90% современного обучения в нашей стране — это полное г****. Важно быть достаточно смелым, чтобы выйти из класса
08 апреля 2021
Текст:
Надя Макова


Что является главным (и необходимым) мотиватором для взрослых продолжать обучение, как любовь к работе влияет на бизнес-показатели, и почему мультипотенциальность важно развивать с детства. О самом важном CEO T&P Надя Макова поговорила с Еленой Черниковой: непрерывным студентом, основательницей проекта «Культура Инноваций» и идеологом уникального форума о технологии изменений Impulse.
Идеологи просвещения
ЕЛЕНА ЧЕРНИКОВА
НАДЯ МАКОВА
CEO и управляющий партнер проекта «Теории и практики»
Основательница компании «Культура Инноваций»
— ЛЕНА, ПРИВЕТ. СПАСИБО, ЧТО НАШЛА ВРЕМЯ В ЖАРКИЙ ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ВАШЕМУ БОЛЬШОМУ ФОРУМУ. ХОЧУ НАЧАТЬ С ПОГРУЖЕНИЯ В КОНТЕКСТ ТВОЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА — КАК ТЫ ПРИШЛА К ТОМУ, ЧТО ИЗМЕНЕНИЯ КОРПОРАЦИЙ СТАЛО ДЕЛОМ ЖИЗНИ?
— Я начала работать еще до института, попробовала себя в 12 разных специальностях, начиная с распаивания микросхем у папы на производстве, до работы в лагере и стажировки в медицинском центре. Как раз там, в медицинском центре, у меня случилось главное озарение: часть персонала, которые ненавидят свою работу, выполняют ее просто потому, что их как будто вынудили — у них был очень плохой результат по всем показателям. И была вторая группа, которая обожала свою работу, они создавали комфорт, с заботой относились к пациентам, у них были сверхрезультаты. На всех 12 работах, которые я попробовала, я увидела прямую зависимость бизнес-результатов от того, насколько людям нравится то, что они делают, насколько они увлечены. Пришло понимание, что для достижения высоких показателей важно разобраться, как помогать людям любить то, что они делают. Это всегда было зоной моего интереса, все обучение, все мои курсовые были исследованиями, как этого достичь.

