«Никогда никто ни при каких обстоятельствах не виноват в том, где и в какой ситуации находишься ты»
15 июня 2021
Текст:
Надя Макова

Фото:
Кирилл Сунцов

Проректор ТюмГУ, эксперт по трансформации образовательных процессов Таисья Погодаева, рассказала в интервью Наде Маковой, издателю «Теорий и практик», как из корпоративного сектора перешла в образование, став трансформатором университетской системы и поделилась видением того, для чего нужно высшее образование.
Идеологи просвещения
ТАИСЬЯ ПОГОДАЕВА
НАДЯ МАКОВА
CEO и управляющий партнер проекта «Теории и практики»
Проректор ТюмГУ, эксперт по трансформации образовательных процессов
— КАК ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА ВЫ ОКАЗАЛИСЬ В ОБРАЗОВАНИИ, ПРИЧЕМ НАСТОЛЬКО АКАДЕМИЧЕСКОМ?
— Если бы кто-то сказал мне 5–6 лет назад, что я буду управленцем в области высшего образования, я бы посмеялась и сказала, что большую глупость предположить сложно. Хотя связь с университетом была всегда: я выпустилась из ТюмГУ, поступила в аспирантуру, где был первый опыт ведения семинаров. Поняла, что меня драйвит участие в развитии людей. Мне нравится получать отклик от своей деятельности, нравится видеть результат, нравится быть полезной. Нравится служение в благородном смысле этого слова. Даже когда работала в Сбербанке, в Правительстве, все равно по выходным проводила семинары. Потом я писала диссертацию и поняла, что не смогу ее закончить, работая. Я решила уйти из Сбербанка на год, защититься и вернуться в корпоративный сектор. Когда мои научные руководители узнали, что я уволилась, дали больше нагрузки. В общем, в корпоративный сектор я больше не вернулась. Меня захватила исследовательская деятельность. Академической исследовательской компоненте пришлось сильно доучиваться, в чем очень помог опыт стажировок в Высшей школе экономики. Потом я стала активно выигрывать гранты, втянулась, нравился свободный график, когда ты сам себе хозяин. В 2015 году Валерий Николаевич меня пригласил в команду.
— КАКУЮ ЗАДАЧУ ОН ПЕРЕД ТОБОЙ СТАВИЛ?
— Валерий Николаевич собирал молодую, амбициозную команду для развития университета. Конкретно меня позвали на проект по трансформации образования — смене образовательной модели, переходу к индивидуальным образовательным траекториям. Если коротко: нужно было взять и полностью переконструировать весь образовательный процесс университета.
— ЧТО ДЛЯ ВАС БЫЛО ТОЧКОЙ А И КУДА НУЖНО БЫЛО ПРИЙТИ?
— Есть такой термин в высшем образовании — образовательная труба. Ты заходишь в свой профиль и идешь в нем прямо до выхода, никуда не сворачивая и ничего не меняя. В университет на программу обучения заходят 2 группы студентов, учат одно и тоже, и эти же 2 группы студентов выходят из университета. В такой структуре студенты не субъекты, а объекты воздействия.
НАША ЦЕЛЬ — СДЕЛАТЬ СТУДЕНТА АКТИВНЫМ УЧАСТНИКОМ, ДЕЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТОМ, ВЕРНУТЬ ЕМУ СВОБОДУ РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОПЫТОМ.
— ТРАНСФОРМАЦИЯ И ПЕРЕХОД К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ТРАЕКТОРИЯМ РЕШИЛ ЭТУ ПРОБЛЕМУ?
У меня была травма как у преподавателя из-за того, что самые талантливые студенты не имели возможности раскрыть свой потенциал и получить больше, потому что для всех был средний уровень «по больнице». Я — достаточно прогрессивный преподаватель (спасибо Вышке), но была вынуждена адаптировать свою программу не под сильных, а под средних, иначе весь «хвост» отчислят.
— Да, первый выпуск ждем. В предварительных результатах есть много позитивных моментов. Например, стало меньше отчислений по собственному желанию.
— Да. Когда я поняла, что мы должны сильным студентам давать материал на другом уровне, появилась Школа перспективных исследований и проект по внедрению индивидуальных образовательных траекторий, чтобы можно было выделять талантливых ребят, заводить в пространство продвинутые курсы по математике, физике, экономике, чтобы их могли выбирать те, кому это нужно. Пилотный проект мы запустили в 2017 году для 3 институтов из 11. А в 2019 году уже весь университет зашел в новую модель.
— ЕСЛИ В 2017 ГОДУ ЗАПУСТИЛИ, ТО В ЭТОМ БУДУТ ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ, ПРОУЧИВШИЕСЯ ПО МОДЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ?
— МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД, ЧТО ЛУЧШЕ СОХРАНЯЕТСЯ ИНТЕРЕС?
— Да. Он, как минимум, не пропадает. Я не думаю, что имеет место создание нового интереса, но нам удалось хотя бы не навредить, мы просто обязаны не навредить. Дальше цель — зажечь эти огонечки знаний. Второй результат — в шесть раз увеличилось количество смены направлений подготовки. Не совсем кардинальная перемена, конечно, из филологии в химию сложно перейти, но в рамках естественнонаучного блока движение увеличилось, в рамках гуманитарного тоже. Раньше это вообще невозможно было сделать.
