«Бразильцам важны быстрые победы»: как и зачем холдинг Skillbox вышел на рынок Бразилии
19 ноября 2021
Текст:
Наталия Алекса

Выход за пределы российского рынка — логичный этап в развитии компаний. Образовательная компания Skillbox Holding Limited осваивается на рынке Латинской Америки за счет приобретения 90%-ной доли в компании Mentorama. Антон Виноградов был одним из инициаторов идеи создания онлайн-школы с асинхронным форматом обучения в области цифровых профессий в Бразилии. Поговорили с Антоном о том, каково быть первым российским EdTech-проектом в Бразилии, чем рынок EdTech этой страны отличается от российского, и чему мы можем научиться у бразильских образовательных проектов.
Идеологи просвещения
АНТОН ВИНОГРАДОВ
Со-основатель и генеральный директор Mentorama
— ЗДРАВСТВУЙТЕ! ДАВАЙТЕ НАЧНЕМ С САМОГО ИНТРИГУЮЩЕГО ВОПРОСА В РАЗРЕЗЕ ПЕРВОГО РОССИЙСКОГО EDTECH ПРОЕКТА В БРАЗИЛИИ. ПОЧЕМУ ИМЕННО БРАЗИЛИЯ?
— На мой взгляд, рынок Бразилии во многом схож с российским. Он так же быстро растет. В стране высокое проникновение интернета, при этом население страны в 210 млн человек подразумевает еще и огромный рынок труда. В Бразилии много молодых людей с запросом на индустриальное образование и очевидная потребность в кадрах цифровой экономики. При этом по той информации, которую нам удалось найти и изучить в аналитических отчетах, общий объем рынка в 13,6 млрд — это по secondary образованию в Бразилии дает всего около 7%. Сегодня соотношение дистанционного и офлайн-образования — 15% и 85% соответственно. При этом рост дистанционного был обеспечен с 2012 года по 2019 года. В текущей ситуации в связи с пандемией я уверен, что он еще больше. При этом огромный дефицит кадров приводит к росту зарплат в IT-специальностях. Это схожая с российской ситуация, когда у нас средняя зарплата дизайнера, то есть с 2020 год по 2021 год увеличилась на 17–18%, разработчика — на 20%. Большое количество людей, нехватка качественных образовательных продуктов, огромный дефицит кадров в индустрии. Мы решили, что это очень интересная страна и стоит в нее идти.
— В ЧЕМ ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ РАБОТЫ ОНЛАЙН-ШКОЛЫ В БРАЗИЛИИ ОТ РАБОТЫ В РОССИИ?
— За 1,5 года работы на рынке Бразилии мы скорее выявили различия не в онлайн-школах, а в студентах и их ожиданиях.
ПО НАШЕЙ ОЦЕНКЕ, СТУДЕНТЫ В БРАЗИЛИИ МЕНЕЕ АДАПТИРОВАНЫ К ФОРМАТУ ОБУЧЕНИЯ ОНЛАЙН, ЧЕМ В РОССИИ
— ПРАВИЛЬНО ЛИ Я ПОНИМАЮ, ЧТО ТАКОЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ ТРЕБУЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТА, ЧТО, КАК ПРАВИЛО, УДОРОЖАЕТ ПРОДУКТ? СТАЛО ЛИ ЭТО ПРОБЛЕМОЙ?
— Проблемой это не стало, потому что первые решения, которые мы внедряли, были основаны на групповом взаимодействии наших преподавателей со студентами, разделении студентов на потоки, формировании из них некоего сообщества и выстраивании хороших коммуникаций внутри сообщества, в том числе, между самими студентами.
Им нужно показывать, как выстроить свою систему обучения так, чтобы возвращаться к образовательному процессу. Как правильно построить свое расписание и в какой момент времени лучше возвращаться к материалам, которые студенту доступны. У бразильских студентов есть запрос на более простое образование и базовые знания, которые постепенно можно докручивать до средне-технических и профессиональных.

