Это большая проблема менталитета — спокойно признать: «Я не знаю». Ты встречаешь человека на конференции и спрашиваешь: «Ты читал Ари Де Гиуса, „Живая компания"?» Видно, что он не читал, но он говорит: «Да-да. Давно это было». И все, человек уходит в себя. Соответственно, шаг первый — умение самому себе признаться в том, что чего-то не знаешь. Второй — людей надо готовить в первую очередь к тому, что обучение — это усилие. Люди, которые подготовлены к вложениям, очень хорошо учатся. Человек должен понять, что обучение — это не тогда, когда он пришел и сказал: «Учите меня». Еще один очень важный фактор — это ментальная установка. Есть чудесная книга Кэрол Дуэк «Гибкое сознание». Там описывается два типа ментальных установок: фиксированные ментальные установки и ментальные установки развития. Для того чтобы взрослые люди учились, важно развивать ментальные установки развития, вместо «Не получилось — точка» должно прийти «Пока не получилось». Часто взрослые люди страдают установкой «Я уже все. Мне сорок, и я все, куда мне уже?». Это установка, которую нужно сдвигать. Корпоративная культура как раз может стать проводником смещения этой установки. Когда мы говорим: «То, что вы можете сейчас, — это не предел. Вы можете намного больше». В этом смысле очень неэффективна история с корпоративными оценками — потому что тебе вдалбливают, что ты должен чему-то соответствовать. Намного эффективнее непрерывный фидбэк, системный, дробный, развивающий. Сейчас не получилось — попробуй по-другому, по чуть-чуть.
— ПОЧЕМУ ТАК МАЛО КОМПАНИЙ В РОССИИ ДУМАЮТ ТАК ЖЕ? ПОЧЕМУ ТАК МНОГО КОМПАНИЙ ГОВОРЯТ ПРО СТРАТЕГИЧЕСКУЮ ВАЖНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ, НО ПРИ ЭТОМ ТАК МАЛО В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ ДЕЛАЮТ?
— Обучение не воспринимается как инструмент реализации стратегии компании. Оно зачастую существует, потому что так должно быть: у всех есть обучение, и у нас есть обучение. Его серьезно никто не воспринимает, в него очень мало инвестируют — и я не про бюджеты, которые как раз в большом количестве пускают на воздух. Если посмотреть, на что эти деньги уходят, волосы дыбом встают. Про некоторые проекты буквально думаешь: «Я не хочу это портфолио, я вообще не хочу, чтобы кто-то знал, что я это делала, ведь это бессмысленно, этим никто не занимается системно». Обучение очень часто воспринимается как событие, а не как процесс. Очень часто люди делают неправильный выбор, не разговаривают с самими сотрудниками, не инвестируют в результат, а просто тратят деньги на вау-эффекты и суперзамороченные непонятные программы. Знаешь, что отбивает желание учиться напрочь? Курсы, в которых ни фига не понятно. Корпоративные курсы, которые изучаешь часами, но получаешь ноль практической информации. Вместо того чтобы дать понятные документы и четкие инструкции, у нас наворотят фантастики, сказок, спецэффектов за миллионы денег, а сотрудник на это смотрит и говорит: «И что? Что мне с этим делать?» Качественное обучение — оно не про спецэффекты, а про скрупулезно продуманную методологию.