«Образовательная компания должна нести ответственность за результат, а не просто масштабировать бизнес»
12 января 2022
Текст:
Надя Макова
Может ли процесс подготовки к ЕГЭ быть интересным и вовлекающим? Вполне. В этом уверен основатель и гендиректор компании Maximum Education Михаил Мягков. По его мнению, качественный образовательный продукт должен предоставлять знания, мотивировать, поддерживать, диагностировать, сопровождать ученика, чтобы довести его до цели. Издатель «Теории и практики», основатель LXP платформы K-AMPUS Надя Макова поговорила с Михаилом о его пути в предпринимательстве и особенностях обучения детей.
Идеологи просвещения
МИХАИЛ МЯГКОВ
НАДЯ МАКОВА
Издатель «Теории и практики», основатель LXP платформы K-AMPUS
Основатель и гендиректор компании Maximum Education
— ПЕРВЫЙ ВОПРОС, НАВЕРНОЕ, БУДЕТ БАНАЛЕН, НО ВАЖНО ПОЗНАКОМИТЬ ТЕБЯ С ЧИТАТЕЛЯМИ. КАК БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ ОТ БЛЕСТЯЩЕЙ КАРЬЕРЫ В ВЕДУЩЕЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНСАЛТИНГОВОЙ КОМПАНИИ В ПОЛЬЗУ СОБСТВЕННОГО СТАРТАПА В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО EDTECH?
— У меня действительно была успешная корпоративная карьера в BCG в Нью-Йорке. Почему я шагнул в предпринимательство? Есть два фактора: «почему» и «как». «Почему» — это личностная история про то, чем действительно хочешь заниматься в жизни, что драйвит. Для меня это оказался набор вещей, связанных с созиданием, с позитивным влиянием на общество, с интересом к создаваемому смыслу. Про «как» — я исключил для себя вообще работу в корпорациях в пользу влияния, которое каждый человек имеет внутри небольшого проекта или компании.

Далее был выбор сферы. Здесь помог опыт работы преподавателем в сфере подготовки к разным международным экзаменам, которым я работал еще со студенчества. Это всегда оставалось чем-то наиболее интересным для меня, потому что в преподавании сразу виден эффект от деятельности. Застав момент внедрения системы ЕГЭ в России, я увидел в этом возможность создать нечто значимое на стыке моего опыта преподавания и возможности для масштабирования за счет технологий.
ГЛАВНЫЙ ДРАЙВЕР, КОТОРЫЙ ОСТАЕТСЯ И ПО СЕЙ ДЕНЬ, — СОЗДАТЬ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ ПОЗИТИВНО И ЭФФЕКТИВНО МЕНЯЕТ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ
— КАК ВЫ РАБОТАЛИ, ОСОБЕННО НА СТАРТЕ, С НЕГАТИВНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К ФОРМАТУ ЕГЭ?
— В этой теме много спекуляций. ЕГЭ — это экзамен как любой другой. Просто он стандартизирован, из-за этого не учитываются творческие особенности отдельно взятой личности. При этом ЕГЭ исключает субъективность в отношении конкретных преподавателей к конкретным студентам. Дополнительный плюс — ЕГЭ дал реальный социальный лифт: если раньше в московских вузах учились 80–90% москвичей, сейчас 70% — студенты из регионов, и это огромный шаг вперед и возможность, в том числе с точки зрения борьбы с коррумпированностью в системе образования.

