Существует расхожее мнение, что феминизм и религия несовместимы, и гендерные исследования, которые фокусируются на этой проблематике, настроены на критику религии как патриархатной системы. Считается, что критиковать религию можно только со стороны внешнего наблюдателя, что критика изнутри невозможна, поскольку верующие принимают все постулаты своей религии как богоданные и потому незыблемые. Однако в западном богословии сформировано и функционирует такое направление, как феминистская теология. Она занимается пересмотром практик, традиций Писания авраамических религий.
В 1895–1898 годах была в двух частях издана так называемая женская Библия, она стала результатом деятельности первой американской феминистской революции и Элизабет Стэнтон, американской суфражистки. Элизабет Стэнтон вместе с другими женщинами-христианками собирались вместе и анализировали те места Писания, которые свидетельствуют о женщинах, с целью их пересмотра в свете новых жизненных реалий. По сути, она сделала комментарий к этим местам Писания. Когда эта Библия была издана, против нее, как ни странно, выступили суфражистки: они посчитали, что критика официальной религии может негативно сказаться на их деятельности. Духовенство же и вовсе охарактеризовало ее как «деятельность от Сатаны», по словам самой Cтэнтон.
В 1911 году в Великобритании был создан Международный союз Жанны д'Арк. Он был призван обеспечить равенство мужчин и женщин не только в обществе, но и в Церкви, и его участницы использовали такую формулу: «Молите Бога, она услышит нас». Обращаясь к Богу «она», они подчеркивали, что Бог выше половых различий.
В 1970-е годы группа теологов из США и стран Западной Европы создали феминистскую теологию. Феминистская теология бывает двух видов: христианская (здесь можно выделить таких деятельниц, как Элизабет Шлуссер Фьоренца, Филис Трибл, Розмари Рутер) и постхристианская, так называемая feminist spirituality — феминистская духовность. Представители феминистской духовности считают, что на смену божествам авраамических религий придут фемининные божества, которые адекватно отражают женский опыт.
Согласно апостолу Павлу, в раннехристианских общинах женщины играли роль руководительниц и миссионерскую роль. Так, например, в Послании к римлянам Фива названа диакониссой, Прискилла — сотрудницей, а Юния — прославившейся среди апостолов. Здесь такой интересный момент: некоторые комментаторы полагали, что тут речь идет о мужчине, потому что женщина никак не может прославиться среди апостолов.
Позиция апостола Павла противоречива: с одной стороны, он открывает дверь к служению женщинам в церкви, с другой стороны, он же и кладет ему предел. Его знаменитая цитата из послания к коринфянам: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог».
Иисус не обращает к женщинам специальных предписаний — как, например, спасаться родами, молчать в церкви, повиноваться мужу, покрывать голову, — таковые появляются уже у Павла. Иисус также не препятствует женщинам вести тот образ жизни, который принят в их культуре, разрешает им следовать за ним на большие расстояния — например, как это сделала Мария Магдалина. Иисус не презирает блудниц и подчеркивает, что все люди могут быть грешны. Он также не оценивает женщин как сексуальный объект с использованием полярности «святая — блудница», позволяет женщинам слушать свою проповедь и приветствует, когда они этого требуют сами. Об этом свидетельствует его разговор с Марфой и Марией. Мария сидела у ног Иисуса и слушала его, а Марфа предпочла заниматься женским делом — приготовлением обеда, и Иисус, как ни странно, приветствовал именно Марию. Поэтому мы можем сказать, что если Иисуса и нельзя назвать идейным борцом за равноправие женщин, то мы можем констатировать, что для него женщина — личность, которая способна воспринимать его слова.
В Церкви существует дискриминация женщины, которая основана на идеях ее второсортности. Что остается женщине, которая не согласна с этими идеями? Либо уйти, либо признать эти идеи. Феминистская теология гласит: «Да, мы не признаем эти идеи, но мы остаемся в Церкви и меняем что-то изнутри». Для этой цели необходимо критическое отношение не только к библейским комментариям, но и к самой Библии, поскольку есть веские основания полагать, что Библия не призывала к освобождению женщин, поскольку в первые века христианства именно мужчины написали тексты Нового Завета, именно мужчины комментировали их, именно мужчины участвовали во Вселенских соборах.