— Я могу сказать на примере своих детей. Первое — это умение управлять своим телом, считаю, что это критичная компетенция для детей. Питание, хореографию, спорт важно внедрять с раннего детства, чтобы ребенок научился управлять своим телом: это важно и для мозга, и для его будущего. Второе — это все, что касается мышления, в идеале, конечно, все то, что касается языков, умения думать на другом языке, другой семантический ряд. Возникает и еще одна очень крутая компетенция — ставить себя на место другого человека. Это не просто эмпатия порядка «я сочувствую, сопереживаю», а особенно актуальное в сложных переговорах умение поставить себя на место другого человека и начать думать: а как же думает он? Помимо человеческих, естественно, важно изучать языки машин. Я думаю, что в будущем мы с машинами будем иметь какой-то интерфейс общения.
Третье — важно уводить детей от антропоцентричной логики, ведь чтобы научиться работать с ИИ в полноценной команде, нам надо воспринимать его не как машину, а как иную форму жизни, с иной картиной мира, которую мы, возможно, никогда не сможем понять и осознать. Хорошо бы начать это уважать. Объясню на примере. В 60-х годах проходил эксперимент с обезьянами. Тогда шимпанзе считали самыми умными обезьянами, потому что они больше всего похожи на человека, а гиббоны, которые не похожи на человека, считались глуповатыми приматами. В рамках эксперимента животные должны были продвинуть банан из клетки с помощью палки. Если ты сможешь сдвинуть банан, то ты умная обезьяна. Не сможешь — не умная. Так вот, оказалось, что у гиббонов нет понятия земли, так как они постоянно на лианах, земли просто не существует в их картине мира. Когда для них изменили эксперимент — теперь банан нужно было заполучить, используя подвесы, — результаты были совсем другими, оказалось, что гиббоны не глупее шимпанзе.
Вывод? Поменяв картину мира, допустив, что твоя картина не единственно верная, ты можешь прийти к новым открытиям. Человек сейчас все оценивает по себе, но мир намного сложнее. Важно учиться познавать его не с точки зрения «я — венец творения», а с точки зрения «а как оно может быть по-другому?».
— «12 правил жизни: противоядие от хаоса» Джордана Питерсона, «(Не)послушные рынки. Фрактальная революция в финансах» Бенуа Мандельброта и Ги Дебор, «Общество спектакля».