«Моя миссия — строить страну, которой люди будут гордиться»
16 февраля 2022
Текст:
Надя Макова
Юрий Усков, основатель международной EdTech-компании iSpring, социальный предприниматель, преподаватель, идеолог просвещения, недавно объявил о новом проекте — основании в Йошкар-Оле частного университета для подготовки экспертов по направлениям «программирование», «маркетинг», «управление продуктом» и «преподавание информатики». Надежда Макова, издатель T&P, встретилась с Юрием, чтобы поговорить о деталях проекта, но в итоге получился искренний разговор о предназначении как источнике энергии, критериях настоящего профессионализма и недооцененной важности гуманитарного образования.
Идеологи просвещения
Юрий Усков
НАДЯ МАКОВА
Издатель «Теории и практики», основатель LXP платформы K-AMPUS
Основатель iSpring, социальный предприниматель
— ЮРИЙ, КАК ВЫ ПРОШЛИ ПУТЬ ОТ РАЗРАБОТЧИКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДО УСПЕШНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ, ВЛАДЕЛЬЦА КРУПНОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ EDTECH-КОМПАНИИ?
— Несмотря на то что мы с друзьями основали компанию еще в 2001-м, я долгое время пытался примириться с тем фактом, что я — бизнесмен.
— КАК ВЫ СЕБЯ ОПРЕДЕЛЯЛИ?
— Я себя определял как инженер. Как Генри Форд, который тоже прежде всего инженер, хотя и один из самых успешных в истории технологических предпринимателей. Даже не инженер, а преобразователь мира. Фактически современный американский образ жизни — это его заслуга. Во-первых, он поднял оплату труда в индустрии, во-вторых, он создал доступный автомобиль. Сделал автомобиль доступным для каждого, открыл возможность другого качества жизни. До Генри Форда Америка была страной малопримечательной, после Второй мировой она стала гегемоном — в том числе потому, что сформулировала новый стандарт жизни, который для всего мира стал привлекательным. Этот стандарт жизни во многом был создан благодаря Генри Форду. В этом факте преобразования мира фигура Генри Форда мне очень близка, а истории каких-нибудь бизнесменов мне не очень отзываются.
— СЕЙЧАС В МИРЕ ОЧЕВИДЕН ТРЕНД НА ОСОЗНАННЫЙ БИЗНЕС С ВЫСОКИМ СОЦИАЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ. IMPACT. МНЕ КАЖЕТСЯ, ЭТО СОВСЕМ ПРО ВАС.
— Да, социальное предпринимательство — это мое. У России как у страны есть незакрытые гештальты в цивилизационном плане, моя цель — эти гештальты закрыть. Мы очень талантливая и образованная нация, но уровень нашей образованности и уровень нашей жизни находятся в существенном разрыве. Америка является родиной программного обеспечения, основным рынком и основным производителем программного обеспечения. Русским пора прийти на этот рынок и сказать: «Друзья, двигайтесь, потому что мы — лучше». Это не просто про лучший кодинг, а потому что российские программисты создают самые лучшие продукты. Я верю, что в течение ближайших 10–15 лет именно это произойдет.
— КАК ВЫ ОКАЗАЛИСЬ В ИНДУСТРИИ EDTECH?
— Случайно. В 2004 году профессор из американского Института Феникса заказал у нашей компании инструмент для онлайн-курсов. Я к этому отнесся подозрительно из-за специфики этого «университета», который, по сути, был просто конторой по штамповке дипломов: все, кому нужен был документ об оконченном высшем, знали, что можно обратиться в Феникс, оплатить обучение и потом просто забрать диплом. Мне это не близко совсем. Далее было еще несколько заказов на инструменты для онлайн-курсов. Один из этих инструментов был связан с PowerPoint, у которого на тот момент было 70 миллионов пользователей. Я увидел в этом возможность и предложил сделать конвертер из PowerPoint во Flash. Как он стал конструктором курсов? Снова случайность. Мы отметили, что значительная часть людей, которые покупают эту программу, делают онлайн-курсы. А поскольку мы непрерывно с ними коммуницировали и обрабатывали их запросы, докручивали продукт, в итоге пришли к собственному полноценному конструктору.

