«Главная боль у людей в России — они ненавидят свою работу. Наша цель — помочь эту боль вылечить»
29 июня 2021
Текст:
Надя Макова
Сооснователь компании Skyeng, CEO онлайн-университета навыков и профессий Skypro Харитон Матвеев, рассказал в интервью Наде Маковой, издателю «Теорий и практик» и EdTech сервиса K-AMPUS , как за восемь лет стать №1 в EdTech в России, зачем выходить на уже сформированный рынок, как бороться с нищетой в нашей стране и как любому человеку сделать правильный выбор программы дополнительного образования.
Идеологи просвещения
ХАРИТОН МАТВЕЕВ
НАДЯ МАКОВА
CEO и управляющий партнер проекта «Теории и практики» и EdTech сервиса K-AMPUS
Cооснователь компании Skyeng, CEO онлайн-университета навыков и профессий Skypro
— ПОЧЕМУ ДЕВЯТЬ ЛЕТ НАЗАД ТЫ РЕШИЛ ВСТАТЬ НА ПУТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ВЫБРАЛ EDTECH?
— Какой-то романтической истории здесь нет. Я был очень умный парень, учился на физтехе, побеждал в международных олимпиадах, при этом был очень бедный. Как-то я ехал на своей маленькой Daewoo Matiz, рядом проезжали огромные красивые джипы, и я подумал: «Блин, я такой умный, способный, но не могу себе позволить такую машину. Так быть не должно». И я начал смотреть в сторону бизнеса.

Мы попробовали с ребятами разные направления, но конкретно зацепила идея с изучением английского онлайн. Помог случай. Мой приятель летом начал заниматься с репетитором в Чебоксарах, по возвращении в Москву продолжил заниматься онлайн, это обходится в четыре раза дешевле. Мы поняли, что это отличная идея для масштабирования. В начале у нас не было никакой сверхмиссии, мы просто видели возможность заработать хорошие деньги и не упустили ее. Вот так все началось.
— ЗА ВОСЕМЬ ЛЕТ ВЫ СТАЛИ №1 В EDTECH В РОССИИ. КАКИЕ ТРИ ФАКТОРА ОПРЕДЕЛИЛИ ВАШ УСПЕХ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНО?
— Первое: мы рано начали. Поняли, что на этом можно делать бизнес, когда еще многие не верили в онлайн.

Второе: мы супертехнологические ребята, с первого дня начали инвестировать в продукт, автоматизировать процессы, разрабатывать собственную платформу, мобильные приложения, тренажеры.

Третье: мы сфокусировались на формировании команды с культурой высокого результата, где каждое число просчитано и подсчитано, внедрена аналитика всех процессов.
— В ОДНОМ ИНТЕРВЬЮ ТЫ СКАЗАЛ, ЧТО ЗА ВОСЕМЬ ЛЕТ ВЫ ТРИ ИЛИ ЧЕТЫРЕ РАЗА ПРОХОДИЛИ ГЛОБАЛЬНУЮ ТРАНСФОРМАЦИЮ — И ЛИЧНУЮ, И ПРОДУКТОВУЮ. МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО СЕЙЧАС ВЫ ПРОХОДИТЕ САМУЮ ГЛОБАЛЬНУЮ?
— Сто процентов. Более того, мы сейчас одновременно переживаем сразу три трансформации.

Первая — выход на международный рынок. Это один из самых быстро растущих юнитов. Мы видим огромные перспективы, но и вызов. Как говорят ребята в шутку, Россия — один из самых плохих рынков. Потому что на маленьких рынках основатель сразу мыслит глобально, Россия, с одной стороны, достаточно большой рынок, чтобы долго развиваться на нем, но с другой — очень сложно из локальной специфики потом вырваться. У нас было много попыток, но только сейчас получилось запустить несколько стран, свести экономику, показать хороший рост.

