«Мой страх в том, что, когда мне будет 90, я оглянусь назад и увижу, что могла решиться, но не решилась»
16 декабря 2021
Текст:
Любовь Карась

В условиях инфошума привлечь внимание аудитории к просветительскому контенту становится крайне сложно. Но вполне реально сделать так, чтобы человек между просмотром сериала на Netflix и лекции выбрал второе. В этом уверена соосновательница и CEO образовательной платформы «Синхронизация» Мария Бородецкая. Мы поговорили с Марией о смене ее карьерной траектории, о том, почему производство видеокурсов похоже на киносъемки и как образование помогает иначе смотреть на повседневную жизнь.
Идеологи просвещения
МАРИЯ БОРОДЕЦКАЯ
ЛЮБОВЬ КАРАСЬ
Редактор «Теории и практики»
Соосновательница и CEO образовательной платформы «Синхронизация»
— ТЫ РАБОТАЛА В КРУПНОМ РЕКЛАМНОМ АГЕНТСТВЕ НА РУКОВОДЯЩЕЙ ДОЛЖНОСТИ И РЕШИЛА УЙТИ В СТАРТАП. ЧТО ПОДТОЛКНУЛО?
— Это не было каким-то резким и быстрым решением. Я долго думала. Вообще, такие перемены лучше не делать никому нахрапом. Мне в целом нравилось работать в рекламе, это динамичная среда, где нужно быть кризис-менеджером. Но в какой-то момент я поняла, что провела в рекламной индустрии шесть лет (начала я в 20) и это достаточно долго. Появилось такое ощущение предсказуемости в жизни, а мне-то было всего 26, и хотелось еще каких-то приключений, новых вызовов. Там путь достаточно понятный. Многим, наоборот, комфортно в этой среде, просто люди с разными темпераментами. Еще хотелось в моменте видеть, что ты делаешь что-то полезное для мира. Пусть это и высокопарно всегда звучит. Еще один момент: когда ты делаешь большой рекламный проект, не всегда видишь результат, а точнее, то, как это сказалось на продажах, ведь это большие бренды, бюджеты. «Синхронизация» ответила моим запросам. Сейчас мне и сложно, и вызовов много, и учиться постоянно нужно новому, при этом есть ощущение полезности и результат видишь.
— ИЗНАЧАЛЬНО «СИНХРОНИЗАЦИЯ» БЫЛА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЛЕКТОРИЕМ. ПОЧЕМУ БЫЛ ВЫБРАН ТАКОЙ ФОРМАТ?
— Начну с того, почему мы называемся «Синхронизацией». Нам хотелось людей из мира бизнеса синхронизировать с немного другой вселенной, где пишут книги, картины, организовывают выставки, снимают кино и так далее. Причем сделать это максимально безболезненно для человека. Когда мы с моим партнером пытались расширить знания в одной из незнакомых нам сфер, мы не находили каких-то адаптированных программ. Получалось, что нужно заканчивать какой-то курс в университете, читать сложную литературу, для понимания которой тебе не хватает базовых знаний. Мы пошли по пути лектория, так как это короткий формат, за час-два можно получить основное и потом уже при желании углубляться в тему. Это способ приятно провести вечер, некая альтернатива походу в кино. Нам до сих пор нравится формат живых встреч, так как, помимо образования, происходит нетворкинг. Такой процесс обучения воспринимается легче психологически, он вовлекает и что-то меняет в человеке.
— ЧТО ВСЕ-ТАКИ МЕНЯЕТСЯ В ЧЕЛОВЕКЕ?
— Я не буду говорить о каких-то базовых вещах, таких как эрудиция, кругозор. Со всех сторон говорят об эмоциональном интеллекте. Этот навык также развивается в ходе обучения гуманитарным дисциплинам. Сложно пройти просто курс по эмоциональному интеллекту и вдруг стать очень эмпатичным. Американский художник Марк Ротко верил в то, что через картины он может передавать людям свои чувства. Если ты знаешь немножко историю искусства, ты не просто приходишь в музей и смотришь на композиции, сюжеты, ты иначе воспринимаешь художественные работы. Можно подойти к одной и почувствовать спокойствие, а у другой, наоборот, ощутить какое-то волнение или даже тревогу. Кроме того, у участников курсов развивается критическое мышление. Мы считаем, что это происходит в частности благодаря изучению истории: ты учишься рассматривать одни и те же события под разными углами, сопоставлять точки зрения и формировать собственную.
