«Взрослого человека невозможно научить, он может только научиться»
29 июля 2021
Текст:
Надя Макова

Эксперт по обучению и генеральный директор компании eLearning center Елена Тихомирова рассказала в интервью Наде Маковой, издателю «Теорий и практик», можно ли чему-то действительно научиться только по видеолекциям, возможно ли замотивировать взрослых людей к обучению, в чем несовершенство нынешнего корпоративного обучения и как бороться с синдромом FOMO.
Идеологи просвещения
ЕЛЕНА ТИХОМИРОВА
НАДЯ МАКОВА
CEO и управляющий партнер проекта «Теории и практики» и EdTech сервиса K-AMPUS
Эксперт по обучению и генеральный директор компании eLearning center
— ТВОЯ КОМПАНИЯ ELC УЖЕ ПОЧТИ 20 ЛЕТ ЗАНИМАЕТСЯ СОЗДАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ. МОЖНО ЛИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НАУЧИТЬСЯ ЧЕМУ-ТО ТОЛЬКО ПО ВИДЕО, ЧЕРЕЗ АСИНХРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ? НАСКОЛЬКО ВИДЕОКУРСЫ ВООБЩЕ ЭФФЕКТИВНЫ?
— Для того чтобы электронное обучение работало, важно помнить, что человек учится только тогда, когда он действует. Просто передать человеку информацию недостаточно, нужно, чтобы он забрал эти знания. Видеокурсы — это просто красивая прокрастинация: ты что-то умное слушаешь фоном, листаешь Instagram и как бы «учишься». Только 3% людей имеют мотивацию учиться самостоятельно, просто получив теорию, абсолютное большинство людей так учиться не хотят и не умеют. Поэтому электронное обучение нужно проектировать по-другому.
— КАК У ВАС ЭТО ТЕХНИЧЕСКИ РЕШЕНО?
— Мы делаем много практики в каждом модуле, каждые 3–5 минут задается вопрос: «Как вы думаете, зачем вам это надо? Как вы это будете применять?» Включаем практики на активацию, «активатор», — до подачи теории дать наводящие вопросы и направить мысли студента в нужном направлении. Этому есть физиологическое обоснование: как только мы активируем нейроны, отвечающие за определенную информацию, им намного проще наращиваться дальше. Когда человек говорит: «Я так не думал раньше» или «Точно, я этого не знал, интересно», — он приходит в линию обучения более подготовленный, настроенный воспринимать новую информацию.
— ТО ЕСТЬ СЕКРЕТ УСПЕХА — НАСТРОИТЬ ЧЕЛОВЕКА НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ?
— Да. Особенно это касается обучения взрослых. Есть два пути — первый, когда человек сам решает, говорит: «Мне нужен этот навык, и я ищу курс для его развития. Я буду учиться с подготовленной почвой, потому что у меня есть потребность». А есть другой путь, по которому пока идет корпоративное обучение в большинстве наших компаний. Это когда сотруднику говорят: «Ты должен пройти курс по критическому мышлению». А он про это даже не думал. Он думает: «Зачем мне это надо? Что мне с этим делать?» Его надо подготовить, потому что иначе это бесполезно. Он ничему не научится — не потому что не хочет учиться, а потому что ему и в голову не приходило, что ему нужны эти новые знания. Важно предварительно показать на реальных задачах, как эти знания могут применяться; в идеале, чтобы задачи были и рабочие, и бытовые.
В ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ САМОЕ ВАЖНОЕ — ЭТО ПОНИМАНИЕ, ЧТО ТЫ С ЭТИМ БУДЕШЬ ДЕЛАТЬ. ЕСЛИ ЭТОГО ПОНИМАНИЯ НЕТ, ОБУЧЕНИЕ БЕССМЫСЛЕННО
— ОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ НЕ ПОДКОВАНЫ МЕТОДИЧЕСКИ, — КАК ИМ НЕ ОБЖЕЧЬСЯ, ВЫБРАТЬ КАЧЕСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРАВИЛЬНО НА НЕГО НАСТРОИТЬСЯ?