Вторая трансформация — наше детское направление. Мы исторически предлагали английский, потом запустили математику, а в 2021-м сделали прорыв — завели больше десяти школьных предметов. Skysmart должен стать не просто школой английского для детей, он должен стать школой полного цикла. Для реализации этой задачи сейчас происходят комплексные изменения.

Третья трансформация — наш выход на рынок профобучения, для этого мы создали онлайн-университет навыков и профессий Skypro. Придумать качественный продукт, который нужен рынку, учить взрослых навыкам, которые сегодня максимально востребованы, — для нас это очень большой вызов. Мы очень долго решались, нам все говорили: «Ребята, уже поздно, рынок уже распределен». Но я убежден, что правильно смотреть не на конкурентов, а на результат общей работы.
ЗАДАЧА ОБРАЗОВАНИЯ — ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРЕССИВНОГО ОБЩЕСТВА, ГДЕ ЛЮДИ ДОСТАТОЧНО ЗАРАБАТЫВАЮТ, ГДЕ ВЗРОСЛЫЕ КОМПЕТЕНТНЫ ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ, РУКОВОДИТЕЛИ КОМПЕТЕНТНЫ УПРАВЛЯТЬ ГОРОДОМ, ИЗБИРАТЕЛИ КОМПЕТЕНТНЫ ВЫБРАТЬ КОМПЕТЕНТНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СЕБЕ И ТАК ДАЛЕЕ
— ЕСЛИ В ЦИФРАХ, КАК ТЫ ОЦЕНИВАЕШЬ СПРОС И КАКОЙ ПРОЦЕНТ УЖЕ ЗАКРЫВАЮТ ДРУГИЕ ПРОВАЙДЕРЫ ДПО?
— В России 146 миллионов человек. Из них экономически активного населения примерно половина. Дальше мы смотрим по этим людям среднюю медианную зарплату, она составляет около 30 тысяч рублей, даже чуть поменьше. Огромная система образования обучала людей 15–16 лет за огромные госбюджеты, а на выходе получаем специалиста, который стоит 30 тысяч рублей. Не потому что он плохой или чего-то не умеет, а потому что ему не помогли развить те навыки, которые максимально актуальны и ценны.

Я верю, что задача наша и наших коллег по допобразованию — сделать компетентными и нужными минимум половину экономически активного населения нашей страны, то есть 36 миллионов человек. По опросу «Левада-центра» о том, что не нравится в вашей жизни, кто-то называет правительство, кто-то — город, экологию, при этом 52% респондентов называют работу, потому что она а) неинтересная и б) на ней мало платят.
Если взять любой российский город, здесь с этой точки зрения на образование конь не валялся. Это огромнейшая задача повысить компетенции всех, она решена на одну миллиардную процента. Это огромный океан работы, и это то, что нас вдохновляет.
Самая главная боль у людей в России — они ненавидят свою работу. Для них это ежедневная мука. При этом эти люди принципиально ничем не отличаются от меня или от тебя, просто им не посчастливилось найти то, что у них получается, осознать это, научиться этому.
Они не находились в контексте, в котором они видели бы, что можно что-то делать по-другому, кроме как посидеть целый день на диване. Я убежден, что это задача образования. Поэтому, возвращаясь к твоему вопросу про рынок, это 40 миллионов человек помножить на стоимость, это тысячи миллиардов.
— ЕСЛИ 50% ЛЮДЯМ, КОТОРЫЕ НЕНАВИДЯТ СВОЮ РАБОТУ, ПРОСТО МЕНЬШЕ ПОВЕЗЛО С КОНТЕКСТОМ, ЗНАЧИТ ЛИ ЭТО, ЧТО ВЫ ПЛАНИРУЕТЕ РАБОТАТЬ ИМЕННО С НИМ? ЕСЛИ ОЧЕНЬ УТРИРОВАННО, ВЗЯТЬ ЭТОГО КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА ИЗ РЕГИОНА И СПОДВИГНУТЬ НА ПЕРЕМЕНЫ. КАК ВЫ СМОЖЕТЕ ЭТО СДЕЛАТЬ?
— Отвечу на примере нашего экспериментального проекта, внедрения модели ISA (income share agreement, модель, при которой человек оплачивает обучение только после трудоустройства по освоенной профессии. — Прим. ред.). Помочь человеку начать зарабатывать больше, просто прокачав его профессиональные навыки, — это второстепенная часть задачи. Первая задача — он должен поверить, что это про него. Сейчас они думают: «Я получаю 15 тысяч рублей, знаю, что есть кто-то, кто получает 50 тысяч рублей, но это какой-то небожитель, он что-то умеет делать такое, что мне не под силу точно». Они искренне не верят, что могут больше. Первая часть нашего продукта — помочь человеку поверить, что это не rocket science. Мы это называем «социально приемлемая форма психотерапии».
— ТО ЕСТЬ ШАГ НОМЕР ОДИН — ВЕРНУТЬ ЛЮДЯМ ВЕРУ В СЕБЯ?
— Вера в себя — это фундаментально.