— МОЖНО УЖЕ СКАЗАТЬ, ЧТО ЭКСПЕРИМЕНТ УДАЛСЯ?
— Наш эксперимент, как минимум, готовит студентов к реальной жизни больше, чем то, что было раньше. Почему?
Когда студент попадает в традиционный образовательный процесс, и у него забирают субъектные права, он и в жизнь потом зачастую плывет по течению, не принимая самостоятельных решений. Мы, как минимум, даем ему возможность увидеть, что есть другой путь — он может сам выбирать то, что для него важно, и брать ответственность за себя.
Я всегда говорю, если хотя бы 30% поменяли свои взгляды и перестали плыть по течению, стали сами определять вектор своего движения — это очень круто. Появится больше осознанных людей в обществе.
— КАК КОЛЛЕГИ ИЗ ДРУГИХ ВУЗОВ ОТНОСЯТСЯ К ВАШЕМУ ЭКСПЕРИМЕНТУ? ПЛАНИРУЮТ ПЕРЕНИМАТЬ ОПЫТ?
Первые два года, когда я рассказывала о проекте, на меня смотрели, как на местного сумасшедшего: «Ну что вы ерунду какую-то делаете». Сейчас я вернулась из ИТМО, до этого была в Высшей школе экономики. Все лучшие университеты (все!) перестраивают свои образовательные модели. Мы, региональный тюменский университет, были первыми. Очень много университетов сейчас внедряют индивидуализацию, но делают ее по направлениям подготовки. Я считаю, что любые эксперименты в этом направлении как минимум меняют отношение студента к образовательному процессу. Есть модель Williams College, где ты можешь получить диплом, выбрав абсолютно любые 32 учебных курса. Проходишь их и тебе дают диплом бакалавра Williams College. Это крайняя степень индивидуализации: изучай все, что хочешь. Это прикольно, но мы же знаем, что «оливье» подходит не всем. Так можно не сфокусироваться никогда. Наш фокус — не уйти в анархию, но сохранить демократию, дать максимальный инструментарий для обоснованности и осознанности выбора. Сейчас как раз работаем над системой навигации и рекомендательными сервисами.
— В НАШЕЙ СТРАНЕ ВУЗОВСКОЕ СООБЩЕСТВО КРАЙНЕ КОНСЕРВАТИВНО. НЕ БЫЛО ПАЛОК В КОЛЕСА?
— Были. Очень много было недовольных. Их можно объединить в две группы. Первая — те, кто получил блестящее классическое образование, например, в МГУ 20–30 лет назад. Они опираются на этот успешный опыт и не понимают, зачем ломать то, что идеально. Но тот опыт был объективно классным на тот момент, 30 лет назад, сейчас он не актуален. Вторые — те, кто против, потому что понимает, что скоро окажется просто за пределами системы. Тут надо большое спасибо сказать команде, которая поддерживала на всех уровнях несмотря ни на что. Валерий Николаевич личным авторитетом, личным имиджем буквально отстоял проект. Если первое лицо компании не поддерживает вектор изменений, ничего не получится.
— Я МНОГО ОБЩАЮСЬ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ УСПЕШНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ДПО, И КТО-ТО БОЛЕЕ КОРРЕКТНО ОТЗЫВАЕТСЯ, НАСТРОЕН НА СОТРУДНИЧЕСТВО, КТО-ТО БОЛЕЕ КАТЕГОРИЧЕН. РЕЗЮМЕ КАТЕГОРИЧНЫХ В ТОМ, ЧТО ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ — ЭТО ПО СУТИ ПЕРЕДЕРЖКА, ОФИЦИАЛЬНОЕ ДУРАКАВАЛЯНИЕ И ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ. ЧТО ТЫ ДУМАЕШЬ ОБ ЭТОМ? В ЧЕМ ВООБЩЕ ФУНКЦИЯ ВУЗА?
— В этих словах есть смысл. Действительно, многие университеты — это передержка и дуракаваляние. Контент устарел, деятельности и практики нет. Я считаю, самый страшный бич нашей системы высшего образования — передача информации. Даже, передача информации об информации о знании. Университет — это не про профессиональную подготовку.
ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО СТАВИТЬ РЕФЛЕКСИЮ, МЫСЛИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СТУДЕНТАМ НАДО НЕ ИНФОРМАЦИЮ ПЕРЕДАВАТЬ, А КАРТИНУ МИРА, СПОСОБНОСТЬ ВЫХОДИТЬ ЗА ГРАНИЦЫ И ВОЗМОЖНЫЕ КОГНИТИВНЫЕ ПАТТЕРНЫ ДЛЯ РАБОТЫ С РАЗНЫМИ ФОРМАМИ И РАЗНЫМИ ОСНОВАМИ.
— КАК СЕБЯ ЗАСТАВЛЯТЬ УЧИТЬСЯ ВО ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ?
