«Непрерывное обучение необходимо, чтобы преодолеть поверхностное восприятие действительности». Надя Макова — о том, зачем и чему взрослым людям учиться сегодня
30 марта 2023
Текст:
Сегодня уже никто не сомневается в важности и ценности непрерывного обучения. Но как и чему учиться, когда трудно предсказать, что принесет завтрашний день? Или стоит учиться вообще всему подряд? В новом выпуске рубрики «Идеологи просвещения» Надя Макова, СЕО LXP-платформы K-AMPUS и издатель медиа «Теории и практики», рассказывает, как придерживаться философии обучения не для галочки.
Александра Иваницкая
Идеологи просвещения
«Непрерывное обучение необходимо, чтобы преодолеть поверхностное восприятие действительности». Надя Макова — о том, зачем и чему взрослым людям учиться сегодня
30 марта 2023
Текст:
Сегодня уже никто не сомневается в важности и ценности непрерывного обучения. Но как и чему учиться, когда трудно предсказать, что принесет завтрашний день? Или стоит учиться вообще всему подряд? В новом выпуске рубрики «Идеологи просвещения» Надя Макова, СЕО LXP-платформы K-AMPUS и издатель медиа «Теории и практики», рассказывает, как придерживаться философии обучения не для галочки.
Александра Иваницкая
Идеологи просвещения
«Непрерывное обучение необходимо, чтобы преодолеть поверхностное восприятие действительности». Надя Макова — о том, зачем и чему взрослым людям учиться сегодня
Текст: Александра Иваницкая

Сегодня уже никто не сомневается в важности и ценности непрерывного обучения. Но как и чему учиться, когда трудно предсказать, что принесет завтрашний день? Или стоит учиться вообще всему подряд? В новом выпуске рубрики «Идеологи просвещения» Надя Макова, СЕО LXP-платформы K-AMPUS и издатель медиа «Теории и практики», рассказывает, как придерживаться философии обучения не для галочки.
НАДЯ МАКОВА
АЛЕКСАНДРА ИВАНИЦКАЯ
Редактор «Теории и практики»
Издатель «Теории и практики», основатель LXP-платформы K-AMPUS
— Твой профессиональный путь включает и насыщенную экспертизу в глобальной корпорации, опыт работы в других странах и успешную предпринимательскую деятельность, релизы собственных проектов (в том числе международных) и теперь запуск ИТ-платформы для корпобучения. Что объединяет эти направления и насколько за это время менялся фокус твоей профессиональной деятельности?
— Все проекты, которыми я занималась и продолжаю заниматься, всегда были связаны с развитием культуры высокого результата. По сути, это освещение этой центральной задачи с разных сторон, с фокусом на разные инструменты. Ценный опыт, полученный в глобальной компании, я оформила в полезное руководство по формированию корпоративной культуры, которое актуально даже спустя 10 лет издания. Мои дальнейшие проекты в сфере коммуникаций были нацелены на популяризацию инструментов для бизнеса, которые действительно работают на достижение тех показателей эффективности команд и действий, которые все ожидают. Запуск школы MACS стал логичным следующим шагом для более глубокого развития индустрии коммуникаций через профессиональное обучение по направлениям, которые не были до этого представлены у нас в стране.

Платформа K-AMPUS, которую мы развиваем сейчас, — важный атрибут здоровой корпоративной культуры высокого результата. Мы хотим дать максимально полезный инструмент для создания и поддержки такой культуры.

Все мои проекты, все, чем я занимаюсь на протяжении 16 лет, направлено на создание и развитие площадок, инструментов, концепций, форм для максимального раскрытия потенциала каждого взрослого человека как на рабочем месте через корпоративное обучение, так и в ежедневном режиме через наш просветительский контент.
— Как ты решилась на запуск ИТ-платформы? Это все-таки отличная от коммуникационной сфера с очень большой спецификой. Хотя в EdTeh есть хорошо знакомый тебе ED (education), но при этом там немаловажная часть Tech, с которым до этого опыта не было.
— Это не был вопрос выбора, это был вопрос необходимости. Технологическая платформа — обязательный элемент образовательной среды и самообучающейся организации. Без нее реализовывать эффективное развитие невозможно. Но платформа должна соответствовать понятным критериям, чтобы действительно стать эффективным элементом. Вопрос встал: где эту технологическую платформу взять? Мы провели аналитику и не нашли решение, которое было бы спроектировано исходя не из технологий, а из методологии, с учетом особенности обучения взрослых и всеми критериями, необходимыми для самообучающихся организаций. Для этого нужна была площадка, заточенная под персонализацию, с понятным функционалом социального обучения и возможностью формирования удобной консолидированной базы знаний компании.