Шаг номер один — поверить, что ты можешь быстро прокачаться и начать зарабатывать 50 тысяч рублей. Мы не обещаем, что сразу будешь зарабатывать 120 тысяч, как у многих написано на сайтах, но зарабатывать 50 тысяч — это реально. За три-четыре месяца обучения любого адекватного человека можно научить зарабатывать 50 тысяч рублей в месяц.

Второе — объяснить, как на самом деле просто поменять окружение. Банально, у тебя есть смартфон, можно просто взять и перепрограммировать, какие на главном экране будут приложения, вывести полезные и более нужные для погружения в контекст. Это базовые, есть и более фундаментальные изменения. Например, можно переехать на время учебы. Мы хотим протестировать проект, чтобы ребята, которые учатся у нас, съезжались в одном городе, организовать что-то вроде коливинга. Это значительно повышает шансы, что человек сможет пройти обучение до конца. Твое наблюдение абсолютно правильно. Нам кажется, что очень важно работать с контекстом.
— В ПУБЛИКАЦИИ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ В ФЕЙСБУКЕ С АНОНСОМ SKYPRO ТЫ ОБОЗНАЧИЛ ВАШУ СОЦИАЛЬНУЮ МИССИЮ КАК БОРЬБУ С НИЩЕТОЙ В НАШЕЙ СТРАНЕ.
— С некомпетентностью. Я верю, что нищета — это следствие некомпетентности. Если Марка Цукерберга поселить голодранцем в российское село, гарантирую, что он очень быстро снова станет миллиардером. Потому что у него есть правильные компетенции. Я уверен, что он быстро повторит свой путь, может, сделает еще один Facebook, компанию на миллиард долларов, стартуя в деревне. Поэтому нам нужно повышать компетенции людей, которые максимально смогут драйвить их доход.
— В ТОМ ЖЕ ПОСТЕ ТЫ НАПИСАЛ, ЧТО ВАША ЦЕЛЬ — СДЕЛАТЬ ПРОХОДИМОСТЬ КУРСОВ 80%. ЭТО ОЧЕНЬ АМБИЦИОЗНАЯ ЦИФРА. У ВАС ЕСТЬ КОНКРЕТНЫЙ ПЛАН, ИЛИ ПОКА ЭТО НА УРОВНЕ БОЛЬШОЙ ЦЕЛИ?
— Глобально все образовательные продукты можно сегментировать по объему сопровождения — это насколько вовлечены люди. Если продукт — это просто доступ к контенту, говорить о доходимости бессмысленно, человек просто не способен сам себя замотивировать на 900 часов и каждый вечер учиться. Основным драйвером роста доходимости являются живые люди, которые с каждым студентом работают, помогают. Возможность, которую мы видим для себя на рынке ДПО, — построить лучшее сопровождение. Skyeng — это операционная компания, система менеджмента 10 тысяч преподавателей, которые вовремя делают определенные действия, чтобы человек не ушел с образовательного трека. Студент нашего курса будет получать наибольшее количество часов преподавателей. Это наша сильная сторона, которой очень не хватает на рынке.
— МОЖНО ЛИ РЕЗЮМИРОВАТЬ, ЧТО ЗАЯВЛЕННЫЕ 80% ДОХОДИМОСТИ ВАШИХ КУРСОВ ВЫ ОБЕСПЕЧИТЕ ЗА СЧЕТ УСИЛЕННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В СОПРОВОЖДЕНИИ? В ТАКОМ ФОРМАТЕ ЕСТЬ ЛИ БИЗНЕС? ЭТО ЖЕ ОЧЕНЬ ДОРОГО — НА 10 СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЬНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ.
— У нас и обучение не дешевое.