В каком-то плане процесс такого развития еще и психотерапия: когда ты понимаешь, что тебе нравится, то лучше себя узнаешь, анализируешь свои эмоциональные реакции.
Кроме того, у участников тренируется насмотренность, эмпатия, расширяется словарный запас. Многие люди приходят к нам потому, что у них дети учатся в школе и им хочется рассказывать, как мир устроен. Приобщать ребенка к изучению нового возможно, подавая собственный пример. Один HR-директор крупной аудиторской компании сказала, что «Синхронизация» помогает людям коммуницировать друг с другом на другом уровне. Наша презентация для корпоративных клиентов шутливо называется «Меняем разговоры у кулера».
— ТО ЕСТЬ ВМЕСТЕ С ОБУЧЕНИЕМ ПАРАЛЛЕЛЬНО ПРОИСХОДИТ ПРОЦЕСС САМОПОЗНАНИЯ, ТАК? А ЧТО МЕНЯЛОСЬ В ТЕБЕ, НАПРИМЕР?
— Если честно, у меня пошел обратный процесс. Оглядываясь на себя шесть лет назад, я понимаю, что сейчас я на каком-то другом уровне нахожусь. Чем больше ты учишься, тем больше понимаешь, что ничего не знаешь. И я стала осторожнее во всех своих суждениях. Но сам вау-эффект, конечно, все время есть. Я смотрела лекции про кино с лектором Данилой Кузнецовым, в одной из них он рассказывал про фильм «Бесславные ублюдки». И я узнала, что фильм не про фашистов, у Тарантино болит история истребления коренного населения в Америке, и вообще там много других сложно считываемых символов. И я поняла, что вообще смотрела другое кино. И такой поворот случается и с фильмами, и с книгами, и с музыкой. Ты действительно намного лучше понимаешь происходящее.

Еще одна важная часть — архитектура. Для того чтобы обратить внимание на нее, даже не нужно идти в музей. Этот вид искусства с нами каждый божий день. Когда ты начинаешь разбираться в стилях, направлениях, идеях определенных периодов. Архитектура — это некое отражение общества. Слушатели не раз говорили, что теперь они «в московских пробках с удовольствием стоят». Они теперь иначе смотрят по сторонам, на тот город, в котором они живут.
— ВЫ В «СИНХРОНИЗАЦИИ» ЧАСТО ГОВОРИТЕ «МЕНЯЕМ НА РАЗГОВОРЫ НА КУХНЕ». КАК БЫ ВЫ ИНТЕРПРЕТИРОВАЛИ ЭТУ ФРАЗУ?
— У нее как раз классная прикладная идея. Она пришла ко мне случайно, уже через три года после появления «Синхронизации». Приходит человек домой, обсуждает с близкими прошедший день, погоду, отпуск. Можно посмотреть фильм вместе и пойти спать. Но еще ведь можно объяснить, почему тебе этот фильм понравился или не понравился. Обладая какими-то базовыми знаниями о том, как устроен фильм, какими инструментами пользуются режиссеры, можно не только сюжетную линию считывать, но и замечать операторские приемы, следить за звуком, видеть скрытые смыслы. Когда вы это обсуждаете, вы анализируете свои чувства, узнаете лучше себя и друг друга. И это сближает людей. Хочется, чтобы люди больше говорили об идеях.
— МЫ ЗАТРОНУЛИ ТЕМУ ЭДЬЮТЕЙМЕНТА. В ЧЕМ СОСТОИТ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ВАШИХ КУРСАХ?
— В первую очередь мы подбираем эмпатичных, харизматичных лекторов. У нас нет цели, чтобы человек запомнил какие-то даты. Хочется, чтобы он понял и впитал ключевые идеи, которые позволят немного иначе взглянуть на изучаемую сферу. В самих курсах есть разные интерактивные механики: голосования, вопросы, тесты, чаты в телеграме.
