«Любое хорошее образование — это в первую очередь про взаимодействие между людьми»
23 мая 2022
Текст:
Надя Макова
Цифровизация все сильнее вмешивается в нашу повседневную жизнь и начинает диктовать нам, каким будет наше будущее. Чтобы идти в ногу со временем, нужно осваивать новые и актуальные навыки. Сейчас основной источник знаний будущего — EdTech-рынок с многочисленными курсами на любой вкус и бюджет. Надя Макова поговорила с Андреем Себрантом, директором по стратегическому маркетингу Яндекса, и задала самые главные вопросы касательно рынка онлайн-образования.
Идеологи просвещения
Андрей Себрант
НАДЯ МАКОВА
Издатель «Теории и практики», основатель LXP платформы K-AMPUS
Директор по стратегическому маркетингу Яндекса
— Команда «Яндекса» называет вас «евангелистом образования». Как вы думаете, почему?
— Наверное, потому, что у меня неплохо получается объяснять сложные вещи простыми словами. Функция евангелиста состоит в том, чтобы людям, которые далеки от темы, внятно рассказать, что происходит. К тому же совпало несколько моментов. Как физик я знаю, насколько STEM-навыки на самом деле универсальны и важны не только для технических специалистов, а как маркетолог отлично понимаю людей и вижу, как образование может ответить на совершенно разные запросы.
— Как вы оцениваете возрастающий тренд на непрерывное развитие, концепцию lifelong learning? Можно ли сказать, что тема перегрета?
— Я бы не сказал, что тема перегрета, но мы видим, что есть массовый спрос. Можно по-разному относиться к желанию людей обучаться всему и сразу, начиная от того, как достичь счастья в семье, и заканчивая программированием на экзотических языках, но это означает, что у людей где-то свербит. Рынок на эту массовую человеческую потребность отвечает. Среди тех же выпускников «Практикума» есть примеры, когда люди приходят в IT из совершенно разных сфер — и это не истории про молодежь, запрос есть среди людей очень разных возрастов. Есть священник, ставший тестировщиком, есть юрист, ушедший в разработку на Python. Непрерывное обучение, гибкость в отношении сферы деятельности, смена карьеры в зрелом возрасте — это не просто тренд, это объективная реальность.
— Есть мнение, что рынок EdTech в России сейчас — это борьба маркетинговых бюджетов, где про качество по большому счету мало кто думает. Это так?
— Разговоры про качество в образовательных продуктах — это всегда про соответствие запросу. Потому что все зависит от того, зачем человеку это новое знание. Кто-то хочет самостоятельно подтянуть английский, занимаясь в приложении по 5–10 минут в день, а у кого-то есть теоретическая база, и он хочет наработать практику или изучить новые инструменты. Кто-то хочет с нуля погрузиться в незнакомую область, а кому-то просто нужен формальный сертификат, потому что его требуют на работе. Это все разные цели, и на вопрос о качестве в каждом случае можно ответить по-разному.

EdTech-продукты можно разделить на ниши. И в каждой идет борьба за очень узкую целевую аудиторию, которая отрефлексировала, что ей нужно и чего она ждет от обучения, и к тому же достаточно дисциплинированна, чтобы действительно пройти тот или иной курс. Например, показатель, которым справедливо гордится «Яндекс Практикум», — 78% выпускников находят работу по выбранной специальности. То есть целевая аудитория «Практикума» — те, кто хочет сменить карьерный трек. И мы им в этом помогаем.

«Учительская», проект внутри «Яндекс Учебника», отвечает на другой запрос. Курсы помогают учителям работать с детьми с особыми потребностями, недостаточной функциональной грамотностью или трудным поведением. Есть даже специальный курс по выгоранию. Перед его запуском мы проводили исследование, и оно показало, что от выгорания страдают 70% учителей. В итоге этот курс стал очень популярен. Всегда нужно держать в фокусе, кто твоя аудитория и зачем ты делаешь этот продукт. Тогда и вопросов к качеству не возникнет, и будет понятно, как отстроиться от конкурентов.
— Помимо конкуренции между коммерческими EdTech-продуктами, в сети море бесплатного контента. Как развивать образовательные сервисы в этих условиях?
— Главное отличие полноценных образовательных продуктов от бесплатного контента — это выстроенная система и обратная связь, которой при самостоятельном обучении нет. Бесплатные материалы вместо образовательных сервисов — это то же самое, что библиотека вместо обучения в вузе, ведь образование включает в себя гораздо больше, чем просто доступ к учебникам.

