«Нашим предпринимателям не хватает кейсов, которые нарабатывались в российских реалиях», — интервью с Сергеем Таболиным, основателем Бизнес драйв Академии
21 июля 2022
Текст:
Александра Иваницкая
В декабре 2021 года начала работу новая платформа online-образования для предпринимателей Бизнес драйв Академии от Ростелекома. На сегодняшний день в ней обучаются более 20 000 предпринимателей со всей России. Мы поговорили с основателем Академии, Сергеем Таболиным, и узнали, как и чему учатся предприниматели.
Идеологи просвещения
СЕРГЕЙ ТАБОЛИН
АЛЕКСАНДРА ИВАНИЦКАЯ
Редактор «Теории и практики»
Основатель Бизнес драйв Академии
— Сергей, расскажите о себе. Чем вы занимаетесь в Ростелекоме и как вы вообще пришли в маркетинг и цифровые технологии?
— Мой карьерный путь в сфере цифровых технологий начался в 2003 году. До 2008 года я занимал совершенно разные позиции в телеком-компаниях, занимался поиском себя. Параллельно я учился в Московском Государственном Университете Печати имени Ивана Федорова на факультете рекламы. И в 2008 году произошло объединение компаний «Билайн» с двумя другими технологическими гигантами того времени — Golden Telecom и «Корбиной». В результате появился огромный холдинг, который предопределил в принципе развитие телекома на ближайшие 10 лет. В то время я наблюдал и активно участвовал в так называемой «истории развития телекома», в его переходе из среднего бизнеса в крупный. В тот момент телеком-индустрия становилась самостоятельной составляющей, она уже сократила коммуникационное расстояние, что было очень важно для бизнеса и для простых людей. Появилась возможность быстро связываться с людьми по всей стране и за ее пределами, благодаря развитию интернета появился доступ буквально ко всей информации мира, что формировало новые ценности в бизнес-сфере.

В этот момент я понял, что наступает время возможностей, и нашел себя в маркетинге. Начинался мой путь с менеджера по ценообразованию, а затем, следуя по карьерной лестнице, в 2012 году, я стал управлять в целом локальным маркетингом в одном из подразделений «Билайна». В 2018 году я стал директором по маркетингу «Ростелеком», занимался развитием компании на корпоративном и государственном рынке.

На тот момент хорошо отлаженного маркетинга в «Ростелекоме» для бизнеса не существовало. Не было комплексной стратегии и проверенных механизмов коммуникации, поэтому, мы, в первую очередь, занялись именно этими базовыми вещами: мы изучали своих клиентов, бизнесы, которые уже работают с инструментами «Ростелеком», и тех предпринимателей, которые только рассматривают возможность использования наших технологий. А «Ростелеком» — это фактически 700 000 клиентов, которые находятся под управлением руководителя по маркетингу «Ростелеком Бизнес». И тогда, к 2020 году, мы начали проводить offline-мероприятия и мастер классы для предпринимателей, чтобы поближе познакомить их с нашими инструментами для бизнеса, научить пользоваться ими и строить стратегии в условиях цифровизации.

Вскоре мы поняли, что нескольких offline-мероприятий в год недостаточно, мы не могли полностью удовлетворить запрос предпринимателей, которые хотели получать знания для развития своих проектов. Это стало первым толчком для создания Бизнес драйв Академии.
— НА ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВИД ПРОЕКТА АКАДЕМИИ ПОВЛИЯЛА ПАНДЕМИЯ?
— Она повлияла и на изначальный, и на окончательный вид Академии. В 2020 году, когда мы проводили мероприятия, мы поняли одну простую вещь: для предпринимателей наш проект с мастер-классами является отличным способом знакомства с современными методами и инструментами ведения бизнеса. Они понимают, как с помощью различных инструментов, как базовых, так и цифровых, можно решать задачи своего бизнеса. К тому же он позволяет в очень простом формате кооперироваться в сообщества, находить новых клиентов и партнеров для себя.

Но в тот год наступила пандемия, и потребовалось переосмысление нашего подхода к проекту. Сперва мы хотели просто увеличить количество мероприятий, расширить их географию, собирались приезжать в разные города и организовывать мероприятия с локальными предпринимателями, но это было слишком дорого и требовало огромных ресурсов, как финансовых, так и человеческих.
Тогда мы решили попробовать гибридный формат. В нем мы также проводили offline-мероприятия, и давали возможность подключения к прямому эфиру участникам из других городов. Мы были поражены результатами этого проекта, потому что, если в offline в «Юбилейный» в Санкт-Петербурге приходили 5000 человек, то в момент online-трансляции к нам подключились около 75000 предпринимателей.