Я НЕ ВЕРЮ В ОБУЧЕНИЕ, КОТОРОЕ СТОИТ 30 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ И В КОТОРОМ НЕТ ЖИВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Это, может быть, хорошо работает в lifestyle-курсах, где узнаешь, как накраситься, где быстрый эффект. Если хочешь получить новую профессию, это невозможно. Нигде в мире я не встречал курс по освоению новой профессии быстрее, чем за 500 часов. И на эти 500 часов важно достаточное количество часов персонального сопровождения, обратной связи, разборов и т. д. Поэтому нам кажется, что дешевые короткие курсы — это профанация.
— КАК ВЫ МОТИВИРУЕТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, КАК УДЕРЖИВАЕТЕ ИХ? ОСОБЕННО ЕСЛИ МЫ ГОВОРИМ ПРО ЭКСПЕРТОВ-ПРАКТИКОВ, У КОТОРЫХ ЕСТЬ СВОЯ ОСНОВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ, ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ. КАК ВЫ УДЕРЖИВАЕТЕ ИХ ФОКУС НА ОБУЧЕНИИ ВАШИХ СТУДЕНТОВ?
— Очень правильный вопрос, ведь эту задачу еще никто в мире не решил. В той модели, которую мы тестируем (модель качественного обучения), узкое место при масштабировании — это как раз люди, носители предметной области и педагоги. В чем заключается эта проблема? Если ты берешь экспертов индустрии, они не умеют правильно доносить и качественно сопровождать студента именно педагогически.

Есть два сценария. Первый — ты можешь брать талантливых ребят после педвузов и быстро, за полгода, их самих погружать в экспертную область. Второй — берем практика и даем ему основы обучения взрослых людей. Я созванивался с фаундерами американских компаний, они для себя так и не решили, что лучше работает. Но все сходятся в одном: важно строить внутри себя завод по обучению, подготовке педагогических кадров, потому что их очень не хватает.
— КТО НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ, НА ТВОЙ ВЗГЛЯД, ПРЕДОСТАВЛЯЕТ КАЧЕСТВЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?
— Здесь ответ простой: «Яндекс.Практикум».
— ПОЧЕМУ?
— У них низкая стоимость завоевания доверия потребителя благодаря мощному бренду «Яндекса», есть доступ к платформе, к трафику. Другие школы огромный ресурс тратят на маркетинг, продажи, знание бренда. У команды «Практикума» есть возможность основной фокус держать на продукте. Поэтому их продукт очень качественный. Второе: для «Яндекса» образование — это важная миссионерская история, гораздо больше, чем просто источник монетизации. Благодаря этому получается классный результат.
— МОЖЕШЬ ДАТЬ ПРАКТИЧЕСКУЮ ИНСТРУКЦИЮ, КАК ВЫБРАТЬ ПРОГРАММУ ДПО ДЛЯ СЕБЯ?
— Первое: принять, что путь ДПО очень непростой. Сегодня много рекламы о том, как это просто, быстро и как кратно увеличится твой доход сразу после. Конечно, эти обещания не имеют под собой никаких оснований. Если человек меняет профессию, он становится начинающим специалистом и в лучшем случае может рассчитывать на доход 50–60 тысяч на старте, за год он может вырасти достаточно, но на старте не должно быть нереальных ожиданий.