История культуры инноваций началась с моей работы в отделе HR компании по ремонту тяжелой техники. Клиенты узнавали об инновациях, которые мы внедряли в бизнес-процессы, и стали просить сделать для них также. Так, случайно, помимо основной деятельности, ремонта тяжелой техники, мы начали осуществлять консалтинг в сфере HR. Постепенно эта консалтинговая работа у меня стала занимать все больше времени, я начала проводить свои первые внешние тренинги для клиентов компании. «Культура Инноваций» — это мой третий проект. Первый — бизнес-тренинги «Новые правила» , второй — крупный фестиваль в Коломне, и вот уже третий.
— ПОЧЕМУ ТЫ РЕШИЛА УЙТИ В СТОРОНУ БОЛЕЕ ГЛУБОКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗ УСПЕШНОГО ТРЕНИНГОВОГО БИЗНЕСА?
— Я дошла до уровня клиентов и людей, которые мне не нравились. Я очень хорошо помню этот момент, когда после большого тренинга одного очень популярного инфотренера моя подруга спросила его:
«ТЫ НЕ БОИШЬСЯ ДАВАТЬ ЭТИМ МОЛОДЫМ РЕБЯТАМ ТАКИЕ СОВЕТЫ? ЕСЛИ ОНИ ИХ ПРИМЕНЯТ, ОНИ ЖЕ ГАРАНТИРОВАННО РАЗВАЛЯТ БИЗНЕС». И ОН ОТВЕТИЛ «ХОМЯЧКИ ХАВАЮТ, ЗНАЧИТ, ВСЕ О'КЕЙ». В ЭТОТ ДЕНЬ Я ВЫКИНУЛА ВСЕ СВОИ ВИЗИТКИ БИЗНЕС-ТРЕНЕРА.
Мне было больно не только потому, что какой-то отдельный непрофессионал так сказал, а потому что я понимала, что вообще вся индустрия такая. Клиенты рассуждали в плоскости: вот у нас есть 8 миллионов на тренинги, сколько каких проведем. Вообще никого не интересовал смысл, что именно для людей будет хотя бы не вредно.
— КАК СЧИТАЕШЬ, СЕЙЧАС ИЗМЕНИЛАСЬ СИТУАЦИЯ?
— Я считаю, что она точно не изменилась, и менять ее еще долго. Но есть прекрасные кейсы, и в России в том числе, нового типа дерзких, ярких HR и оргдизайнеров, для которых это неприемлемый образ мышления. Эти люди совсем не про корм для хомячков. Они даже не будут браться за проект, если он действительно не нужен людям. Это требует много энергии, прохождения тяжелых процессов — просто пойти к людям в компании и поговорить, понять, что с ними реально происходит. Услышать их. Эти новые HR'ы идут в этот процесс осознанно. И я их дико люблю и уважаю за то, что они драйверы развития всей индустрии.
— У ТЕБЯ НИКОГДА НЕ БЫЛО ДИССОНАНСА, КОГДА CEO И HRD — ПОЛЯРНО РАЗНЫЕ ЛЮДИ?
— Был, конечно, такого много. Но все закономерно: многие годы бизнес требовал от HR жесткие KPI, сокращения издержек на персонал. Ну, они такими и стали.
Людям, которых вы пять лет изводили требованием снижения издержек на персонал, крайне тяжело развивать правильную культуру и развивающую среду в компании
Они, может быть, могут, но таких задач перед ними не стояло, за это не хвалили. Им никто никогда не говорил: «Молодец, ты создал больше доверия в компании». Сейчас ни один здравомыслящий современный HR не пойдет разрабатывать проекты просто так: они пойдут исследовать боли аудитории, ожидания стейкхолдеров. В этом и есть наша работа, общаться и говорить, что это важно. Оказывается, новые продукты — это не станки. Идеи появляются в голове у человека, а там нельзя взять и поменять один станок на другой, там весь человек. С ним и надо что-то делать, вовлекать.
— КАКИЕ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ТЫ ОПРЕДЕЛИЛА В СЕБЕ В ОТНОШЕНИИ БИЗНЕСА?
— Прежде всего, продажи. Мы никогда не занимались продажами активно. За три года у нас реализовано 65 проектов с крупнейшими компаниями, но как-то органично я никогда не занималась прямыми продажами.
— ФОРУМ IMPULSE ТЫ ПРИДУМАЛА РАЗВЕ НЕ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ КЛИЕНТСКОЙ БАЗЫ?
— У Impulse немного другая задача. Продажи тоже, но первичная задача — показать, кто мы. Показать, что мы уже не бутиковая команда, которая делает небольшие обучающие программы, что мы решаем комплексные вещи, можем помогать организовывать определенного рода опыты и пространства. Нам важно, чтобы участники увидели, как опыт Impulse отличается от их опыта на других конференциях. Мы, собственно, из-за этого и пересоздавали его: Impulse пройдет в разработанном компанией «Культура Инноваций» уникальной конфигурации — Experience forum ©. Он ориентирован на то, чтобы помочь как можно быстрее перевести новое знание в опыт и практику участников.
— ТЫ — ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПОСТОЯННО УЧИТСЯ. ТЫ, НАВЕРНОЕ, ТОЧНО ЗНАЕШЬ, КАК ВЗРОСЛЫМ ЛЮДЯМ, У КОТОРЫХ ЕСТЬ СЕМЬЯ, КАРЬЕРА, У КОТОРЫХ ВСЕ НОРМАЛЬНО В ЖИЗНИ, МОТИВИРОВАТЬ СЕБЯ ПОСТОЯННО УЧИТЬСЯ В СОЗНАТЕЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ?
— Во-первых, я думаю, что люди, которые ощущают свою жизнь как «все нормально», учиться не способны: для того, чтобы ты охотно поглощал какую-то информацию, тебя должно что-то в жизни не устраивать. Меня очень многое не устраивает. Например, меня дико не устраивает циничное отношение HR, которые должны защищать и выстраивать связь между людьми и бизнесом, а по факту совершенно не думают о людях. Они меня не устраивают, поэтому я учусь и ищу пути, как мне помочь бизнесу видеть и менять таких специалистов. Это первое. Второе — это способность разжигать в себе любопытство. Оно притупляется плохими обучалками. А плохие обучалки — это 90% всего, что сейчас есть в доступе. Здесь приведу цитату.
КОГДА АВТОРА ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ СПРОСИЛИ, НЕ СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО 90% СОВРЕМЕННОГО КИНО — ПОЛНОЕ ГОВНО, ОН СКАЗАЛ, ЧТО 90% ЧЕГО УГОДНО — ПОЛНОЕ ГОВНО. ВОТ Я МОГУ СКАЗАТЬ ТО ЖЕ САМОЕ ПРО ОБУЧЕНИЕ. И ЗДЕСЬ НАДО БЫТЬ ДОСТАТОЧНО СМЕЛЫМ, ЧТОБЫ ВЫЙТИ ИЗ КЛАССА.
Третье — это хороший learning-дизайн: плохой внешний вид может навсегда отбить желание учиться. Тезисы на плохом флипчарте непонятным почерком, неопрятный преподаватель, устаревшие инструменты и софт. В обучении все имеет значение: среда, дизайн, фото, спикер. Не может быть такого: «У нас такой невероятный контент, что вы как-то справитесь с моей несвязной речью и духотой в этой комнате». Это не работает. Не справится человек, это физически очень сложно.