КАЖДЫЙ ВИДЕОКУРС МЫ СНИМАЕМ КАК КИНО. ТАК ПОКА НИКТО НЕ ДЕЛАЕТ, И, ВОЗМОЖНО, ЭТО НЕ ПРОСТО ТАК. ВСЕГДА СТРАШНО БЫТЬ ПЕРВЫМ.
— В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ВЫ ЗАПУСТИТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КУРСЫ. ДЛЯ КОГО ОНИ, ЗАЧЕМ И О ЧЕМ?
— Да, это одна из возможностей.
— Мы выпустили большой курс по истории искусства. Он называется «Как стать искусствоведом». Продолжительность — семь месяцев. Это большой курс, над которым работала большая команда, в него интегрированы лучшие преподаватели и все накопленные знания, вебинары, методики, которые у нас есть. На одной волне не больше пятидесяти человек. Целевые аудитории разнообразные. Некоторые люди учатся на нем для себя, не преследуя какую-то карьерную цель, но они хотят углубиться в сферу. Есть и те, кто подумывает о смене деятельности. И теперь у них есть возможность попробовать, побольше узнать об этой области. Третья категория — это люди, которые уже работают в сфере искусства и хотят свои знания освежить. Искусствоведческая мысль непрерывно меняется, появляются новые исследования.
— ТО ЕСТЬ ДЛЯ УЧАСТНИКА КУРСА ЭТО ТАКАЯ ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ СТАДИЯ, ПОСЛЕ КОТОРОЙ ОН СМОЖЕТ ЛУЧШЕ СОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ЭТОЙ СФЕРЕ И РЕШИТЬ, СТОИТ ЛИ В НЕЕ УГЛУБЛЯТЬСЯ?
— ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ В СОЗДАНИИ КУРСОВ?
— Мы недавно в команде прочли классную статью про когортное обучение. В ней говорится о том, что, когда люди проходят курс вместе, не асинхронно, они погружаются в комьюнити. Это важно для синхронизации. Когда люди в пятницу вечером пришли на лекцию про Дэвида Линча, им точно есть о чем друг с другом поговорить. Это то, в каком направлении мы хотим работать: именно над вовлечением, коммуникацией. Важно, чтобы человеку в процессе обучения было классно. Но при этом, чтобы ты реально что-то запомнил и осознал, нужно потрудиться. Образование — это все равно труд. Вот это очень сложно — искать баланс между развлечением и образованием людей.
Пока мы вкладываем много сил, денег и времени в видеопродакшен. Мы пишем сценарии, подбираем локации, там целая съемочная группа. Хочется, чтобы на курсе была не говорящая голова на фоне презентации, а совершенно другая вовлекающая картинка, чтобы человек получал какое-то эстетическое удовольствие в процессе познания. Нам хочется конкурировать за вечернее время с тем же «Нетфликсом».
— ЧТО, НА ТВОЙ ВЗГЛЯД, МОЖНО СЧИТАТЬ ХОРОШИМ ОНЛАЙН-КУРСОМ?
— Во-первых, нужно, чтобы ты на входе понимал, зачем тебе этот курс проходить. А для этого нужно доступно объяснить, для чего этот курс, кому он будет полезен. Так у человека формируются более четкие ожидания. Это первая штука, от которой зависит 60% успеха. Второй момент — это сам процесс прохождения курса. То есть в нем все структурно, ты понимаешь, в какой точке сейчас находишься, каким будет следующий шаг. Третье: важно, чтобы на выходе в человеке произошло какое-то изменение. Есть состояние «А», в котором человек зашел, и состояние «Б», в котором он вышел.
— ЕСТЬ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ СТАТИСТИКИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ КУРСОВ, СОГЛАСНО КОТОРЫМ ДО КОНЦА ДОХОДЯТ 20% УЧАСТНИКОВ. НА ТВОЙ ВЗГЛЯД, В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?
— Мне кажется, что это большой комплекс проблем. Я верю, что показатель прохождения курсов будет с годами расти и становиться лучше. Но основная причина — в мотивации. Образование — это труд. Мы все каждый день загружены большим количеством самых разных задач.