Для нас это было удивительно, потому что наши методисты и менторы, эксперты в своих областях в крупных компаниях в Бразилии, стараются дать готовый комплексный подход для обучения специалистов уровня middle и выше. А здесь со стороны студентов мы получаем фидбэк, что это очень интересно, но пока тяжело. Это отразилось на том, как мы готовим программы? и как происходит взаимодействие со студентами. Я думаю, что это ключевое различие. Во-первых, студенты в России более подготовлены к формату онлайн, а во-вторых, уровень знаний, который они ждут от преподавателей онлайн-школы, в Бразилии чуть ниже, чем в России.
ЭТО ОСЛАБЛЯЕТ ОЩУЩЕНИЕ БРОШЕННОСТИ В «ЧЕРНОЙ ДЫРЕ» ОНЛАЙНА, КОГДА ЕСТЬ ТОЛЬКО ТЫ, ТВОЙ НОУТБУК И СТРАХ ТОГО, ЧТО У ВАС НЕ ПОЛУЧИТСЯ
— А ЕСТЬ КАКИЕ-ТО СХОДСТВА ИМЕННО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПОДХОДЕ ОНЛАЙН МЕЖДУ РОССИЙСКИМ И БРАЗИЛЬСКИМ РЫНКОМ?
— Сегодня в российском сообществе много обсуждений, связанных с онлайн-образованием по модели ISA (оплата за обучение после трудоустройства). Бразилия здесь чуть более развита, как мне кажется. Есть несколько наших коллег по рынку, которые запустили эту модель год или два назад.
Благодаря этому подходу, включающему работу с группой и формирование коммьюнити, мы достаточно быстро снизили эти страхи, постарались их убрать. И в то же время не сильно увеличили бюджет на каждого студента с точки зрения стоимости его обучения.
У нас в отличие от бразилии это лишь формат договора: когда ты должен оплатить стоимость своего обучения из твоей будущей зарплаты. При этом мы не проводим пристальный отбор, у нас нет жесткого треккинга, штрафных санкций. а у них, наоборот, жесточайший отбор на подобного рода образовательные курсы.
— ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО. КТО БЫЛ ИНИЦИАТОРОМ ОТКРЫТИЯ ШКОЛЫ В БРАЗИЛИИ?
Мы даже тестировали в некоторых компаниях процедуру этого отбора и поняли, что это схоже с высшим образованием, которое есть в нашей стране. Для того чтобы попасть в вуз, необходимо набрать баллы на ЕГЭ, а раньше проводили вступительные экзамены. И потом происходит жесточайшее ведение тебя за ручку по всему процессу обучения. Причем не в формате объяснения того, что тебе интересно, и выстраивания какого-то персонального трека. Нет, просто в формате: есть зачет, есть экзамен, есть твои оценки. Не сдал зачет — вылетел из школы. В Бразилии модель именно такая: если вдруг что-то идет не так, то тебя отчислят, а то, что ты уже прошел, ты должен будешь оплатить.
— Сама идея открытия в Бразилии онлайн-школы индустриального образования принадлежала мне. Глобально русский EdTech в Бразилии начался с нашего партнерства с Александром Аврамовым — основателем Британской высшей школы дизайна (БВШД) в Москве и впоследствии ко-фаундером его бразильского аналога в офлайне в Сан-Паулу. Причем с Сашей мы знакомы очень давно. В свое время он работал в компании AIС, к которой я имею непосредственное отношение. Там он руководил привлечением клиентов и ведением проектов. После этого запустил БВШД в Москве — знаковое офлайновое образовательное учреждение. И все это время в России мы с ним плотно взаимодействовали. AIС работала с «Британкой» по профильным задачам: например, с сайтом и внутренним порталом для преподавателей. А в 2016 году Саша основал аналог школы в Бразилии — это Escola britânica de artes criativas (EBAC), где британские программы сочетаются с локальными курсами на португальском языке. Когда в России произошел бум EdTech в 2019 году, я понял, что у нас с ним может что-то получиться, потому что Саша, будучи увлеченным успешным человеком, активно развивал свой офлайновый проект в Бразилии.