Если говорить про сам формат тестов — критика повсеместна. В США, например, дети как будто вообще живут одними тестами, нет возможности развиваться на разных этапах. В России ЕГЭ — это просто повод для популизма или ностальгии. Важно выбирать путь не разрушения «давайте все отменим и вернем как было в Советском Союзе», а путь эволюции. Я считаю, что ЕГЭ — это очень позитивная вещь. Идеальный вариант — скомбинировать тест с другими элементами, позволяющими раскрыть творческий потенциал и коммуникативные навыки, с портфолио, эссе или собеседованием. Добавить дополнительные инструменты в систему поступления в вуз, чтобы выявлять таланты и балансировать между цифрами и самим человеком.
— ВЫ ЗАПУСТИЛИ ПРОЕКТ MAXIMUM EDUCATION В 2013 ГОДУ, КОГДА РЫНКА EDTECH В РОССИИ ЕЩЕ НЕ БЫЛО. КАК ВЫ СОБРАЛИ ДОСТАТОЧНЫЙ РЕСУРС ДЛЯ ЗАПУСКА И УБЕДИЛИ В ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ТАКОГО ПРОЕКТА, ИНВЕСТОРЫ НАВЕРНЯКА В ОЧЕРЕДЬ НЕ СТОЯЛИ?
— Мы стандартно начали с пилота и MVP. Но было очень непросто. Я вел переговоры почти с 40 потенциальными партнерами финансовыми, и 36 из них сказали мне: «О чем ты говоришь?! Езжай обратно на Манхэттен. Лучше там заниматься этими вещами». Ну это в принципе нормальная статистика для старта. Почему получилось? Я все-таки довольно понятно приземлил идею, не приходил с каким-то футуристическим и непонятным проектом. В EdTech есть несколько типов предпринимателей: те, кто приходят из образования и хотят свою экспертизу образовательную масштабировать, те, кто приходят из бизнеса, ничего не понимая про образование, но говорят: «Слушайте, классный бизнес. Вот есть много способов, как деньги делать». И есть те предприниматели, которые изначально только про технологии.
— КАКОЙ САМЫЙ УСПЕШНЫЙ, НА ВАШ ВЗГЛЯД? КОГДА ОНИ ВТРОЕМ В ОДНОЙ КОМАНДЕ, ВЕРОЯТНО?
— Да. Но это почти невозможно, потому что очень сильные конфликты возникают на стыке, это три совершенно разных приоритета. При этом, например, у лидеров EdTech почти ни у кого нет бэкграунда именно в образовании, успех драйвится бизнес-приоритетом. Пока на российском рынке большинство потребителей готовы покупать некачественный продукт. У нас с самого начала был фокус на качество образовательного продукта. Немногие компании фокусируются на этом, что позволяет им быстрее расти.
— ХОРОШИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ — ЭТО ЧТО? КАКИЕ АТРИБУТЫ ХОРОШЕГО ПРОДУКТА?
— ХОРОШИЙ ПРОДУКТ — ТОТ, КОТОРЫЙ ПОМОГАЕТ УЧАЩЕМУСЯ ДОСТИЧЬ ЦЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ЕМУ БЫЛИ ОБЕЩАНЫ НА СТАРТЕ
— В КОММУНИКАЦИИ ВАШЕГО ПРОДУКТА БОЛЬШОЙ АКЦЕНТ СДЕЛАН НА ОПИСАНИИ МЕТОДОЛОГИИ. В ЧЕМ ОНА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ? КАКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ НОУ-ХАУ У MAXIMUM EDUCATION?
Если компания, продавая курс профессиональной подготовки аналитиков, обещает новую работу и новый оклад, при этом только 10% выпускников курсов действительно находят работу по этой специальности, сложно назвать это качественным образовательным продуктом.

Много образовательных продуктов или не выполняют стартовое обещание, или полностью настроены на повторные покупки, то есть ученик не получает прогресса, но получает условную зависимость от самого процесса обучения. Это тоже метод. Наверное. Но, на мой взгляд, являясь образовательной компанией, ты должен нести ответственность за результат, а не просто масштабировать бизнес.
— Сразу скажу, что скепсис родителей понятен и логичен. Большинство онлайн-курсов не могут дойти даже близко до качества, которое может дать хороший преподаватель в классе. Тот уровень вовлеченности, присутствия, включения в офлайн-занятиях в большинстве случаев еще не может быть достигнут по причине недостатка технологий и неумения многих преподавателей работать с динамикой в онлайне.