Я ДУМАЮ, ЧТО ЧЕТКОЕ ПОНИМАНИЕ, ЗАЧЕМ ТЕБЕ ЭТО, ОБЛАДАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИЕЙ, КЛАССНЫЙ КОНТЕНТ, ВОВЛЕЧЕНИЕ ТЕБЯ В НЕГО, ПООЩРЕНИЕ ТВОИХ УСПЕХОВ — ВСЕ ЭТО ПРИВОДИТ К КАКОМУ-ТО РЕЗУЛЬТАТУ.
— ЕСТЬ ЕЩЕ ОДНА ТЕМА, КОТОРУЮ ХОТЕЛОСЬ БЫ С ТОБОЙ ОБСУДИТЬ, — ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. СЕГОДНЯ В КОНТЕКСТЕ ТОГО, ЧТО В НЕКОТОРЫХ СФЕРАХ, В ТОМ ЧИСЛЕ В EDTECH, МАЛО ЖЕНЩИН-РУКОВОДИТЕЛЕЙ, УПОТРЕБЛЯЮТ ТАКОЕ ПОНЯТИЕ, КАК «ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО». НАСКОЛЬКО ЭТО В ТЕБЕ ОТЗЫВАЕТСЯ?
— Я против таких разделений, если честно. У меня много подруг-предпринимательниц, знакомых мужчин-предпринимателей, мы с ними встречаемся и говорим на одном языке. Разница есть в характере каждого человека, и это не всегда коррелирует с полом. Но, наверное, с точки зрения эмпатии, эмоционального интеллекта, которые важны для работы с командой, у некоторых женщин это развито все же чуть лучше. Лично про себя я могу сказать, что это моя единственная сильная сторона, про которую я почти не стесняюсь говорить. И это то, что мне помогает строить бизнес и развивать команду. Но подчеркну: есть и суперэмпатичные мужчины-руководители, это ни в коем случае не какая-то вшитая в девочек фича.
— ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ ВАЖНО В СОТРУДНИКЕ?
— Честность, открытость. Мы суперпрозрачная компания и живем по завету «Нетфликса»: мы регулярно даем друг другу обратную связь и не боимся этого. У нас высокая культура принятия ошибок. Это нормально, когда ты развиваешься, пробуешь все время новое. Чтобы человек не боялся что-то делать, ему нужно научиться работать над своими ошибками и принимать обратную связь.

Важно, чтобы человеку было не все равно, в каком бизнесе работать. Мы верим в образование, нас это драйвит, и мы стараемся подбирать тех, кто вовлечен в это дело так же.

Еще важно быть готовым к изменениям. Когда ты работаешь в стартапе, все меняется. «Синхронизация» меняется, растет и даже бежит немножко впереди меня, и я запыхиваюсь и пытаюсь за ней успеть.
Каждые полгода я управляю новым бизнесом, под него нужно быстро перестраиваться, менять роли в команде. У нас есть поговорочка: «Растет проект — растешь и ты. Растешь ты — растет проект»
В нашем проекте все зависит от людей, которые в нем работают и им управляют. Важно, чтобы эти люди быстро развивались и узнавали все время новое, от этого зависит и развитие бизнеса.
— ВЫ ПОСТОЯННО ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕТЕ. БЫВАЮТ ОШИБКИ КАК ЕСТЕСТВЕННАЯ ЧАСТЬ ПРОЦЕССА. КАК ПРОХОДИТ РАБОТА НАД ЭТИМИ ОШИБКАМИ?
— Когда мы запускаем что-то новое, мы эту идею просчитываем. У нас есть еще одна поговорка в «Синхронизации»: «На каждую ситуацию есть Excel-табличка». Вот мы делаем Excel-табличку, где мы очень подробно для себя стараемся понять, какой результат мы хотим получить, какими средствами. Есть правило: ты хвалишь людей прилюдно, а ругаешь за закрытыми дверями. Я не могу сказать, что я никогда не ругаю. Но мне и команда тоже может дать негативную обратную связь, если что-то пошло не так. У нас есть еженедельные планерки, на которых мы стараемся не только про достижения рассказывать, но и про провалы, и про факапы. И в первую очередь я рассказываю про свои факапы. Если проект получился провальный, то мы проанализируем и поймем, в чем ошибка. У нас есть еще одна поговорка: «Мы в „Синхронизации" не ошибаемся в третий раз». Ты можешь ошибиться в первый, точно так же еще и во второй, но если ты сделал это уже в третий раз, то что-то не так, дружок.