Я ему предложил: «Может быть, мы подумаем о совмещении онлайна и твоего офлайнового бизнеса?» И мы с Сашей заключили партнерство и запустили пилотный проект. Я первый раз тогда посетил Сан-Паулу. Собственно, после этого путешествия мы с Сашей договорились о запуске 2 пилотных курсов. В рамках пилота мы решили не создавать отдельный бренд, а попробовать прощупать интерес на аудитории EBAC, уже известной на бразильском рынке как классической офлайн-школы. Так этот пилот получил свое рождение.

Через какое-то время стало понятно, что проект взлетает: курсы начинают продаваться, экономика в плюсе. Однозначно понятно, что можно завершать пилот и масштабировать в самостоятельный бизнес. Мы начали вести переговоры о будущем развитии совместного онлайн-бизнеса, но в какой-то момент приняли решение с Сашей идти дальше не вместе.

Мне нравилась страна и перспективы (емкость рынка достаточная для амбициозных планов), и я решил попробовать самостоятельный бизнес под новым брендом — Mentorama. Мы наняли бразильского арт-директора: разработали концепцию нейминга и позиционирования, стратегию выхода на рынок, основы визуального стиля. Поняли, каким образом мы хотим коммуницировать с крупными игроками этого рынка, а именно нашими менторами — теми преподавателями, которых мы привлекали. В феврале было принято решение о запуске самостоятельного проекта, а уже в мае 2020 года Mentorama сделала первую продажу. При этом, хочу подчеркнуть, это был год первого локдауна и закрытых границ. Что было в феврале, и как перевернулся мир к маю, наверное, напоминать не стоит.