Тогда мы решили развивать новое направление, «Бизнес драйв Академию», которая должна отвечать на все нужды предпринимателей в любой части России. Мы начали нарабатывать контент, ориентируясь на основные боли, задачи и потребности предпринимателей, потому что у любого из 6.9 млн предпринимателей, которые осуществляют коммерческую деятельность в России, есть 2 основных проблемы, которые касаются обучения:

Нет времени. Время для любого человека, особенно, для предпринимателя, — это ценный ресурс, который нужно правильно распределить. Любые курсы и образовательные программы — это слишком долго. Нужно специально искать время для погружения в какую-то тему. Поэтому мы разработали образовательную среду, в которой смогут учиться все люди, в любое время, даже если им удобно выделить 5 минут в день на изучение инфографики, чтение лонгрида или просмотр видео. Учебные материалы подаются во всех форматах: текстовых и визуальных, чтобы предприниматели сами выбирали, в каком виде им удобнее усваивать информацию.

Не хватает базовых знаний. Базовые знания — это не то, чему учат в университетах и MBA. Большинство программ сегодня опираются на кейсы крупных западных компаний, которые на самом деле имеют очень мало отношения к малому бизнесу в российской действительности и в российских регионах, особенно за пределами мегаполисов.
Нашей аудитории не хватает собственного опыта, как успешного, так и не очень, который нарабатывался бы в российских реалиях, в нашей бизнес-среде и в нашей правовой среде.
— Сегодня рынок образовательных продуктов в России интенсивно расширяется, и найти курсы в том числе по предпринимательству довольно легко. Некоторые из них бывают бесплатными и предоставляются профильными университетами. В чем отличие Академии Бизнес драйв?
— Во-первых, мы сделали ставку на комфорт и мобильность в процессе обучения. Мы создали цифровую среду, в которой можно учиться даже с помощью смартфона и следовать по индивидуальному образовательному треку. Это первый столп, на котором держится наша академия — персональный подход. Все формирование контента происходит за счет цифрового скоринга задач предпринимателя, той специфики, которая у него есть.
Таким образом, мы поняли, в какую сторону ориентироваться, чтобы создать федеральную образовательную платформу, которой смогут пользоваться все предприниматели России и чувствовать себя одинаково комфортно в работе с нею.
Например, у человека, который живет в Петрозаводске и работает в индустрии салонов красоты, трек обучения будет отличаться от образовательного маршрута человека, который работает в Барнауле и занимается оптово-розничной торговлей.
Для этого алгоритмы анализируют бизнес и среду, в которой он функционирует, и предлагают предпринимателю готовые подборки курсов и материалов, которые могут быть ему полезны. Конечно, человек может отказаться и собирать свой трек самостоятельно.

Еще один важный момент — это универсальный контент. Формат подачи информации заточен под разные типы потребителей и возраст. Как я уже говорил, контент доступен в различных форматах, в любое время, а проходить обучающийся может только те темы, которые ему интересны. Не нужно изучать азы, если хочется сразу выйти на продвинутый уровень. Это подходит и тем, кому не хватает базовых знаний, и тем, кто хочет повысить свою осведомленность в какой-то специфической области.

Также мы крайне серьезно подходим к поиску спикеров. Все приглашенные спикеры — это российские предприниматели из различных отраслей. Также среди них есть преподаватели ведущих бизнес-университетов, начиная от Университета имени Плеханова и заканчивая Сколково, которые прошли долгий путь до топ-менеджера и сейчас могут в удобном формате, простым человеческим языком передать свои знания и практический опыт.

Если говорить про образовательную часть, то мы где-то посередине между классическим образованием и online-платформами. Наш основной трек — это единый путь обучения, в котором можно остановиться или пройти его быстрее там, где хочется. Мы никак не ограничиваем людей, с точки зрения подхода и их развития.
Хотите углубить свои знания в области предпринимательства — ознакомьтесь с курсами Бизнес драйв Академии на сайте.
— Обучение в академии ориентировано больше на жесткие или на мягкие навыки?
— В первую очередь, мы уделяем внимание мягким навыкам.