Я расскажу историю, которая очень хорошо описывает, что такое образование в формате бесплатных курсов. Это история про то, как в свое время происходил переход в онлайн-медиа. Я в это время работал на интернет-портале при крупнейшем немецком издательском доме Bertelsmann. Традиционные издатели объясняли нам, людям, которые пытались им что-то рассказать про интернет: «Ребята, вы просто не понимаете всю сложность и красоту принта. Все это очень важно, начиная от запаха типографской краски и заканчивая работой бильдредактора. Важна верстка, в которой каждая доля миллиметра на полосе выверена. Невозможно перенести прессу на экраны. Все, для чего годится ваш интернет в лучшем случае, — это для доставки PDF-версии, которая сверстана так же, как бумага. Перестаньте рассказывать, что можно что-то большее сделать на сайте. Не может быть сайта издания. Сайт издания — это то, где вы подпишетесь на доставку вам PDF. Точка». Но мы знаем, что СМИ пришли в интернет. Онлайн-медиа — это не просто цифровая версия печатных изданий, а совершенно самостоятельный продукт со своими форматами и правилами.
По аналогии со СМИ бесплатный онлайн-курс сам по себе — это подобие цифровой PDF-версии печатного журнала, а не готовый образовательный продукт. Это библиотека в новом канале дистрибуции, справочные материалы в открытом доступе, которые могут служить дополнением, но не заменой. Проблема всех этих бесплатных материалов в том, что они не могут дать обратную связь, не ведут тебя по теме, никак не подстегивают мотивацию. Поэтому чаще всего получается так: скачал и забыл.
— Какое оно, образование будущего, которое создают EdTech-платформы? Что станет важным конкурентным преимуществом образовательного продукта?
— Ключевая мысль: оно будет предоставлять человеку гораздо больше выбора и свободы. Один из векторов образования будущего — междисциплинарность. Мир не дискретный, а потому и знания не должны быть изолированными друг от друга. Следует объединять предметные области, показывать взаимосвязь между ними. Нужен проектный подход к обучению и ориентация на практику: нужно учить решать реальные задачи из индустрии и бизнеса, а не только давать теоретическую базу.

Следующий важный аспект — взаимодействие. Я про него уже немного говорил в контексте бесплатного контента.
Образовательный бизнес создает новые, технологически насыщенные продукты, а не оцифровывает старые, и в этом смысле для EdTech-платформ бесплатные ресурсы не являются конкурентом, а в каком-то смысле, наоборот, поддерживают интерес к обучению и определенным темам. Но главное, что это системная история, это среда, в которой студент взаимодействует с учителем, а не просто тренажер. Процесс обучения исторически — это процесс взаимодействия людей, поэтому невозможно заменить живого ментора табличками, тестами и красивыми презентациями. Без участия человека в этом процессе не случится магии.
Любое хорошее образование — это в первую очередь про взаимодействие между людьми. Причем взаимодействие не пассивное, а активное, когда происходит какой-то обмен мнениями, знаниями, опытом.
— Как насчет цифровизации всего, как она повлияет на образование?
Поэтому любой хороший образовательный проект обеспечивает взаимодействие внутри группы людей, которые учатся вместе с людьми более опытными. Возьмем пример методологии Ecole 42. Она базируется на обязательном взаимодействии студентов — неважно, онлайн или офлайн. Это проекты peer-to-peer. Если убрать peer-to-peer, школа умрет как проект, так как ребята не пройдут ни один уровень, потому что для прохождения уровней недостаточно найти на YouTube какой-нибудь образовательный ролик и посмотреть его. Принципиально необходимо обсудить задание друг с другом и вместе что-то сделать.