Я посмотрел на EdTech другими глазами. Если для фундаментального высшего образования онлайн не подходит, то для бизнес-сегмента, для повышения квалификации такой формат показал себя крайне эффективным.
ELEARNING БЕСПОЛЕЗЕН В ФОРМИРОВАНИИ БАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ТАК КАК ЗДЕСЬ КРИТИЧНО ВАЖНО ЖИВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЮДЕЙ, НО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, КОГДА У ЧЕЛОВЕКА УЖЕ ЕСТЬ БАЗА, ELEARNING РАБОТАЕТ НЕПЛОХО
— УНИВЕРСИТЕТ ISPRING — ЭТО БОЛЬШЕ СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ИЛИ ПОТРЕБНОСТЬ БИЗНЕСА В КАДРАХ?
— Это социальная история. Многие говорят: «Вы же строите это для подготовки людей для себя». А я говорю: «Что значит для себя? Выпускник сам решит, где ему работать и с кем. Мы никого ни к чему не можем принуждать». Люди у нас работают, потому что они хотят у нас работать. Мы выдаем гранты талантливым абитуриентам со словами: «Мы хотим, чтобы ты жил в нашем городе. Мы хотим, чтобы ты у нас работал. Но выбор за тобой». У меня нет задачи окупить это как бизнес. У меня есть задача создать университет.
Очень трудно научиться плаванию с помощью онлайн-обучения, но когда человек плавать уже умеет, освоить новый стиль по электронным курсам вполне возможно.

Я понял практическую ценность и применимость электронных курсов, осознал потенциал рынка. За несколько лет мы масштабировали присутствие в eLearning, потом запустили LMS, сейчас это наш основной бизнес. При этом бизнес быстро масштабируется и требует непрерывного притока талантливых высококвалифицированных специалистов. Именно это стало причиной запуска всех наших образовательных инициатив: школы, лицея, института допобучения, а теперь университета.
— Для чего?
— Для чего художник рисует? Не может не рисовать. У меня то же самое.
Университет — это моя потребность. Я его основал, потому что просто не мог этого не сделать.
— Чем ваш подход к подготовке специалистов отличается от традиционного?
— Я проанализировал свой опыт и посмотрел, какой курс на меня повлиял больше всего. Американский курс SE101 Харлана Миллса, у меня он называется «Основы программирования». Он фокусируется на самом главном, на теме культуры продукта. Продукт — это не следствие знаний, умений и навыков, технологической оснастки и всего прочего, а следствие культуры продукта. Набор поведенческих стереотипов, ценностей, шаблонов, как люди мыслят. Например, есть автомобиль «Жигули» и есть Volkswagen. Формально они одинаковые, но в основе — разные культуры продуктов. Поэтому Volkswagen стоит дороже, чем «Жигули». Там столько же металла потрачено, рабочего времени, электроэнергии. Но продукт стоит в два раза дороже и в эксплуатации несравненно лучше. Это и есть следствие другой культуры. Вот на этом понятии необходимо сразу фокусировать внимание студентов, с 1 сентября на первом курсе. Это первое кардинальное изменение в программе обучения, которое подняло ее на новый уровень. В 2012 году я запустил проект Института программных систем, это дополнительное обучение. Пересобрал содержательную часть подготовки по программированию, Политех взял эту программу за основу, и качество выпускников вышло на абсолютно новый уровень.