Поэтому запуск и развитие K-AMPUS произошли естественным образом как ответ на задачу создания методологически совершенного инструмента, платформы для внедрения в компаниях нашей концепции #обучениенедлягалочки.
— Насколько актуально говорить об обучении и развитии в условиях максимальной непредсказуемости рынка труда и экономической напряженности, которую мир переживает сегодня?
— Глупо откладывать свое развитие до лучших времен, ведь лучшие времена могут и не настать. Сегодня и каждый из нас, и бизнесы действуют в условиях полной неопределенности. К сожалению, выбора нет. Надо либо сложить лапки, либо перестраивать себя на новую реальность, которой стала неопределенность, с горизонтом планирования «10 минут». Именно непрерывное развитие — это залог гибкости и жизнеспособности организаций и отдельного человека в таких условиях.

Дело не только в наращивании новых профессиональных навыков для более уверенного ощущения себя на бирже труда. Вопрос комплекснее.
Обучение, даже в условиях тотального хаоса и стресса, помогает справляться с беспокойством, стабилизировать эмоциональное состояние, абстрагироваться от тревоги. Этот терапевтический эффект не менее важен, чем приобретение новых профзнаний. Главное — учиться не для галочки, не тому, что кто-то назначил, спустил сверху, а тому, что отвечает интересам и потребностям конкретного человека и конкретного бизнеса.
Неудивительно, что в этом году непрерывное развитие сотрудников — центральный фокус бизнес-стратегий: 62% компаний в новом исследовании «Сколково» выделили «обучение и развитие под новые задачи и вызовы» как приоритет, а более половины HR-руководителей называют опыт сотрудников основным приоритетом работы в 2023 году.
— Ваша команда много говорит про концепцию #обучениенедлягалочки. Это идея, с которой вы 4 года назад вошли в сферу корпоративного обучения. Раскрой смысл этого удачно сформулированного тега.
— Долгое время люди шли в университеты за дипломами, а не за знаниями, потому что без корочки никуда не устроиться. Корпоративное обучение в российском бизнесе тоже носило формальный характер и включало в себя только обязательные тренинги и сертификации. Кроме того, практиковался подход назначения обучения сверху вниз — родители выбирают факультет для ребенка, а затем начальник на работе решает, кто на какой курс пойдет учиться. Зачем, почему, для кого — эти вопросы не задавались.

Если убрать этот стереотип и начать смотреть на обучение как на инвестицию в развитие потенциала конкретного человека — а именно таким он и является, — тогда будет понятно, почему обучаться нужно непрерывно. Главная задача в рамках этой концепции — позволить обучающемуся на всех этапах процесса играть активную роль.
ОБУЧЕНИЕ НЕ ДЛЯ ГАЛОЧКИ ФОРМУЛИРУЕТСЯ НЕ ИЗ ПОДХОДА «ЧЕМУ УЧИМ?», А ИСХОДЯ ИЗ ОТВЕТОВ НА ДВА ПРОСТЫХ ВОПРОСА: «ЧТО МЫ ХОТИМ ИЗМЕНИТЬ ЭТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ?» И «ЗАЧЕМ ЭТОМУ КОНКРЕТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ ЭТО ИЗУЧАТЬ?»
Если отталкиваться от действий (а не знаний), которые важно выполнять сотруднику для достижения бизнес-целей, и проектировать программу исходя из инструментария для выполнения этих действий и тренировки их выполнения, можно рассчитывать на то, что такое обучение будет действительно эффективным и полезным для всех участников.
— Вы вошли в рейтинг топ-100 EdTech-компаний по итогам 2022 года наряду с компаниями, которые уже более 10 лет на рынке. Что позволило сделать этот рывок в такой непростой год?
— Это абсолютная заслуга непрерывной работы нашей очень неравнодушной и очень профессиональной команды, которая постоянно улучшала K-AMPUS на основе опыта обучения взрослых. В первую очередь мы дали пользователям активную роль, чтобы они сами могли выбирать свои образовательные траектории и конструировать свой маршрут с учетом собственных потребностей. Благодаря этому подходу обучение становится куда более практико-ориентированным и эффективным, увеличивается его ценность.
— Какие тренды преобладают сейчас в EdTech?
— Их несколько. Первый и основной связан с повышением качества знаний, образовательного контента. Во многом это последствие цифровизации, в сети сейчас огромное количество информации, и авторы образовательного контента могут выиграть в битве за внимание пользователей только благодаря повышению качества. Аудитория и сама стала требовательнее к качеству образовательных материалов, и это касается не только контента, но и оформления, способов доставки знаний.

