— В КОММУНИКАЦИИ ВАШЕГО ПРОДУКТА БОЛЬШОЙ АКЦЕНТ СДЕЛАН НА ОПИСАНИИ МЕТОДОЛОГИИ. В ЧЕМ ОНА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ? КАКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ НОУ-ХАУ У MAXIMUM EDUCATION?
Если компания, продавая курс профессиональной подготовки аналитиков, обещает новую работу и новый оклад, при этом только 10% выпускников курсов действительно находят работу по этой специальности, сложно назвать это качественным образовательным продуктом.
Много образовательных продуктов или не выполняют стартовое обещание, или полностью настроены на повторные покупки, то есть ученик не получает прогресса, но получает условную зависимость от самого процесса обучения. Это тоже метод. Наверное. Но, на мой взгляд, являясь образовательной компанией, ты должен нести ответственность за результат, а не просто масштабировать бизнес.
— Сразу скажу, что скепсис родителей понятен и логичен. Большинство онлайн-курсов не могут дойти даже близко до качества, которое может дать хороший преподаватель в классе. Тот уровень вовлеченности, присутствия, включения в офлайн-занятиях в большинстве случаев еще не может быть достигнут по причине недостатка технологий и неумения многих преподавателей работать с динамикой в онлайне.
Уроки один на один — это самая простая история. Мы с вами беседуем, смотрим друг на друга, мы включены, здесь почти нет шансов, что кто-то отключится, пойдет заниматься своими делами. Но один на один — это редко и дорого, надо оттачивать мастерство работы с группой в онлайне: как сделать так, чтобы все слушали, чтобы все были включены. Сделать это в онлайн-формате с текущими инструментами очень непросто. Мы сейчас инвестируем значительные ресурсы в платформы и продукты нового поколения, которые будут драйвить групповую динамику занятия более 100 человек в онлайн-группе, чтобы максимально приблизить ее по вовлеченности и увлеченности физического урока группы на 10–15 человек.
Наш продукт — это комбинация трех составляющих: технологий, преподавателя и контента. Это поминутно продуманный продукт, задача которого — предоставлять знания, мотивировать, поддерживать, диагностировать, сопровождать ученика, чтобы довести его до цели. Целостность продукта обеспечивает возможность дать абсолютно каждому ученику сравнимое качество знаний. Если посмотреть вглубь, мы делаем акцент на понимании того, как люди учатся, что приводит ученика к успеху.
— СЕЙЧАС ОНЛАЙН — ЭТО ЧАСТЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ, НО В 2013 ГОДУ, КОГДА ВЫ ТОЛЬКО НАЧИНАЛИ И ОНЛАЙН БЫЛ СОВСЕМ НЕ РАСПРОСТРАНЕН, КАК УДАВАЛОСЬ ПРЕОДОЛЕВАТЬ СКЕПСИС РОДИТЕЛЕЙ?
— У ВАС ВСЕ-ТАКИ ЕСТЬ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ ПАРТНЕРЫ, КОТОРЫЕ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧИТЬСЯ ОЧНО В КЛАССАХ. ИНТЕРЕСНО ПОСМОТРЕТЬ НА СТАТИСТИКУ, РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ ОНЛАЙН И ОФЛАЙН — ЕСТЬ РАЗНИЦА?
— В целом разницы нет вообще. Даже иногда в онлайне результативность выше, не потому что продукт лучше, а потому что тип людей, которые с большей готовностью идут в онлайн-обучение, более результативен. В образовании это всегда вопрос «вход — выход». У Гарварда супервыпускники, потому что туда поступают суперабитуриенты. Мы инвестируем очень много в технологии онлайн-обучения. Когда мы создаем группу из 100 и более учеников, это действительно позволяет сделать продукт более доступным. И это умеют все. А вот сделать его не менее эффективным или приближенным к эффективности в группе на 5–10 человек — вот это настоящий вызов. Это очень тяжело сделать.
— У ВАС ЕСТЬ ПЛАНЫ ВЫХОДА В СЕГМЕНТ ВЗРОСЛОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?
— Пока финального убеждения нет, слишком перенасыщен рынок и слишком пока мало фокуса на качество. Но есть высокий шанс, что мы пойдем туда. Особый интерес вызывает сегмент pre-skilling — обучение очень молодых профессионалов. На самом деле принципиальной разницы в работе в сегменте школьном и взрослом нет, люди учатся одинаково. Знаете, в чем действительно есть разница? В школьном сегменте требования к качеству продукта более высокие и продать какой-то мусор почти невозможно, потому что в школьном сегменте, помимо потребителя, есть еще контролер — родитель, который не хочет платить деньги за что-то неэффективное. Во взрослом сегменте зачастую покупки происходят импульсивно: «Мне продают мечту. Я освою эту профессию за два месяца и смогу работать с Бали, ни о чем не беспокоясь. Где оплатить?» Тут же есть кнопочка «Кредит». Происходит иллюзия «Я оплатил курс, значит, я вкладываю в себя», и там гораздо меньше контроля над качеством.
— ЧТО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, САМАЯ ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ? КАКИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ ПРОГРЕССА?
— Тормозит очень низкий порог входа на этот рынок. Буквально каждую неделю появляется новая компания, новый подход. Не хватает взрослости рынку, которая обязательно произойдет. Я недавно был на крупнейшей международной конференции по EdTech в Калифорнии. Количество обсуждений качества образования просто зашкаливало: про инновации в разных-разных нишах, использование голоса, видео, текстовые форматы. Там рынок уже взрослый, и продавать только с красивой упаковкой совсем не получится. Просто пока в России потребитель готов покупать все, но со временем он вырастет и рынок повзрослеет. Именно улучшения, связанные с тем, как люди учатся, как преподают, — это двигатель прогресса индустрии. Прогресса, который, я верю, обязательно произойдет.
— КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ВОСХОДЯЩЕМУ ТРЕНДУ НА НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРЕСЛОВУТЫЙ LIFELONG LEARNING? СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО ЭТО ПЕРЕОЦЕНЕННАЯ ИСТОРИЯ?