При этом очень трудно наливать новое вино в старые меха. Очень трудно. Наша система высшего образования слишком зарегулирована. Я жил в гипотезе, что можно изменить государственный вуз. Но моя гипотеза не подтвердилась. Проще убить себя об стену, чем что-то радикально изменить в системе высшего образования. То, что в формате частного вуза делается по щелчку пальцев, там требует колоссальных усилий. Я не готов столько усилий тратить. Поэтому для меня единственное решение — основать собственный вуз, в котором все будет правильно.
При этом есть и рациональная составляющая. Я пришел в преподавание от безысходности, от глубокого разочарования в качестве подготовки выпускников наших вузов по программированию. Бизнес рос активно, людей категорически не хватало, а молодые специалисты были просто профнепригодны. Приходится включать режим «забудь все, чему тебя учили в университете». Это очень травматичная история и для нас, и для них. Один знакомый сказал мне: «Что ты в негативе? Ты же можешь сам все исправить». Я согласился и пошел исправлять.
— В чем выражается эта правильность? Какие принципы вы закладываете в программу профессиональной подготовки специалистов?
— Я сформулировал 4-уровневую модель ИТ-профессионала. Первый уровень — это стек технологий: языки, фреймворки, инструменты ведения проектов. Второй уровень — теоретическая база: знание математики, алгоритмов, инженерных основ. Третий уровень — это культура производства, о чем я уже говорил выше: критерии хорошего продукта, понимание качества, мотивация разработчика на создание лучшего продукта. Четвертый уровень — это личная культура: ценности, поведенческие шаблоны, ментальные установки, источники мотивации.
— Последнее время все чаще говорят о высшем образовании как об изжившем себя, теряющем значимость. Каково ваше мнение и оценка всей системы образования?
Это очень важно. Потому что программирование — это командная работа. Продуктивность команды напрямую зависит от взаимодействия. Если мы по ценностям близки, то у нас высокий резонанс.

Что это значит с прагматической точки зрения? Если производительность 1 программиста = n, производительность команды из 5 программистов? В лучшем случае 3n. То есть получается, что 2 программистские зарплаты каждый месяц вы просто выбрасываете, отапливаете атмосферу. Повышаем продуктивность коммуникации — и можем получить в прыжке синергетический эффект, производительность команды даже не 5n, а 6n.
— Традиционная система образования делает человека немножко мертвым. С самого детства, уже школа начинает делать детей чуть-чуть менее живыми. С каждым годом обучения они потухают, потому что им бьют по живому, крылья обрезают, замыкают в рамки. Есть хорошая аналогия. Представьте цветущую рощу. Деревья кудрявые, листистые, разные, уникальные, а их загоняют на пилораму и обрезают, делая квадратно-перпендикулярными бревнами. Примерно это происходит с детьми в школе. Отсюда главная задача учебного заведения, на мой взгляд, — помочь человеку оставаться живым.

Как это сделать? Все начинается с системы отбора. Как происходит отбор в вузы сегодня? По результатам ЕГЭ. А что нам дают результаты ЕГЭ? Мы узнаем, насколько человек приучен к зубрежке… более ничего. Я смотрю не на средний балл по трем предметам, а только на балл по математике. Потому что математика — один из немногих предметов, который более-менее неплохо у нас везде преподают. Так вот, если смотреть на балл по математике, то интересные инженеры получаются из тех ребят, у которых 72–75 баллов. Что это значит? Это значит, что эти ребята неглупые, но им немножко лень ботанить, они не ушатанные системой, они более живые. Очень часто они обладают гораздо большим потенциалом, чем те, у кого 95 баллов. Для нас вот этот балл ЕГЭ ничего не значит. Мы смотрим на другое.
— Что для вас важно? По какой системе будет происходить отбор студентов в ваш университет?
— У нас многоуровневая система, которую можно охарактеризовать фразой Екатерины Рыбаковой: надо не отобрать детей, которые нам подходят, а найти тех, которым подходим мы. Сначала — встречи с выпускниками в школах. Цель этой встречи — вместе построить идеальную картину их жизни в 30 лет. Именно в 30 лет можно подвести первые результаты, когда ты сам себе и окружающим должен что-то предъявить. Мы обсуждаем эту картинку и шаги, которые должны привести к ней. Обсуждаем атрибуты успеха, помимо опыта, знаний и квалификации, фокусируемся на человеческих качествах и приходим к пониманию первичной важности этих качеств.