— КОГДА ТЫ НАЧИНАЛА, БЫЛ ЛИ КАКОЙ-ТО СТРАХ, ЧТО ТЫ СЕЙЧАС НАЧИНАЕШЬ СВОЙ ПРОЕКТ? ЧТО ВСЕ-ТАКИ ПОМОГЛО СПРАВИТЬСЯ С ЭТИМ?
— Я не справилась, мне все время страшно. Во-первых, на старте я не до конца понимала, во что вообще ввязываюсь. Возможно, это незнание сыграло мне на руку. Вопрос о том, как преодолевать страх, очень сложный. Я вряд ли буду оригинальна, но все же скажу.
ЛИЧНО МЕНЯ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОДТАЛКИВАЕТ ДРУГОЙ БОЛЬШОЙ СТРАХ. БОЮСЬ, ЧТО, КОГДА МНЕ БУДЕТ 90, Я ОГЛЯНУСЬ НАЗАД И УВИЖУ, ЧТО МОГЛА НА ЧТО-ТО РЕШИТЬСЯ, НО НЕ РЕШИЛАСЬ. НЕ ХОЧЕТСЯ ПОЧЕМУ-ТО ПРОЖИТЬ ОБЫЧНУЮ ЖИЗНЬ, ХОЧЕТСЯ НЕОБЫЧНУЮ
— ТЕБЯ БОЛЬШЕ ДРАЙВИЛА ИДЕЯ СОЗДАТЬ СВОЙ ПРОЕКТ — ИЛИ СОЗДАТЬ ПРОЕКТ ИМЕННО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ?
— Я так себе никогда не задавала вопрос, если честно. Это все одновременно у меня произошло. Мне всегда было интересно сделать что-то свое, просто была сама по себе такая мысль, она менялась.

Раньше мне казалось, что ты можешь открыть свой бизнес только в двух случаях: первый — если ты придумал что-то невероятное, как Цукерберг создал Facebook. А второй случай — ты можешь открыть свой бизнес планомерно. То есть ты 20 лет работал в пекарне, научился готовить булочки, затем управлять командой на кухне, и после этого ты уже решаешь открыть собственную пекарню. Когда я работала в рекламе, я не понимала, как можно открыть свое агентство. И сейчас эти барьеры исчезли. Нормально делай — нормально будет.
Когда ты хочешь чего-то яркого, ты всегда идешь через преодоление себя, ты все время должен выходить из своей зоны комфорта. И я все время создаю сложные ситуации и как-то выкарабкиваюсь из них, и именно так чувствуется рост.

Преодолеть страх помогает и продумывание худшего сценария. Когда я начинала бизнес, сказала себе: «Окей, еще полгода. Ты сейчас делаешь все, что ты можешь. Если у тебя за шесть месяцев не получается, ты возвращаешься в индустрию на нормальную работу, и это окей». За шесть месяцев получилось. Мне в этом плане повезло, и я не знаю, что бы я стала делать, если бы шесть месяцев прошло. Может быть, я бы сказала: «Ну ладно, еще шесть месяцев». Но в любом случае, когда ты знаешь, что у тебя есть какой-то дедлайн, ты двигаешься в другом темпе.

Сейчас меня сильно поддерживает моя команда. Притом что я стараюсь сама быть лидером и всех заряжать, в то же время я могу тоже прийти и сказать: «Мне так страшно, успокойте меня сейчас, пожалуйста». И они будут меня успокаивать. Если ты развиваешься, тебе каждый день страшно.
Не обязательно, чтобы создавать свое, изобретать что-то новое.
— КАКОЙ СОВЕТ ТЫ МОГЛА БЫ СЕБЕ ДАТЬ НА МОМЕНТ ЭТОГО СТАРТА?
— Считать получше. Мы не сразу пришли к нашим табличкам. Первое время был какой-то хаос. Мы совсем не понимали, как подойти к разработке собственного сайта, много потратили на него усилий и денег. Конечно, можно было сделать по-другому, гораздо быстрее и дешевле. Но зато мы научились и поняли, как делать не надо. Нужно пройти через такие периоды.
— СПАСИБО!
Made on
Tilda