Второе: надо понять, кто твой основной враг на пути получения новой профессии.
Основной враг — это отсутствие мотивации. Получение новой профессии — путь через долину смерти, где 90% в процессе умирают.
— КАКИЕ НАВЫКИ, НА ТВОЙ ВЗГЛЯД, НУЖНО РАЗВИВАТЬ СЕЙЧАС МОЛОДЕЖИ, ЧТОБЫ ЧЕРЕЗ ПЯТЬ-СЕМЬ ЛЕТ СТАТЬ УСПЕШНЫМИ И ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ КОМФОРТНО?
— Очень философский вопрос.

Первое — психотерапия. Если у тебя есть проблемы, это не значит, что ты странный. В России есть дурацкая мистификация, что психотерапия — это плохо. На самом деле это очень полезно, это про понимание, что я классный, умение проводить внутреннюю рефлексию, ставить себе цели, а не плыть по течению. Это первый навык.

Второе — коммуникация. Мы живем в мире, где невозможно ничего сделать одному. Есть огромное количество технических специалистов, у которых проблемы с коммуникациями, мне больно понимать, насколько это их ограничивает. Очень важно научиться общаться, продавать себя, свои продукты, идеи, строить партнерства. Я через эту трансформацию прошел, мне восемь лет назад было страшно на телефонный звонок ответить.
Вы начнете и бросите в середине, и после этого останется ужасный опыт, ощущение выученной беспомощности, второй раз будет уже очень сложно решиться: «Я же пробовал, у меня не получилось, значит, это невозможно, суждено быть до конца жизни бухгалтером». Нас пугает, что ряд продуктов с низкой проходимостью на рынке могут демотивировать и лишать веры большое количество людей. Поэтому основное, что я рекомендую, — спрашивать: «Как будет выстроена работа в группах? Сколько будет часов преподавателя на весь курс? Насколько подробные и регулярные будут сессии обратной связи? Как быстро будут отвечать на мои вопросы? Если я загрущу и мне станет скучно, как вы поможете мне дойти до конца?» Если сейчас пройти любую программу большинства провайдеров, то после возникнет единственное желание — отказаться от обучения навсегда. Контент плюс минус у всех одинаковый, но с доходимостью пока, к сожалению, работают единицы.
ТРЕТЬЕ: НУЖНО 17-ЛЕТНЕМУ ЧЕЛОВЕКУ ВЕРНУТЬ ТОТАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ЕСЛИ ВСЕ НЕ ТАК, КАК ТЫ ХОЧЕШЬ, ДЕЛО В ТЕБЕ, ЗНАЧИТ, ЧТО-ТО ТЫ НЕ СДЕЛАЛ, НЕ ХОТЕЛ ЭТОГО СДЕЛАТЬ
Из профессиональных навыков, на мой взгляд, самый важный — аналитика. Я не представляю, как в современном мире делать успешный бизнес, быть сильным руководителем без аналитики. После — математика и физика. Как Илон Маск пропагандирует, самый главный предмет — это физика. Это дает базовое умение моделировать мир, без которого очень сложно принимать правильные решения.
— ПОСЛЕДНИЙ, САМЫЙ ПРОСТОЙ ВОПРОС: КАКИЕ ТРИ КНИГИ, НА ТВОЙ ВЗГЛЯД, ДОЛЖЕН ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК?
— «Цель», Элияху Голдратт. Вторая — «Принципы». Третья — «Sapiens», Харари.
— ОТЛИЧНЫЙ ВЫБОР. СПАСИБО.
Made on
Tilda