Партнерский спецпроект



Рабочая станция


Независимые профессионалы рассказывают
о жизни на фрилансе





Фотографии и видео: © Лена Цибизова
Текст: Саша Кононенко


Свобода минус соцпакет, удобный график минус стабильный доход. Формула фриланса в каждом отдельном случае разная — переменных величин здесь куда больше, чем постоянных. В спецпроекте HP и «Теорий и практик» архитектор, дизайнер и фотограф рассказали о том, что представляет из себя жизнь независимого профессионала и как мощный ноутбук HP Zbook Studio может сделать ее легче.
Олег Бородин,
иллюстратор
«Я стал фрилансером, потому что хотел заниматься искусством. Разве не это самая частая причина, по которой творческие люди уходят из офиса? Мной двигала мысль о том, что фриланс даст свободу для реализации творческих проектов. Во многом, так и получилось».
Не притворяться свободным
Я толком никогда в офисе-то не работал: окончил полиграфический университет и сразу пошел в в фотолабораторию, где иногда подрабатывал фотосъемками. Потом начал работать в мастерской художественной печати: туда часто заходили всякие арт-директора, дизайнеры. Так у меня появились первые заказы на иллюстрацию, которой я тогда увлекся. Когда количество заказов стало увеличилось, я решил уйти с постоянной работы и зарабатывать самостоятельно. Уходить было, конечно, страшно, и процесс этот растянулся на полгода. По сути, я ушел на тот же заработок, что и имел. Так было довольно долго. Пришлось первое время активизировать все свои коммуникативные навыки для поиска заказов: я писал знакомым, спрашивал контакты арт-директоров, рассылал письма, портфолио, предлагал свои услуги. Честно говоря, брался за все, что мне казалось тогда по силам, с некоторым даже не справлялся. И многое из этого дало свои плоды.

Очень важно уделять время тому, за чем, собственно, ты уходишь на фриланс. Важно не погрязать в работе, а организовать все так, чтобы было время на искусство. Это касается как мелкого, так и фундаментального, — нужно определиться с теми направлениями в работе, которые тебе близки. Я раньше много фотографировал на заказ, теперь больше работаю как иллюстратор и занимаюсь своими проектами. Сейчас у меня возможность выбирать, за что браться, стараюсь больше работать с теми, с кем легко нахожу общий язык. В какой-то момент я понял, что надо уметь отказывать, если работа тебе не близка. Я, например, не очень люблю работу с рекламными агенствами, хотя отлично понимаю сложную и независящую от них структуру работы с клиентами. И наоборот, у меня есть любимые заказчики в периодических изданиях, с которыми у нас полное взаимопонимание.
Хорошо себя знать
Я давно уже не знаю, что такое границы рабочего дня, он не начинается и не заканчивается. Я просто иногда работаю в светлое время суток, а иногда в темное. Вот сейчас час дня, я недавно проснулся, сижу в типографии, печатаю снимки для выставки, с которой сегодня же лечу в Калининград. Это не по работе, это как раз творчество, — то, ради чего все и затевалось. Мой рабочий день ограничивается моей усталостью. А ведь я творческую работу делаю, то есть завишу еще и от вдохновения. Поэтому если в полвторого ночи я понял, что меня прет, лучше бы мне спать не ложиться: совсем не факт, что к утру меня будет продолжать переть. Кроме того, в медиа случается и так, что заказ падает поздно вечером, а сделать нужно к утру.

Самодисциплина и тайминг мне даются довольно тяжело. Недавно я понял, что нужно просто исходить из того, как ты устроен, что тебе нравится, _ тогда ты будешь эффективен. Ну не могу я вставать в 8 утра. Я встаю в 11–12. Да, я люблю работать ночью, меня не отвлекает внешний шум, почта, мессенджеры. Если меня напрягает бесконечность рабочего дня, значит, надо учиться ставить границы, выработать для себя свой собственный план-график, встроить в него спорт, тусовки, общение, собственные проекты. Иначе когда жить?

Вы вот уходите с работы, меняете мизансцену и перестраиваете ум. А я не ухожу с работы. Я просто никогда не ухожу с работы, где бы я ни был, даже в баре. Я держу в уме ту или иную задачу, которую мне нужно закончить. Я просыпаюсь с мыслью, что есть незаконченное дело. Усталость накапливается у всех фрилансеров, кто годами так работает, — одни и те же симптомы. Но сидячая работа в офисе все равно хуже. Я хотя бы могу все бросить, сделать перерыв когда он нужен и, скажем сходить в бассейн или прогуляться, или просто пойти поработать в кафе за несколько кварталов от дома. Из бонусов — я уже несколько лет почти не бываю в метро в час пик и крайне рад этому.
Просто добавить оперативки
Я имею дело с изображениями, работаю в технике коллажа/фотомонтажа, это по большей части Photoshop, Lightroom. Мое средство производства — это ноутбук, в котором максимум, что я когда-либо делал, это добавлял оперативки. Все время боюсь, что потеряю данные. Периодически нервно делаю резервные копии, но это больше психотерапия: я все равно забываю, что и куда я скопировал. Сейчас с техникой все еще проще, чем когда я начинал работать. Ты просто однажды покупаешь качественный компьютер и лишь немного добавляешь туда что-то по мере надобности. Если ты сам не умеешь это делать, в интернете есть мануалы, а у компьютеров — сервисные центры. Уж для технической стороны дела офис мне точно не нужен.

Разработчики таких программных продуктов как Adobe After Effects, Illustrator, Photoshop, Premiere Pro, Autodesk AutoCAD, 3ds Max, Maya и др. подтвердили полную функциональность разных версий своих программных продуктов на моделях HP ZBook Studio.
Не забывать, зачем все это
Мой идеальный мир фрилансера — это мир, в котором я все же больше уделяю времени своим проектам, а работа помогает мне быть независимым и свободным. Я ведь не по убеждениям ушел на фриланс, не потому, что я ненавижу корпорации или против восьмичасового рабочего дня. Я хотел заниматься чем-то своим. И главное — не забывать об этом. Заниматься тем, что приносит радость, — вот идеальный фриланс.

Я часто путешествую, снимаю для себя. Бывает, уезжаю надолго. Однажды три недели снимал свой творческий проект в Воркуте. Естественно, на эти три недели выпали дедлайны, и от работы я особо оторваться не мог. Более того, постоянная жизнь в Москве, текучая рутина затягивает, а работа у меня творческая. Когда я уезжаю, я становлюсь эффективнее, меня не отвлекают бытовые вопросы. Больше всего люблю работать в дороге — есть мой ноутбук, есть пейзаж за окном, и есть я.
Made on
Tilda