— НЕ ХОТЯТ ЛЮДИ ТАК ДУМАТЬ, ЭТО БОЛЬНО. ПРОЩЕ ОБВИНЯТЬ ДРУГИХ.
— Конечно. Поэтому я предполагаю, что социум и дальше будет сегрегироваться, общество будет разделяться на людей, которые, что-то делают, и на людей, которые во всем обвиняют других. Сейчас все университеты понимают смысл того, что мы сделали, видят в этом ценность, начинают это делать. Через пару лет каждый университет будет говорить о персонализации обучения, кто-то будет имитировать, а кто-то реально сделает, но говорить будут точно все.
— КАКОЕ У ТЕБЯ ОТНОШЕНИЕ К ЕГЭ?
— Двоякое. С одной стороны, мне не нравится, что он обязательный. Вместо того, чтобы разговаривать с детьми, их натаскивают на прохождение тестов. Это объективно плохо. С другой стороны, ЕГЭ дает возможность социальных лифтов, предоставляет возможность обойти традиционно сложившиеся принципы устройства в топовые вузы не самых талантливых, а тех, у кого есть дополнительные возможности и связи. Система ЕГЭ хотя бы всех выровняла. Институционально все понятно — хочешь поступить, сдай ЕГЭ. Как сдать ЕГЭ — тут разные стратегии есть. А раньше было непонятно даже, к чему готовиться.
— КАК ВЫБИРАТЬ АБИТУРИЕНТАМ ВУЗ — КРИТЕРИИ, НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, КАКИЕ ВОПРОСЫ ЗАДАВАТЬ СЕБЕ, РОДИТЕЛЯМ?
— Вопрос надо задавать так: чем я хочу заниматься. И здесь роль родителей — перейти из позиции «Я знаю, кем ты должен стать» в позицию «Я готов поговорить с тобой на эту тему». Когда ясна предпочитаемая сфера деятельности, надо изучить, кто состоит в профессиональном сообществе. Благодаря открытой информации и медийности персон можно быстро понять, где находится экспертиза по выбранному направлению, а где — просто тусовка. Надо смотреть, что рекомендуют эти люди, какие места обучения, откуда приходят новые профессионалы в выбранной сфере. Идти учиться надо туда, где экспертиза, но внеучебное время проводить в тусовке.
— КАКИЕ НАВЫКИ ВАЖНО ВОСПИТЫВАТЬ СЕЙЧАС В ДЕТЯХ, ЧТОБЫ ОНИ ОКАЗАЛИСЬ УСПЕШНЫМИ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ?
— Прежде всего, ответственность за свою жизнь и свое будущее. В этом мире только ты в ответе за то, что происходит, и, если хочешь изменить жизнь, ты можешь это сделать в любой момент, главное — действительно что-то делать. Второй навык — мыслить позитивно. Это может звучать банально, но именно позитивное мышление помогает не ныть, если что-то не получается, а думать, как ситуацию исправить. Третье — умение адаптироваться в разных социальных средах. Мир становится все более сегрегированным, при этом все в нем взаимосвязано, и если раньше можно было жить изолированно, сейчас такой возможности нет. Каким бы ты ни был, ты должен иметь навык адаптироваться в разных социальных контекстах, не предавая свои принципы. Четвертое — организованность. Речь идет об организации себя, своего дня, рабочего места, календаря, гардероба и собственной жизни.