— Никак. Это невозможно. Мотивация есть только внутри, не бывает мотивации извне. Это как БАДы и антидепрессанты. Либо человек внутри хочет развиваться, просто банальное любопытство движет: А что получится из этого? Куда это меня приведет? Что я получу? — и видеть результаты. Либо нет.
— КАКИЕ КАЧЕСТВА И НАВЫКИ В СЕБЕ РАЗВИВАТЬ, ЧТОБЫ ТАКИЕ, КАК ВАШ РЕКТОР, ПРИГЛАСИЛИ В СВОЮ КОМАНДУ?
— Понимать, что все зависит только от тебя.
Мне нравится фраза кого-то из Лиги Плюща «мы учим не человека, а джентльмена». Университет — это про формирование личности. Первое — базовый набор гибких навыков. Второе — все, что касается мышления, осознанности, ответственности и наличия внутренней позиции. Это тот стержень, который тебе позволяет, даже если все вокруг обвалилось, чувствовать себя спокойно, «препарировать мышек», делая важное открытие в том маленьком мире, который тебе подвластен.
Твое мышление определяет твое местонахождение, то есть никогда никто, кроме тебя, не виноват в том, где ты находишься. Все, что вокруг тебя, — это результат твоей собственной деятельности, никто кроме тебя за это не отвечает и не будет никогда отвечать.
— НЕ ХОТЯТ ЛЮДИ ТАК ДУМАТЬ, ЭТО БОЛЬНО. ПРОЩЕ ОБВИНЯТЬ ДРУГИХ.
— Конечно. Поэтому я предполагаю, что социум и дальше будет сегрегироваться, общество будет разделяться на людей, которые, что-то делают, и на людей, которые во всем обвиняют других. Сейчас все университеты понимают смысл того, что мы сделали, видят в этом ценность, начинают это делать. Через пару лет каждый университет будет говорить о персонализации обучения, кто-то будет имитировать, а кто-то реально сделает, но говорить будут точно все.
— КАКОЕ У ТЕБЯ ОТНОШЕНИЕ К ЕГЭ?
— Двоякое. С одной стороны, мне не нравится, что он обязательный. Вместо того, чтобы разговаривать с детьми, их натаскивают на прохождение тестов. Это объективно плохо. С другой стороны, ЕГЭ дает возможность социальных лифтов, предоставляет возможность обойти традиционно сложившиеся принципы устройства в топовые вузы не самых талантливых, а тех, у кого есть дополнительные возможности и связи. Система ЕГЭ хотя бы всех выровняла. Институционально все понятно — хочешь поступить, сдай ЕГЭ. Как сдать ЕГЭ — тут разные стратегии есть. А раньше было непонятно даже, к чему готовиться.
— КАК ВЫБИРАТЬ АБИТУРИЕНТАМ ВУЗ — КРИТЕРИИ, НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, КАКИЕ ВОПРОСЫ ЗАДАВАТЬ СЕБЕ, РОДИТЕЛЯМ?
— Вопрос надо задавать так: чем я хочу заниматься. И здесь роль родителей — перейти из позиции «Я знаю, кем ты должен стать» в позицию «Я готов поговорить с тобой на эту тему». Когда ясна предпочитаемая сфера деятельности, надо изучить, кто состоит в профессиональном сообществе. Благодаря открытой информации и медийности персон можно быстро понять, где находится экспертиза по выбранному направлению, а где — просто тусовка. Надо смотреть, что рекомендуют эти люди, какие места обучения, откуда приходят новые профессионалы в выбранной сфере. Идти учиться надо туда, где экспертиза, но внеучебное время проводить в тусовке.
— КАКИЕ НАВЫКИ ВАЖНО ВОСПИТЫВАТЬ СЕЙЧАС В ДЕТЯХ, ЧТОБЫ ОНИ ОКАЗАЛИСЬ УСПЕШНЫМИ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ?
— Прежде всего, ответственность за свою жизнь и свое будущее. В этом мире только ты в ответе за то, что происходит, и, если хочешь изменить жизнь, ты можешь это сделать в любой момент, главное — действительно что-то делать. Второй навык — мыслить позитивно. Это может звучать банально, но именно позитивное мышление помогает не ныть, если что-то не получается, а думать, как ситуацию исправить. Третье — умение адаптироваться в разных социальных средах. Мир становится все более сегрегированным, при этом все в нем взаимосвязано, и если раньше можно было жить изолированно, сейчас такой возможности нет. Каким бы ты ни был, ты должен иметь навык адаптироваться в разных социальных контекстах, не предавая свои принципы. Четвертое — организованность. Речь идет об организации себя, своего дня, рабочего места, календаря, гардероба и собственной жизни.
— КАКИЕ 3 КНИГИ ДОЛЖЕН, НА ТВОЙ ВЗГЛЯД, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ В ЖИЗНИ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК?
— «Маленький принц», в каком бы возрасте ты ни читал эту книгу, она всегда дает что-то новое и ровно столько, сколько ты можешь принять. «Анна Каренина» — прежде всего, эта книга очень хорошо написана. И «Игра в бисер», книга про проектирование нового, лучшего мира.
Made on
Tilda