— ЭТО ТВОЯ ПОЗИЦИЯ ТОЛЬКО В ОТНОШЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ИЛИ В ЦЕЛОМ КО ВСЕЙ СИСТЕМЕ? СЕЙЧАС В РАЗНЫХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ ОТ РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ ИДЕТ ПОСЫЛ ПРО НЕНУЖНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ — ЧТО ТЫ ДУМАЕШЬ ОБ ЭТОМ?
— На этот счет очень круто говорит Юра Усков. У человека на протяжении жизни мозг развивается по-разному: в какой-то период абстрактное мышление, потом интеллектуальное, в какое-то время эмоциональный интеллект. И очень важно понимать, когда что происходит, потому что если ты в неправильное время даешь неправильные инструменты, то ты просто можешь поломать человеку способы мышления и загубить его потенциал. Я верю в то, что студент, находясь в университете, закладывает систему работы с информацией. Запоминать массивы данных, наверное, уже не нужно в современной реальности, они постоянно меняются, а вот навык выявлять взаимосвязи в массивах данных, анализировать и абстрагироваться крайне важен, и все это закладывается высшим образованием. В университете закладывается структурное мышление, базовые мыслительные паттерны.
— КАКИЕ НАВЫКИ, НА ТВОЙ ВЗГЛЯД, СЕЙЧАС НУЖНО РАЗВИВАТЬ В ДЕТЯХ, ЧТОБЫ ЧЕРЕЗ 10 ОНИ ЛЕТ БЫЛИ УСПЕШНЫМИ?
— Большой вопрос. Во-первых, если говорить про очень практичную вещь, то, наверное, стоит давать такое образование, которое научит быть успешным в той системе, в которой человек планирует жить. Например, если вы не планируете уезжать из России, то довольно спорное решение отдавать ребенка в европейские школы, ведь там готовят, по сути, экспатов, и ребенок будет просто не приспособлен к локальным реалиям.
Что касается навыков, я убежден, что гибкие навыки у ребенка развиты и так в достаточной степени, самое главное его просто не сломать. Прежде всего нужно любить ребенка. С ребенком важно разговаривать в позиции «взрослый — взрослый». Быть примером для него не просто на словах.