а) Музей авангардного искусства, о котором мечтали художники, превратился в гигантские капиталистические фабрики вроде центра Louis Vuitton в Париже и пр. Их образовательные отделы не идут дальше объяснения того, почему некоторые до сих пор называют композицию из геометрических фигур авангардной.
б)
Музей материалистической диалектики в своем первоначальном виде не просуществовал дольше советского варианта музея авангарда, частично воскреснув спустя почти полвека в западном современном искусстве в виде критического искусства, институциональной критики и концептуализма и бюрократизировавшись в марксистскую академию от искусства. Правда, социальные противоречия не были окончательно преодолены даже в СССР, и мечты Арватова оказались реализованы лишь в форме повсеместной товарной задизайнированности жизни.
в) Музейный проект Федорова, который должен был освободить человека от последних противоречий физического и социального существования, похоже, может быть частично реализован, но скорее в форме полной базы данных о жизнедеятельности человека и его физиологических данных, таких как ДНК. Все это будет использовано для будущего воскрешения (мы можем представить себе возможность радикального продления жизни и, возможно, даже воскрешения, однако вряд ли эта возможность будет реализована без деления на «праведников» и «грешников», «угнетенных» и «угнетателей», как этого хотел сам Федоров).