— Первое: если на сайте курса написано, что, пройдя этот курс, вы будете зарабатывать 130 тысяч рублей в месяц, — закрывайте сразу. В описании нормального курса должно быть написано, какие знания вы получите и что сможете с ними делать, а не какую зарплату будете получать после прохождения обучения.
ОБЕЩАНИЯ, ЧТО ВЫ ЧЕРЕЗ ДВА ДНЯ ПОСЛЕ ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСОВ НАЙДЕТЕ РАБОТУ И БУДЕТЕ ЗАРАБАТЫВАТЬ МИЛЛИОН В МЕСЯЦ, — ЭТО НИЗКАЯ УЛОВКА ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ
Меня это очень расстраивает, потому что люди, которые находятся в не самом благоприятном жизненном положении, на это покупаются.

Второе — принять, что обучение — это долго. Если вы чему-то решили научиться, закладывайте год минимум. Это не значит, что вы в течение года будете по два слова в день читать, — нет. Год разных курсов, материалов, программ, разных методов обучения. Обучение — это не только получение знаний, но умение этим манипулировать, пользоваться. То, что вы запомнили какую-то информацию из курса по копирайтингу, не значит, что вы научились писать, для того чтобы научиться писать, надо много писать. И на это нужно время.

Третье — принять, что обучение — это сложно и трудоемко. Не надо думать, что кто-то может вас научить.
Взрослого человека невозможно научить, он может только научиться
— ТЫ ОКОНЧИЛА МАГИСТРАТУРУ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ДИЗАЙНУ В ЕВРОПЕЙСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. НАСКОЛЬКО СИЛЬНО ОТЛИЧАЛСЯ ТВОЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ И В ГОЛЛАНДСКОМ?
Если на сайте курса вас убеждают, что всему научат, — смело отправляйте этого провайдера в черный список. Вам могут дать информацию, шаблоны, ресурсы, но без вашего личного усилия вы не научитесь ничему.

Четвертое — выбирайте синхронное обучение. Это гарантия качества. Синхрон — это когда курс курирует практикующий эксперт, который будет с вами взаимодействовать по заранее понятной программе. Всегда перед оплатой курса требуйте программу, проверяйте, где в программе время этого эксперта, где у вас будет групповая работа, живые обсуждения, возможность задавать вопросы. Потому что это очень важный фактор для обучения.
— Европейский.
— Это диаметрально противоположные подходы, это два мира.
— КАКОЙ ЭФФЕКТИВНЕЕ?
— ПОЧЕМУ?
— В европейской системе само строение программы другое. Во-первых, одновременно идут 2–3 предмета, занятий сравнительно мало, нагрузка сбалансирована. Это очень фокусирует. Тебе не надо распыляться, тебе не надо одновременно изучать мировую экономику, финансы, информационные технологии, историю Отечества, физкультуру и еще что-нибудь сверху. Второе — практически нет лекций. На занятиях никакой теории, максимум практики. Но перед каждым практическим занятием ты должен прочитать очень много литературы. Еще одно важное отличие: вся самостоятельная домашняя работа — это работа над последовательными частями одного проекта. Например, если ты проходишь педагогический дизайн, к концу ты получаешь разработанную обучающую программу. Экзаменов у нас было три или четыре по каким-то курсам, в основном работы. Обучение совсем другое: тебе все время говорят, как ты будешь применять полученные знания на практике. То есть ты выходишь из университета и абсолютно каждый курс можешь сразу применять.
— КАК ЭТИ ПРИНЦИПЫ ВНЕДРИТЬ В КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ? КАК ПРЕОДОЛЕТЬ БАРЬЕР НЕСОВЕРШЕНСТВ СИСТЕМЫ НАШЕГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПО КОТОРОЙ УЧИЛИСЬ СОТРУДНИКИ? КАК ПОДАТЬ ПРАВИЛЬНО СФОРМИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ НЕПРАВИЛЬНО ОБУЧЕННЫМ ЛЮДЯМ?
— Эффективное корпоративное обучение начинается с обучения тому, как учиться.