Современные образовательные продукты интересны тем, как они позволяют по-разному внедрить человека в образовательный процесс. Это далеко не просто площадка для информирования, передачи знаний и выработки навыков.
— Цифровые навыки будут востребованы все больше. Автоматизация затронет все больше процессов, многие профессии трансформируются, будут требоваться совсем другие знания. Поэтому так важно постоянно актуализировать навыки внутри своей специализации и расширять их применение. Но до сценариев научной фантастики, в которых людей заменят роботы, очень далеко. Роботы не противостоят людям, а помогают им: быстрее решают рутинные задачи, выполняют опасную работу, точнее делают прогнозы. Машинное обучение — это не только про IT: оно применяется в медицине, физике и гуманитарных науках. С помощью алгоритмов можно проводить точную раннюю диагностику болезней, классифицировать археологические находки и открывать новые типы частиц.

Автоматизация и цифровые инструменты помогают учителям и студентам. Можно устраивать групповые занятия онлайн и делать проекты с другими школами, создавать какие-то интерактивные истории. Можно автоматизировать сбор и проверку домашних заданий, заполнение дневников и планов, сняв с учителей рутинную работу, чтобы у них оставалось больше времени на взаимодействие с учениками.

Можно пойти еще дальше: например, «Яндекс Учебник» не просто дает задания в рамках школьной программы — это инструмент для оценивания и развития навыков школьников. «Учебник» внедрил рекомендательную систему, которая с помощью алгоритмов подбирает уникальный набор заданий для каждого ребенка, уделяя внимание темам и навыкам, с которыми у него возникают сложности. Учителю эта система дает развернутую картину того, как класс усваивает материал и на каких темах стоит остановиться подробнее. При этом такая система ни в коем случае не заменяет учителя и его опыт, потому что именно учитель остается тем наставником, который помогает ребенку выстроить путь от незнания к знанию.
— Как еще технологии помогают строить образовательные сервисы?
— Отвечу как маркетолог. Хороший образовательный проект — тот, где есть обратная связь, менторство и взаимодействие. Технологии помогают определить, когда ученику требуется помощь. Мы можем посмотреть на данные и по поведению ученика увидеть, где он буксует и когда нужно вмешательство наставника.
Поэтому история про образование в контексте цифры — это история про использование технологий для человеческого общения в процессе обучения. Важно, чтобы это был не просто тренажер, в котором ты, всеми брошенный, выполняешь задания. По-хорошему, тебя на всем пути должен сопровождать ментор, который придет поговорить и помочь в тот момент, когда он тебе нужен. Именно это вовлечение живого человека, который не просто объясняет задачу, а находится в одном контексте с учеником, и дает высокие результаты как в доходимости курсов, так и в трудоустройстве выпускников. И ровно так выстроена среда «Практикума».
Это ценнейшая история — ориентироваться не на обращения человека (потому что человек может стесняться просить о помощи), а на то, что указывают технологии.
— Какие навыки нужно развивать современному человеку?
— Нужно выработать в себе внутреннюю уверенность, что будущее непредсказуемо.
История про технологизацию включения человека в процесс образования гораздо интереснее, чем про технологизацию передачи знаний. И в этом процессе технологии позволяют снять географические и возрастные барьеры. Они не заменяют мастера, а позволяют ему прийти к ученику туда, где ученик занимается самообразованием, и обогатить его опыт.
Человеку свойственно желание держать все под контролем, планировать свою траекторию, в том числе образовательную. Но на самом деле важнейший навык — принять хаотичность и научиться к ней адаптироваться.
— Какие книги могут помочь развить в себе это чувство оптимистического настроя к изменениям?
— «Неизбежность странного мира» Даниила Данина и «Неизбежно» Кевина Келли.
Как никогда становятся важными гибкость ума, постоянное движение вперед и умение легко учиться. В этом смысле концепция lifelong education как раз про адаптацию к неизвестному, потому что чем быстрее мы можем сориентироваться в новой обстановке и найти те навыки, которые будут в ней востребованы, тем более устойчивыми к переменам мы становимся.
Made on
Tilda