Уроки один на один — это самая простая история. Мы с вами беседуем, смотрим друг на друга, мы включены, здесь почти нет шансов, что кто-то отключится, пойдет заниматься своими делами. Но один на один — это редко и дорого, надо оттачивать мастерство работы с группой в онлайне: как сделать так, чтобы все слушали, чтобы все были включены. Сделать это в онлайн-формате с текущими инструментами очень непросто. Мы сейчас инвестируем значительные ресурсы в платформы и продукты нового поколения, которые будут драйвить групповую динамику занятия более 100 человек в онлайн-группе, чтобы максимально приблизить ее по вовлеченности и увлеченности физического урока группы на 10–15 человек.
Наш продукт — это комбинация трех составляющих: технологий, преподавателя и контента. Это поминутно продуманный продукт, задача которого — предоставлять знания, мотивировать, поддерживать, диагностировать, сопровождать ученика, чтобы довести его до цели. Целостность продукта обеспечивает возможность дать абсолютно каждому ученику сравнимое качество знаний. Если посмотреть вглубь, мы делаем акцент на понимании того, как люди учатся, что приводит ученика к успеху.
— СЕЙЧАС ОНЛАЙН — ЭТО ЧАСТЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ, НО В 2013 ГОДУ, КОГДА ВЫ ТОЛЬКО НАЧИНАЛИ И ОНЛАЙН БЫЛ СОВСЕМ НЕ РАСПРОСТРАНЕН, КАК УДАВАЛОСЬ ПРЕОДОЛЕВАТЬ СКЕПСИС РОДИТЕЛЕЙ?
— У ВАС ВСЕ-ТАКИ ЕСТЬ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ ПАРТНЕРЫ, КОТОРЫЕ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧИТЬСЯ ОЧНО В КЛАССАХ. ИНТЕРЕСНО ПОСМОТРЕТЬ НА СТАТИСТИКУ, РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ ОНЛАЙН И ОФЛАЙН — ЕСТЬ РАЗНИЦА?
— В целом разницы нет вообще. Даже иногда в онлайне результативность выше, не потому что продукт лучше, а потому что тип людей, которые с большей готовностью идут в онлайн-обучение, более результативен. В образовании это всегда вопрос «вход — выход». У Гарварда супервыпускники, потому что туда поступают суперабитуриенты. Мы инвестируем очень много в технологии онлайн-обучения. Когда мы создаем группу из 100 и более учеников, это действительно позволяет сделать продукт более доступным. И это умеют все. А вот сделать его не менее эффективным или приближенным к эффективности в группе на 5–10 человек — вот это настоящий вызов. Это очень тяжело сделать.
— У ВАС ЕСТЬ ПЛАНЫ ВЫХОДА В СЕГМЕНТ ВЗРОСЛОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?
— Пока финального убеждения нет, слишком перенасыщен рынок и слишком пока мало фокуса на качество. Но есть высокий шанс, что мы пойдем туда. Особый интерес вызывает сегмент pre-skilling — обучение очень молодых профессионалов. На самом деле принципиальной разницы в работе в сегменте школьном и взрослом нет, люди учатся одинаково. Знаете, в чем действительно есть разница? В школьном сегменте требования к качеству продукта более высокие и продать какой-то мусор почти невозможно, потому что в школьном сегменте, помимо потребителя, есть еще контролер — родитель, который не хочет платить деньги за что-то неэффективное. Во взрослом сегменте зачастую покупки происходят импульсивно: «Мне продают мечту. Я освою эту профессию за два месяца и смогу работать с Бали, ни о чем не беспокоясь. Где оплатить?» Тут же есть кнопочка «Кредит». Происходит иллюзия «Я оплатил курс, значит, я вкладываю в себя», и там гораздо меньше контроля над качеством.
— ЧТО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, САМАЯ ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ? КАКИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ ПРОГРЕССА?
— Тормозит очень низкий порог входа на этот рынок. Буквально каждую неделю появляется новая компания, новый подход. Не хватает взрослости рынку, которая обязательно произойдет. Я недавно был на крупнейшей международной конференции по EdTech в Калифорнии. Количество обсуждений качества образования просто зашкаливало: про инновации в разных-разных нишах, использование голоса, видео, текстовые форматы. Там рынок уже взрослый, и продавать только с красивой упаковкой совсем не получится. Просто пока в России потребитель готов покупать все, но со временем он вырастет и рынок повзрослеет. Именно улучшения, связанные с тем, как люди учатся, как преподают, — это двигатель прогресса индустрии. Прогресса, который, я верю, обязательно произойдет.
— КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ВОСХОДЯЩЕМУ ТРЕНДУ НА НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРЕСЛОВУТЫЙ LIFELONG LEARNING? СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО ЭТО ПЕРЕОЦЕНЕННАЯ ИСТОРИЯ?
— НЕПРЕРЫВНО РАЗВИВАТЬСЯ НЕОБХОДИМО, МИР МЕНЯЕТСЯ ТАК БЫСТРО, ЧТО, ЕСЛИ ТЫ НЕ ВОЙДЕШЬ В РИТМ, ТЫ ПРОСТО НЕ НАЙДЕШЬ СЕБЕ ПРИМЕНЕНИЕ
— ЧЕМУ ВАЖНО УЧИТЬСЯ? КАКИЕ НАВЫКИ РАЗВИВАТЬ В ДЕТЯХ, В СЕБЕ?
— Детям важно прежде всего расширять кругозор, давать возможность пробовать разные вещи, показывать преимущества разных занятий, вариативность возможностей и направлений. Чтобы впоследствии они сами могли выбрать наиболее интересное. Что такое «профориентация для детей»? Это не «посмотри, какие есть профессии, и подумай, куда поступать». Это про пробовать себя немного во всем. Я не верю в то, что есть какой-то волшебный навык, которому нужно всех детей обучить, но точно нелишним будет умение брать ответственность.

У взрослых немножко другая история. У взрослых уже есть сильные и слабые стороны, поэтому развивать нужно потенциал вокруг сильных. Понятно, что важны софты, коммуникация, но фокус не должен быть только вокруг этого. Умение рассказать и убедить в чем-то своем, коммуникация, поможет и инвестиции в проект привлечь, и команду единомышленников сформировать. При этом важны не только слова: есть набор базовых умений, без которых сложно стать успешным в современном мире. Финансовая грамотность, юридическая грамотность, математика.
При этом коммуникации про lifelong learning действительно слишком навязчивы. Непрерывное развитие совсем не о том, чтобы хотя бы раз в год записаться на какой-то курс. Нужно просто интересоваться тем, что происходит, узнавать информацию о происходящем, определять свое место и понимать, что полезно будет изучить и узнать. Важный навык современного человека — фильтровать информацию, в том числе в отношении возможностей обучения, потому что просто кликать и покупать разные курсы, не открывая их, не поможет.
— СПАСИБО!
Made on
Tilda