НАВЫК УЧИТЬСЯ — ЭТО НЕ НАВЫКИ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ ИЛИ ВЕДЕНИЯ ЗАМЕТОК, ЭТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ УМЕНИЕ СКАЗАТЬ СЕБЕ: «Я ЭТОГО НЕ ЗНАЮ»
Это большая проблема менталитета — спокойно признать: «Я не знаю». Ты встречаешь человека на конференции и спрашиваешь: «Ты читал Ари Де Гиуса, „Живая компания"?» Видно, что он не читал, но он говорит: «Да-да. Давно это было». И все, человек уходит в себя. Соответственно, шаг первый — умение самому себе признаться в том, что чего-то не знаешь. Второй — людей надо готовить в первую очередь к тому, что обучение — это усилие. Люди, которые подготовлены к вложениям, очень хорошо учатся. Человек должен понять, что обучение — это не тогда, когда он пришел и сказал: «Учите меня». Еще один очень важный фактор — это ментальная установка. Есть чудесная книга Кэрол Дуэк «Гибкое сознание». Там описывается два типа ментальных установок: фиксированные ментальные установки и ментальные установки развития. Для того чтобы взрослые люди учились, важно развивать ментальные установки развития, вместо «Не получилось — точка» должно прийти «Пока не получилось». Часто взрослые люди страдают установкой «Я уже все. Мне сорок, и я все, куда мне уже?». Это установка, которую нужно сдвигать. Корпоративная культура как раз может стать проводником смещения этой установки. Когда мы говорим: «То, что вы можете сейчас, — это не предел. Вы можете намного больше». В этом смысле очень неэффективна история с корпоративными оценками — потому что тебе вдалбливают, что ты должен чему-то соответствовать. Намного эффективнее непрерывный фидбэк, системный, дробный, развивающий. Сейчас не получилось — попробуй по-другому, по чуть-чуть.
— ПОЧЕМУ ТАК МАЛО КОМПАНИЙ В РОССИИ ДУМАЮТ ТАК ЖЕ? ПОЧЕМУ ТАК МНОГО КОМПАНИЙ ГОВОРЯТ ПРО СТРАТЕГИЧЕСКУЮ ВАЖНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ, НО ПРИ ЭТОМ ТАК МАЛО В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ ДЕЛАЮТ?
— Обучение не воспринимается как инструмент реализации стратегии компании. Оно зачастую существует, потому что так должно быть: у всех есть обучение, и у нас есть обучение. Его серьезно никто не воспринимает, в него очень мало инвестируют — и я не про бюджеты, которые как раз в большом количестве пускают на воздух. Если посмотреть, на что эти деньги уходят, волосы дыбом встают. Про некоторые проекты буквально думаешь: «Я не хочу это портфолио, я вообще не хочу, чтобы кто-то знал, что я это делала, ведь это бессмысленно, этим никто не занимается системно». Обучение очень часто воспринимается как событие, а не как процесс. Очень часто люди делают неправильный выбор, не разговаривают с самими сотрудниками, не инвестируют в результат, а просто тратят деньги на вау-эффекты и суперзамороченные непонятные программы. Знаешь, что отбивает желание учиться напрочь? Курсы, в которых ни фига не понятно. Корпоративные курсы, которые изучаешь часами, но получаешь ноль практической информации. Вместо того чтобы дать понятные документы и четкие инструкции, у нас наворотят фантастики, сказок, спецэффектов за миллионы денег, а сотрудник на это смотрит и говорит: «И что? Что мне с этим делать?» Качественное обучение — оно не про спецэффекты, а про скрупулезно продуманную методологию.
— У ТЕБЯ НЕТ ОЩУЩЕНИЯ, ЧТО, ХОТЯ ТЕМА «LIFELONG LEARNING» СЕЙЧАС ОЧЕНЬ НА СЛУХУ, ПО ФАКТУ НЕ ТАК МНОГО ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ ПОСТОЯННО УЧАТСЯ? ПРИ ЭТОМ ИНФОПОЛЕ ПЕРЕГРУЖЕНО И У ЛЮДЕЙ РАЗВИВАЕТСЯ ПРЕСЛОВУТЫЙ СИНДРОМ FOMO, СТРАХ ВЫПАСТЬ ИЗ ОБОЙМЫ.