Дальше идет консультация по выбору профессии. После консультации и убежденности в правильности выбранного направления следующий этап — тестирование когнитивного потенциала и тестирование эмоционального интеллекта. Еще есть этап эссе, мотивирующее письмо, в котором абитуриент, формулирует, зачем хочет учиться у нас. Завершающий этап — поход, совместное времяпрепровождение в максимально неформальных условиях. Верифицировать, что мы сделали правильный выбор.

Есть три показателя, на которых мы фокусируемся при отборе: когнитивный потенциал, человеческий потенциал и соответствие личной миссии человека миссии университета.
— Какая миссия у вас?
Моя миссия — строить страну, которой мы будем гордиться. Я и сейчас горжусь нашей страной, но объективно поводов маловато. Наша задача — эти поводы создать. Я говорю, что есть наше know how — русские программисты. Хочу, чтобы российский софт был эталоном, как японские автомобили. Русские программисты, может, и сейчас лучшие в мире, но я хочу, чтобы именно продукты наши были лучшими в мире. Чтобы продукты русских программистов стали лучшими в мире.
— Как вы относитесь к засилью онлайн-курсов по программированию, провайдеры которых с разной степенью убедительности обещают студентам суперрезультат в кратчайшие сроки? Они помогают достижению вашей миссии?
— Студенты этих онлайн-ресурсов получают очень поверхностные знания и навыки, никакой речи о реальной квалификации и профессионализме здесь не идет, конечно.

Провайдеры онлайн-курсов вспахивает почву, удовлетворяют интерес людей к программированию. Наверное, в этом есть некая ценность. Для индустрии ценности я не вижу. У меня есть миссия: готовить разработчиков, чьи продукты смогут завоевать мировой рынок. Моя миссия не связана деятельностью провайдера онлайн-курсов. Поэтому в моем поле этого нет, и я это оценить не могу. Но раз люди это покупают, значит, какая-то ценность есть.
— Когда вы проектировали модель своего университета, ориентировались ли вы на какие-то существующие в мире образовательные проекты?
— Мне очень импонирует университет Minerva. Мне вообще нравится фокус американского высшего образования на гуманитарность. Я когда-то находился в таком технократическом шовинизме, думал: «Вот мы, программисты, мы самые крутые». Программисты реально думают гораздо быстрее, чем другие. Они могут строить информационные модели, и это круто. Но потом у меня возник вопрос: почему американцы, очень неглупые люди, отправляют детей изучать гуманитарные дисциплины? Почему они не отдают в наш век всех своих детей в программисты? Этот вопрос привел меня к пониманию, что весь бизнес стоит в основном на гуманитарных дисциплинах. Америка очень сильно про бизнес, и они понимают: «Технократов мы купим, а вот понимание, как делать бизнес, мы нигде не купим. Это и есть главное, это надо сформировать».
Успешный бизнес формируется на гуманитарных компетенциях: понимание контекстов, понимание людей, умение работать с людьми.
У нас гуманитарного образования вообще нет, в 1917 году оно закончилось. В царской России выпускник любой гимназии говорил на четырех языках, а сейчас человек и одного языка не знает толком после школы. Сейчас люди в лучшем случае знают английский. Это наша проблема как цивилизации. Умение решать простые гуманитарные задачи, понимание контекстов в общении — этому у нас просто не учат, вакуум.