Я верю, что любой предприниматель уже обладает базовыми жесткими навыками, знанием права или своей сферы, чтобы открыть бизнес и начать его развивать.
Обучение в Академии помогает обнаружить, как предприниматель может оптимизировать процессы, решить те или иные задачи, закрыть «боль» или адаптировать бизнес-модель под новые реалии.
Например, мой курс «Цифровые технологии» в Академии как раз относится к базовым технологическим навыкам, которые необходимы предпринимателям сегодня, в постоянно меняющемся мире.

Мы выявили ключевую проблему, с которой сталкиваются предприниматели в России. Часто они не знают и не понимают, как цифровые технологии могут быть полезны их бизнесу и почему важно начинать их использование на любом этапе развития своей компании. Сегодня у нас в стране есть целый спектр организаций, которые делают классные, эффективные и очень простые инструменты в области цифровых технологий. И зачастую эти инструменты являются более прогрессивными, чем на Востоке или на Западе. Например, мы — абсолютные лидеры в области CRM-систем. Но, к сожалению, на практике мы видим, что, несмотря на работу таких систем, как «Битрикс 24», amoCRM, «Мегаплан», RetailCRM, и так далее — уровень их проникновения в малый бизнес минимален. К сожалению, эти компании очень редко могут «дойти» до своих целевых пользователей.

Поэтому, когда я рассказываю в своем базовом курсе про цифровые технологии, моя ключевая задача — заинтересовать предпринимателей тем, что с помощью цифровых технологий они могут очень быстро развивать свой бизнес, делать его эффективным, конкурировать на уровне среднего и крупного бизнеса с игроками, которые приходят в их регион. Также с помощью цифровых технологий предприниматели могут создавать себе дополнительную ценность для своего бизнеса.

А вот дальше, во втором сезоне курса, уже другие предприниматели рассказывают, как цифровые технологии могут помочь в финансах, продажах, маркетинге, подборе персонала, работе над своей бизнес-моделью и в других бизнес-процессах.
— Академия предлагает еще что-то кроме курсов?
— Да, один из модулей академии — это корпоративный мессенджер. В нем обучающиеся могут самостоятельно сформировать свое бизнес-сообщество или вступить в группу по интересам. Например, они могут найти предпринимателей из своего региона или из своей сферы, делиться опытом, заниматься нетворкингом. Уже сейчас академия выступает как площадка для объединения предпринимателей между собой, а также для развития межсекторного партнерства, в том числе с государством. Мы «знакомим» студентов с проектами от Министерства экономического развития, Министерства цифрового развития, которые помогают предпринимателям на федеральном и локальном уровнях. Сейчас у нас с коллегами из Министерств ведутся переговоры по различным проектам, которые могут быть представлены на нашей платформе.
— Хорошо. Тогда у нас финальный вопрос, который мы всегда задаем для рубрики «Идеологи просвещения»: какие три книги Вы бы порекомендовали нашим читателям?
— Хороший вопрос. Он, с одной стороны, очень простой, с другой стороны, сложный.

Первая базовая книга — это «Логика», учебник 1954 года. В современном мире, к сожалению, люди не умеют правильно расставить коммуникационные аспекты и взаимодействовать напрямую с другим человеком. А логика — это наука, которая помогает систематизировать и последовательно излагать свои мысли собеседнику.

Второй книгой будет «Огилви о рекламе». Это книга, которая учит тебя, как стоит относиться к действительности, в которой ты живешь. Неважно, что она написана в середине прошлого века, она учит смотреть на себя со стороны, анализировать окружающую реальность и не теряться в ней. Именно эта книга помогла мне построить свою карьеру с нуля.

Третья книга, которую я рекомендую и настаиваю, чтобы читали все мои сотрудники, называется «Практика малых дел». На мой взгляд, это одна из самых гениальных книг о том, как человек, приходя на любое место, работая и занимаясь делом, может, оказывать большое влияние на того человека, с которым он взаимодействует, на организацию, на свое ремесло. И это как раз история про то, как простой человек может создавать счастье для других людей.
Также у нас есть большая библиотека бизнес-литературы от российских предпринимателей. Мы сотрудничаем с ведущими цифровыми издательствами, начиная от «Альпины» и заканчивая «Smart Reading», и обладаем, пожалуй, самой большой библиотекой, посвященной бизнесу в России, которой активно пользуются наши студенты.
В Бизнес драйв Академии уже учатся более 20 000 предпринимателей со всей России. Присоединяйтесь к профессиональному сообществу и учитесь делу между делом.
Made on
Tilda