— Конечно, в Instagram все очень красивые и постоянно учатся, но насколько это соответствует действительности? Здесь важно одно: в современном мире действительно уже невозможно освоить одну профессию в университете и удержаться в ней до конца, — просто нет таких профессий. Есть много профессий, которые быстро устаревают, очень много профессий уйдут, и надо готовиться к тому, кем ты будешь, когда твоя профессия перестанет существовать. Есть моменты в жизни, когда нам придется переквалифицироваться.
Важно принять, что в течение жизни тебе действительно придется переучиваться и осваивать новую профессию, переквалифицироваться, расширять инструментарий, но учиться непрерывно — абсолютно бессмысленная конструкция, потому что у тебя нет непрерывной потребности в этом. То, что сейчас называют lifelong learning, — это просто красивая форма прокрастинации. Читать книги — это не непрерывное обучение.
— ТО ЕСТЬ ОБУЧЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРИЧИННЫМ: ЛИБО БИЗНЕС-ЦЕЛЬ, ЛИБО НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕКВАЛИФИКАЦИИ?
— Да, оно зачем-то тебе должно быть нужно. Если я тебе скажу: «Смотри, какой классный курс по копирайтингу», — при этом он тебе совершенно не нужен, то ты, конечно, может быть, сходишь, но ничего не получишь там, ничему не научишься. Есть намного более интересные дела в жизни, которые нужно успеть сделать, кроме как сидеть перед экраном и смотреть курс, который тебе не нужен. Просто потому что «все же учатся». Сейчас FOMO — это самая большая проблема, потому что людям кажется, что они должны быть в курсе всего на свете, читать, смотреть, узнавать. Но это путь в никуда. Если ты все время учишься, при этом работаешь, занимаешься семьей — жить когда?!
— КАКИЕ НАВЫКИ, НА ТВОЙ ВЗГЛЯД, НУЖНО ВОСПИТЫВАТЬ В ДЕТЯХ, КОТОРЫМ ВЫХОДИТЬ ВО ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ ЧЕРЕЗ 5–10 ЛЕТ, ЧТОБЫ ВСЕ У НИХ БЫЛО ХОРОШО?
— В первую очередь ребенок должен научиться учиться сам. Как только он идет в школу, родители должны оставить его один на один с обучением. Он должен научиться в самом раннем возрасте понимать, чего он не знает и где ему нужна помощь, искать информацию, анализировать. Второе — чтение как основа обучения. Мне говорят: «Как ты сделала так, что у тебя сын столько читает?» Я отвечаю: «Я читаю, папа читает, обе бабушки с дедушкой тоже читают». Родители должны читать в присутствии ребенка, в нечитающей семье читающие дети не произрастают. Третье — давать детям эксплуатировать свой интерес, пробовать себя в самых разных занятиях: рисовать, петь, играть на скрипке, программировать. Бросит через год-два — не страшно, развиваем интерес.
САМЫМ ВАЖНЫМ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МНЕ КАЖЕТСЯ ПРИЗНАТЬ, ЧТО ЛЕНИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ ТАКОГО ПОНЯТИЯ НЕТ. ЛЕНЬ — ЭТО КОГНИТИВНАЯ ПЕРЕГРУЗКА ИЛИ ИСТОЩЕНИЕ САМОКОНТРОЛЯ
Как у взрослого человека, так и у ребенка. Если ребенок учится 10–12 часов в сутки, он в какой-то момент начинает лениться, организм говорит: «Надо лечь». И он ложится на диван. Мы говорим: «Ты что разлегся? Еще занятия!» Потом мы становимся взрослыми, перестаем это чувствовать, как ломовые лошади тащимся до тех пор, пока наш организм не укладывает нас на лопатки. Это не лень, это потребность, это очень важная потребность. Важно учиться ее определять и отрабатывать с детства.
— МОЙ ФИНАЛЬНЫЙ ВОПРОС — ТРИ КНИГИ, КОТОРЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖЕН ПРОЧИТАТЬ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК?
— Даниэль Канеман «Думай медленно… Решай быстро», про поведенческую науку, объясняет, как мы думаем. Обязательно «Гарри Поттер», потому что это огромный пласт культуры, чтобы с детьми на одном языке говорить. И Библия, потому что это культурный код и принципы, по которым живут люди.
— СПАСИБО.
Made on
Tilda