Я в эту сторону стал внимательно смотреть и много чего для себя открыл. Пришло понимание, что гуманитарное развитие гораздо важнее технического. В программе нашего университета гуманитарных часов будет больше, чем часов по программированию. Они объединены в гуманитарно-естественно-научный комплекс, который будет обязательным для студентов всех направлений.
— Какой образ результата вы сформировали для своего проекта? Выпускник университета iSpring — он про что?
— Если брать модель архетипов, то 17 лет — это возраст героя. Наш студент — это герой. Я для себя такую формулу определил: мы готовим ребят, которые знают, чего хотят, твердо стоят на ногах и смело идут вперед. Знают, чего хотят, — это self skills. Твердо стоят на ногах — это квалификация, профессионализм и гуманитарность. Смело идут вперед — это про личную культуру, про смелость, которая проверена продуктами, созданными в процессе обучения. С такими специалистами наша страна сможет покорять глобальные рынки.
— Вы сказали одну резонансную вещь про живость, которую в человеке убивает традиционная система образования. Возможно ли, на ваш взгляд, уже во взрослом возрасте вернуть себе эту живость? Как это сделать?
— Абсолютно точно возможно. Я это наблюдаю. Я наблюдаю у предпринимателей, достаточно сильных людей, многие проходят этот путь возвращения к живости. Человек чего-то достиг, получил то, к чему стремился, а радости нет. Удовольствия от жизни нет, счастья нет. Люди начинают с этим работать. Кто-то пускается во все тяжкие, другие уходят в историю духовных практик, третьи — в психотерапию, что, на мой субъективный взгляд, наиболее эффективный и продуктивный путь. В общем, люди начинают работать над этим, и у многих получается.
— Что помогает лично вам?
— Тут ключевая история в наличии осознанности. Если нет осознанности, то ничего не поможет. Откуда у людей берется высокий уровень энергии? Все очень просто. Села батарейка — пошел, подзарядил, и снова высокий уровень энергии. Есть люди, которые работают от кабеля, у них всегда высокий уровень энергии, не надо заряжаться. Есть такая вещь, как предназначение. Когда ты в контакте со своим предназначением, ты на этом кабеле работаешь. Энергия в идее. Идея, с которой вошел в контакт, твоя идея запускает физический эффект резонанса, и на этом резонансе образуется энергия.

Помимо управления компанией, я читаю лекции. Читаю я их обычно в 7 вечера, потому что до этого у меня рабочий день. Иногда в 7 вечера в понедельник бываешь уже в не очень хорошей форме, все-таки понедельник — день тяжелый. Ты приходишь уставший, на низком уровне энергии, начинаешь потихонечку раскачиваться и к концу лекции чувствуешь невероятный прилив сил и энергии. Потому что занимаешься своим. Побыл в резонансе с идеей, побыл в резонансе с этими людьми, зарядился их энергией — и готов к новым свершениям. Вот так и сохраняется живость.
— Какие навыки нужно развивать, чтобы в 2022-м и дальше быть востребованным и успешным человеком?
— Первое — умение понимать людей. Понимание, про что этот человек, чем он живет, какими словами с ним разговаривать, на какие темы он отзывается, — важнейший навык каждого. Я много ошибок совершал, не понимая, что все люди разные. Приняв и научившись работать с этим знанием, стало гораздо проще жить.

Второе — навык коммуникации. Мой друг Андрей Кожанов, основатель Высшей школы брендинга, сформулировал наилучшим образом: «Все проблемы в этом мире — это проблемы коммуникации». Поэтому прокачка коммуникативных навыков — это, на мой взгляд, вторая важнейшая задача.

И третье — профессиональная компетенция. Важно уметь что-то конкретное делать.
Хотя бы в одной теме быть действительно компетентным и глубоко разбираться. Люди, которые много говорят про лидерское лидерство, но при этом не умеют создавать ничего конкретного, — это проблема.
— Книги, которые надо прочитать в жизни каждому человеку?
— Из прочитанного в детском возрасте мне особенно запомнились «Робинзон Крузо», «Земля соленых скал» Сат-Ок и исторический сериал Дмитрия Балашова.

Взрослым рекомендую «Моя жизнь, мои достижения» Генри Форда, «Идиот» Достоевского и «Лето Господне» Ивана Шмелева.
Человек должен обладать профессионализмом в какой-то области, это основа. Кругозор и софты должны на чем-то держаться, на глубине профессиональной, без этого, как дом без фундамента, не имеет смысла.
— СПАСИБО!
Made on
Tilda