Ну и, конечно, выбирая качественную программу, нельзя не сфокусироваться на контенте. Устаревший контент убьет любой задор обучающегося. Моя любимая бизнес-модель — это буддисты. У них ты приходишь на обучение, сидишь какое-то время молча, потом к тебе подходят, кладут голову на руку и говорят: «Ты инициирован». Вот, блин, все, понимаешь? Это боги! Меня это навело на мысль, что иногда людям просто нужно разрешение.
— В ЧЕМ, НА ТВОЙ ВЗГЛЯД, ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ?
— Мы очень стараемся быть сверхэффективными. Мы выбираем обучение, которое быстро принесет быстрый результат, рассматриваем его как рентабельность инвестиций. И, получается, что мы выбираем не то, что открывает наше мышление, где нашему мозгу интересно, где он будет хотеть идти шаг за шагом дальше, а выбираем то, что нам неинтересно, но как будто надо, начинаем себя немножко заставлять и постепенно теряем способность учиться. Выгоднее не торопиться, найти точку, где соединяются все твои зоны интересов, разогреть свое любопытство и захотеть изучить этот вопрос. Мотивирует не необходимость, а потребность.
— КАКИЕ НАВЫКИ НАДО РАЗВИВАТЬ В ДЕТЯХ, КОТОРЫМ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ ВЫХОДИТЬ ВО ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ? ЧТО ВАЖНО УСПЕТЬ НАЧАТЬ ДЕЛАТЬ УЖЕ СЕЙЧАС?
— Мне кажется, очень важна хватка, хватка или стрессоустойчивость, потому что изменений много, они постоянны и здоровая психика, способность выдерживать напряжение будут иметь очень сильное значение.

Второе — учить их коммуницировать правильно. Учить коммуницировать свои чувства с собой, с другими детьми, со взрослыми.

Третье — это безоценочность. Мы с мужем отказались от слов «правильно» и «неправильно». Вообще от оценок.
— КАК ЭТУ БЕЗОЦЕНОЧНУЮ ПОЗИЦИЮ СОПОСТАВИТЬ С КЛАССИЧЕСКИМ ШКОЛЬНЫМ ПОДХОДОМ? КАК ТВОЙ СЫН ОТНОСИТСЯ К СИСТЕМЕ ОЦЕНОК В ШКОЛЕ?
— Я объясняю ему, что школа — это социум. Если ты хочешь в рамках социума достигать успеха, ты должен понимать его правила. Ты можешь вместе с социумом играть по его правилам, но не должен позволять социуму тебя сломать. То есть, если ты считаешь, что происходят вещи, которые делают невозможным следовать правилам, ты можешь поступить по-своему. Мне кажется важным научить ребенка отстаивать свою позицию, защищать свои интересы, но при этом сохранить уважение к правилам социума и понимать, где с ними соглашаться, а где нет. Это и про личные, и про чужие границы.

Последнее важное — это мультипотенциальность. В школах до сих пор спрашивают детей, кем ты хочешь стать, когда вырастешь, предлагают профориентировать чуть ли не с первого класса. Я считаю, что это категорически неправильно! Я своего сына спрашиваю: «Если бы у тебя было пять профессий, кем бы ты работал?».
Своей крестнице перед выбором вуза я сказала: «Не думай, кем ты хочешь стать через пять лет. Думай, что тебе было бы интересно изучать в ближайшие пять лет». И у нее принципиально изменился выбор.
— ПОСОВЕТУЙ, ПОЖАЛУЙСТА, ТРИ КНИГИ, КОТОРЫЕ ТОЧНО ДОЛЖЕН ПРОЧИТАТЬ КАЖДЫЙ.
— Это сложно! Я бы оставила, наверное, Библию (или любую другую основополагающую книгу в соответствии с вашими убеждениями), «Антихрупкость» Нассима Талеба и «Гибкое сознание» Кэрол Дуэк.
КАК ВЫБРАТЬ КУРС ПО НОВОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
ПРОВЕРИТЬ, ГДЕ УЧИЛИСЬ ЛИДЕРЫ ИНДУСТРИИ, В КОТОРОЙ ТЫ ХОЧЕШЬ РАЗВИВАТЬСЯ.
Это элементарно: находишь, кто CPO в компании-лидере индустрии, заходишь на страницу в FB или LinkedIN, смотришь, что они отмечали, в каких школах и у кого учились.
ОБРАТИТЬСЯ К ВЫПУСКНИКАМ ЗА РЕКОМЕНДАЦИЕЙ, ЧЕСТНЫМ ОТЗЫВОМ.
Я, например, вообще не покупаю дорогое продолжительное обучение, если не получила обратную связь от людей, которые там обучались.
ОБРАТИТЬСЯ К ИСТОЧНИКУ.
Есть сферы, которые пока плохо развиты в России, их эффективно можно изучить только у источника, то есть у того, кто придумал. Дизайн-мышление, например, придумали в IDEO, значит идти учиться нужно в IDEO. У человека, который основал какую-то методологию, имеет смысл учиться всегда, потому что важна даже не сама методология, сколько логика размышлений, она интереснее.
1
2
3
СДЕЛАТЬ АНАЛИЗ ПО ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ КУРСА.
Найти их статьи, публикации в блогах, интервью, почитать страницы в социальных сетях. Сопоставить, насколько вам созвучны их позиция, подход и взгляд на разные темы.
4
Made on
Tilda