— Команда «Яндекса» называет вас «евангелистом образования». Как вы думаете, почему?
— Наверное, потому, что у меня неплохо получается объяснять сложные вещи простыми словами. Функция евангелиста состоит в том, чтобы людям, которые далеки от темы, внятно рассказать, что происходит. К тому же совпало несколько моментов. Как физик я знаю, насколько STEM-навыки на самом деле универсальны и важны не только для технических специалистов, а как маркетолог отлично понимаю людей и вижу, как образование может ответить на совершенно разные запросы.
— Как вы оцениваете возрастающий тренд на непрерывное развитие, концепцию lifelong learning? Можно ли сказать, что тема перегрета?
— Я бы не сказал, что тема перегрета, но мы видим, что есть массовый спрос. Можно по-разному относиться к желанию людей обучаться всему и сразу, начиная от того, как достичь счастья в семье, и заканчивая программированием на экзотических языках, но это означает, что у людей где-то свербит. Рынок на эту массовую человеческую потребность отвечает. Среди тех же выпускников «Практикума» есть примеры, когда люди приходят в IT из совершенно разных сфер — и это не истории про молодежь, запрос есть среди людей очень разных возрастов. Есть священник, ставший тестировщиком, есть юрист, ушедший в разработку на Python. Непрерывное обучение, гибкость в отношении сферы деятельности, смена карьеры в зрелом возрасте — это не просто тренд, это объективная реальность.
— Есть мнение, что рынок EdTech в России сейчас — это борьба маркетинговых бюджетов, где про качество по большому счету мало кто думает. Это так?
— Разговоры про качество в образовательных продуктах — это всегда про соответствие запросу. Потому что все зависит от того, зачем человеку это новое знание. Кто-то хочет самостоятельно подтянуть английский, занимаясь в приложении по 5–10 минут в день, а у кого-то есть теоретическая база, и он хочет наработать практику или изучить новые инструменты. Кто-то хочет с нуля погрузиться в незнакомую область, а кому-то просто нужен формальный сертификат, потому что его требуют на работе. Это все разные цели, и на вопрос о качестве в каждом случае можно ответить по-разному.
EdTech-продукты можно разделить на ниши. И в каждой идет борьба за очень узкую целевую аудиторию, которая отрефлексировала, что ей нужно и чего она ждет от обучения, и к тому же достаточно дисциплинированна, чтобы действительно пройти тот или иной курс. Например, показатель, которым справедливо гордится «Яндекс Практикум», — 78% выпускников находят работу по выбранной специальности. То есть целевая аудитория «Практикума» — те, кто хочет сменить карьерный трек. И мы им в этом помогаем.
«Учительская», проект внутри «Яндекс Учебника», отвечает на другой запрос. Курсы помогают учителям работать с детьми с особыми потребностями, недостаточной функциональной грамотностью или трудным поведением. Есть даже специальный курс по выгоранию. Перед его запуском мы проводили исследование, и оно показало, что от выгорания страдают 70% учителей. В итоге этот курс стал очень популярен. Всегда нужно держать в фокусе, кто твоя аудитория и зачем ты делаешь этот продукт. Тогда и вопросов к качеству не возникнет, и будет понятно, как отстроиться от конкурентов.