Еще один тренд — кросс-дисциплинарность. В 2023 году многие компании отказались от найма и с помощью расширения компетенций/навыков текущих сотрудников закрывают потребность в дополнительных специалистах.

Третий, который радует меня особенно, как раз связан с коммуникацией: рост актуальность формата peer-to-peer обучения, практик обмена опытом в разных форматах и формах.
— Что на самом деле мотивирует взрослых людей продолжать учиться?
— Мотиваций несколько, и все они находятся на орбите одной главной цели обучения: знания повышают нашу ценность. Причем ценность может измеряться разными параметрами. Для кого-то под ценностью подразумеваются профессиональные навыки, которые позволяют менять профессиональную сферу или продвигаться вверх по карьерной лестнице. Для других ценность лежит в области коммуникаций: новые знания делают человека интересным собеседником и центром компании. Знания можно конвертировать в увеличение дохода, рост своего социального капитала, в чувство защищенности и уверенности, что даже в самой непредсказуемой ситуации вы не потеряетесь и найдете решение, полагаясь на свой опыт, эрудицию и широту мышления.
— Мы много говорим об обучении взрослых, делая на этом акцент. Подход к обучению выделен даже в отдельное направление исследования. В чем принципиальная разница обучения в детстве и во взрослом возрасте?
— Первое — это приоритетность. Для ребенка обучение — основная деятельность, для взрослого — одна из многих задач и не всегда самая главная, нужно еще успевать работать, заниматься семьей, домом, друзьями, жить. Так что мотивация у взрослого и ребенка будет разная. Ребенка в этом плане замотивировать проще, а вот со взрослым нужно еще убедиться, что он не выгорает в процессе.

Во-вторых, отличается сам подход к обучению. Взрослые связывают новые знания с тем, что им уже известно, и новые концепции кажутся им куда убедительнее, если они согласуются с их предыдущим опытом. Также важно понимать, что взрослый, в отличие от ребенка, чаще склонен подвергать сомнению подвергаемую информацию. Он может и хочет вступать в дискуссию, докапываться до знаний, и преподаватель в таком случае играет роль не столько наставника, сколько навигатора и фасилитатора.

Отличается и отношение к информации. Если ребенок еще готов забивать память различными фактами, то взрослый куда более избирателен. Любая информация, кроме дурацких песен из рекламы, проходит тщательную проверку на пригодность для проживания в памяти. Поэтому перед обучением взрослый гораздо более склонен задаваться вопросом «А зачем мне это нужно?».
— Какие навыки имеет смысл нам всем развивать сегодня?
— ВСЕ, ЧТО СВЯЗАНО С ОБЪЕКТИВНЫМ ВОСПРИЯТИЕМ И АНАЛИЗОМ ПОСТУПАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ. В ТОМ ЧИСЛЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ КАК ТАКОВОЙ ОТ КОММЕНТАРИЯ К ЭТОЙ ИНФОРМАЦИИ (ТО ЕСТЬ ЗАГОТОВЛЕННОЙ ОЦЕНКЕ ФАКТА, А НЕ САМОГО ФАКТА), УЖЕ ЗАРАНЕЕ СОДЕРЖАЩЕГО В СЕБЕ ОЦЕНКУ И, СООТВЕТСТВЕННО, ОТНОШЕНИЕ К ЭТОЙ ИНФОРМАЦИИ. НАМ ВСЕМ ВАЖНО КАК МОЖНО СКОРЕЕ НАУЧИТЬСЯ ЭТИ ДВЕ ВЕЩИ ОТДЕЛЯТЬ И ВСЕ-ТАКИ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ, ДЕЛАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ВЫВОДЫ И ОЦЕНКИ, А НЕ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ УДОБНЫМИ ЗАГОТОВКАМИ.
Безусловную важность имеет навык «брать себя в руки». Управление собой, пресловутая антихрупкость, принятие решений в условиях неопределенности.

