеллектуалы XXI века о современной науке» — собрание гипотез ученых об устройстве мира, познании и разных представлениях об истине. T&P публикуют эссе профессора психиатрии Рэндольфа Нессе о том, как вера в безумные теории участвует в естественном отборе.
Обман — движущая сила эволюции. Так считает Бор Стенвик, автор книги «Все мы врем» о феномене лжи в природе и культуре. «Теории и практики» встретились с норвежским писателем в Москве и поговорили о том, существует ли правда в современном мире и нужно ли ее искать.
Made on
Tilda