— ТВОЯ ИСТОРИЯ С ПРОЕКТОМ КЭСПА НАЧАЛАСЬ С ТОГО, ЧТО ТЫ ПРОСТО ПРИШЕЛ В ПРОЕКТ УЧИТЬСЯ, ВЕРНО?
— Когда начиналось движение в сторону онлайна, мы действительно думали, что преподаватели — это узкое горлышко. Даже в процессе due diligence со Skillbox, думали, что это будет проблема. А оказалось нет. Во-первых, мы платим преподавателям существенно больше, чем другие онлайн-школы, и это помогает удерживать сильных. Наши преподаватели могут очень хорошо зарабатывать, работа у нас может стать их основным источником дохода. Это основной принцип.
Второе — это уровень осознанности. Каждый преподаватель проходит обязательное обучение системой, он оценивает, насколько она действительно работающая и хочет оставаться в этой методике, потому что действительно дает результат. Это про смыслы.
— Да, я уже 9 лет учусь в КЭСПА. И то, о чем я рассказываю, я испытал на себе. Называю это «магия КЭСПА». Я в определенный момент тоже сам на себе опробовал: не осознал «как», а просто стал свободно говорить. При этом продолжаю обучение, постоянно наращивая уровень.
— ИЗНАЧАЛЬНО ШКОЛА БЫЛА ОФЛАЙН-ПРОЕКТОМ, В ПАНДЕМИЮ ВЫ ПЕРЕСТРОИЛИ ВСЕ ПРОЦЕССЫ ПОД ОНЛАЙН, КАК РЕШИЛИ ОДИН ИЗ САМЫХ СЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ ПРИ МАСШТАБИРОВАНИИ — НЕОБХОДИМОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ?
— КАК ТЫ СЧИТАЕШЬ, ПОЧЕМУ ТАК МНОГО НЕКАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА В РОССИИ?
— Любой рынок в начале развития — это не про низкое качество продукта, а про продукт, который просто сделан в спешке. С течением времени ты начинаешь этот продукт выравнивать, совершенствовать. Я считаю, что на текущем уровне развития рынка образования у нас все неплохо. Уровень связан исключительно с незрелостью, с молодостью рынка.
— ТВОЯ ДОЧЬ СЕЙЧАС УЧИТСЯ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ ШКОЛЫ. БЫЛИ МЫСЛИ ОСТАВИТЬ ЕЕ УЧИТЬСЯ В РОССИИ ИЛИ ОТПРАВИТЬ ЗА ГРАНИЦУ?
— Сложный вопрос. Я учился в лихие 90-е в обычной гимназии. У нас была неплохая гимназия, и преподавательский состав был хороший, там я сформировался как личность. Потом философский факультет МГУ, весь преподавательский состав из России. Это фундамент, который позволил делать мне успешный бизнес. С другой стороны, есть мои сокурсники, одноклассники — кто-то чего-то добился, кто-то ничего не добился. Я склонен к следующему выводу: есть люди мотивированные, с желанием достигать, а есть люди без мотивации чего-то добиваться в жизни, даже получив отличное образование за границей.