Также сохраняет актуальность эмоциональный интеллект. Чем хуже становится все вокруг, тем более остро мы все нуждаемся в срочном существенном повышении своего уровня эмоционального интеллекта и эмпатии. Критично не хватает доброты в сегодняшнем мире, и этому тоже стоит учиться. Необходимо даже.

Если говорить про более прикладные вещи, очевидно увеличивается роль цифровых навыков: работа с нейросетями, алгоритмами, аналитика данных, понимание принципов взаимодействия человека и машины. Эти навыки полезно уметь применять не только сами по себе, но и в связке со своими ключевыми профессиональными навыками. Готовить мозг к многопрофильной работе в кросс-функциональных командах.
Если нужен более формальный и бизнесовый ответ, все актуальные навыки собраны в колонке РБК.
— Какие навыки стоит развивать в детях, чтобы создать фундамент успешного человека в будущем?
— Те навыки, которые прежде всего позволят оставаться человеком. В идеале еще думающим человеком. Сомневающимся, анализирующим. Критическое мышление, образность и самовыражение, адаптивность и резистентность к изменениям.
— В качестве завершения — твой личный совет тем, кто хочет вступить в ряды адептов непрерывного развития.
— Советы раздавать не хочу, но могу поделиться просто понятными рекомендациями, которые работают. Сегодня особенно сложно взять себя в руки и заставить делать что-то полезное даже для себя, не говоря уже об обществе. Здесь, наверное, банальный, но работающий совет: воспользуйтесь силой маленьких шагов. Дробите большую цель на маленькие простые действия. Например, если хотите внедрить ежедневные прогулки в рутину. Представьте, что цель — это не прогулка, а просто выйти на улицу. Или если вы хотите сделать чтение своей полезной привычкой, не надо обещать себе читать по 100 страниц в день, пусть это будет маленькое обещание просто открыть книгу.

Маленькие шаги тоже могут приводить к большим результатам. Если хотите помогать другим, не обязательно записываться на фултайм в волонтеры, увольняясь с работы, можно начать с малого: потратить минуту и оформить подписку на несколько благотворительных сервисов для микросписаний и выделить один выходной в месяц для социальной активности. Даже такая позиция будет очень полезна.

А второй совет, связанный с первым, — отстать от себя. Если вы не хотите сегодня проходить образовательный курс, читать, гулять и помогать животным — не надо себя за это уничтожать. За последний год на нас обрушилось такое количество стресса и испытаний, что дополнительно корить себя еще за какие-то не достигнутые или недостаточно достигнутые цели никому точно не пойдет на пользу. Бережное отношение к себе и отказ от навязанного достигаторства — самый актуальный и необходимый для каждого из нас сегодня навык.
— Какие три книги точно стоит прочесть сегодня?
— Я очень люблю читать. Эта привычка со мной с детства, стараюсь находить время на это каждый день. Есть книги, которые я перечитывала по множеству раз. Но если нужно выделить именно три полезные к прочтению сегодня, это только художественная литература. Образная, объемная, которая оставляет пространство для анализа, вдохновляет, помогает разобраться в настройках.

Три книги, которые я перечитала недавно и они помогли: «Маленький принц» — на мой взгляд, самая доступная книга про действительные ценности в жизни, с нее можно начать погружение в философскую тему. Вторая — «Уловка-22» (в русском переводе — «Поправка», но «Catch-22» мне кажется здесь более точным, именно «уловка») — о парадоксах повседневности, которые создают сами люди, рукотворные абсурды нашей жизни, которые всем очевидны, но никто ничего не хочет с этим делать, «451 градус по Фаренгейту» — впервые прочла эту книгу в 14 лет и каждые несколько лет перечитываю, ужасаясь, как с течением времени она кажется все менее фантастической. На случай, когда нужно отстать от себя, идеально подходит «Чемодан» Сергея Довлатова. Атмосфера этого сборника помогает взять паузу и отвлечься на забавные истории.

А если говорить о профессиональной литературе, то сейчас мой однозначный фаворит — новая книга Джоша Берсина о ведении бизнеса в условиях турбулентности. Она не просто про выживание компании, а про следование своим целям, эволюцию бизнеса.
Made on
Tilda