Это определенно был внутренний челлендж для меня и всей команды: как при закрытых границах, при невозможности перемещать бразильских специалистов в Москву и российских — в Сан-Паулу, с абсолютной неопределенностью в работе любых партнеров, с которыми мы начинали взаимодействие, запуститься и начать реализовывать проект. Ответ получился прозаичным — надо много и хорошо работать. С того момента мы и работаем. Поэтому первый российский EdTech-проект в Бразилии — это Mentorama: самостоятельный, независимый, не в рамках пилота с офлайном, а ровно как тот бизнес, который сейчас есть.
— А КАКОЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ В MENTORAMA?
— Формат на самом деле очень схож с тем форматом, который есть в Skillbox. Это асинхронное обучение: предзаписанные курсы на платформе с проверкой домашних заданий студентов живыми преподавателями с большой степенью вовлеченности студента в практические задания. Есть финальный дипломный проект, который каждый студент может положить в портфолио. Причем по основным направлениям этот финальный проект является задачей от крупной компании на рынке. Представители этой компании по итогам диплома могут сделать оффер нашим студентам.
Асинхронный процесс позволяет обеспечить наивысшее качество контента и минимизировать человеческий фактор. При этом многие люди в Бразилии находились долго, сильно дольше, чем в России, на карантине. Они действительно искренне боялись выходить из дома. И тот продукт, который мы в этот момент вывели на бразильский рынок, оказался очень востребованным. У нас студенты получают доступ к высококачественным материалам и возможности общения с преподавателями, не выходя из дома. Мне кажется, это классно.
— ЭТО ДАЕТ БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ. И, КСТАТИ, КОМУ? ДЛЯ КОГО ЭТА ШКОЛА? КАК БЫ ВЫ ОПИСАЛИ СВОЕГО ТИПИЧНОГО СТУДЕНТА?
— Здесь есть небольшое отличие от России. Часто наш студент — это человек без высшего образования в возрасте от 25 до 35 лет. Это основное ядро аудитории. Он либо уже имеет какие-то минимальные базовые знания в выбранных им направлениях, либо только-только пытается понять свой будущий путь в этих профессиях.
А ЕЩЕ МЫ ДАЕМ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО БЕСПЛАТНОГО КОНТЕНТА (ВЕБИНАРОВ), КОТОРЫЙ ПОМОГАЕТ НАШИМ СТУДЕНТАМ ОПРЕДЕЛИТЬСЯ СО СВОЕЙ ДОРОГОЙ И ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ
Дополнительным преимуществом для наших студентов является то, что они получают знания от практикующих специалистов. Когда тебе рассказывает про дизайн человек, который рисовал мобильное приложение, установленное в твоем телефоне, у тебя есть доверие к этому человеку, к тем знаниям, которые он передает.
— КАКИЕ КУРСЫ УЖЕ ЗАПУЩЕНЫ И КАКИЕ ВЫ ПЛАНИРУЕТЕ ЗАПУСТИТЬ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ?
— У нас сейчас есть 4 направления. Первое — это дизайн. Это все, что касается user интерфейсов, пользовательского опыта, графической составляющей дизайна. Второе направление — программирование. Третье — игры: гейм-дизайн, гейм-девелопмент, различные языки и движки, на которых создаются игры. Четвертое — маркетинг: SMM и перфоманс-маркетинг. В будущем, я думаю, мы будем расширять эту линейку. И я уверен, что партнерство, которое у нас сейчас появилось в лице Skillbox с огромным портфелем продуктов, с уже разработанными программами, в этом сильно поможет.
— В ЧЕМ ОТЛИЧИЯ ПОСТРОЕНИЯ ОНЛАЙН-КУРСОВ В РОССИИ И БРАЗИЛИИ?
— Одно из них — это блок поддержки студентов. В нем более простые механики, простой уровень знаний, которые мы подаем. Во-вторых, с точки зрения рынка образования, в Бразилии, например, востребованы короткие платные видеоуроки даже без домашних заданий. Это такая особенность потребления — бразильцам важны быстрые победы: «Я посмотрел — уже молодец. Получил некое подтверждение того, что я стал чуточку умнее. Получил новые знания». Это сильно мотивирует. На самом деле, это проявляется не только в процессе образования, но и в процессе работы с коллективом. У нас достаточно большая компания сейчас, в том числе профессионалов из Бразилии. Самое важное — финальное обсуждение результатов, достижений или разбор неудач. Бразильцы более эмоциональны, воспринимают все очень живо и трепетно к этому относятся.

У нас есть центр карьеры — это наш внутренний департамент, который помогает нашим студентам в дальнейшем трудоустройстве. У нас разработана методика, когда мы начинаем взаимодействовать со студентами еще на этапе обучения. Мы помогаем им подготовиться к выходу на рынок труда, более эффективному нахождению вакансий и позиций, которые соответствуют их ожиданиям. Даем рекомендации и со студентами вместе разбираем потенциальный карьерный трек. И на каждом из этих этапов мы работаем в том числе с их уверенностью: «Ты уже посмотрел вот это и вот это. Ты уже сделал классную домашку. Не бойся!» Есть действительно классные решения, которые наши студенты делают. И это дает свой результат.
ЧАСТЬ СТУДЕНТОВ MENTORAMA, ЕЩЕ
НЕ ЗАКОНЧИВ ОБУЧЕНИЕ, УЖЕ НАШЛИ НОВУЮ РАБОТУ С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛИСТОВ НАШЕГО ЦЕНТРА КАРЬЕРЫ
Мне кажется, это одна из моих внутренних звездочек, что уже сейчас мы имеем такие кейсы. Я уверен, что дальше они будут только расти.
— КАК МНЕ КАЖЕТСЯ, САМЫЙ СЛОЖНЫЙ ДЛЯ ВАС ЭТАП — ЭТО ПОИСК ЭКСПЕРТОВ, ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, СОБСТВЕННО, ПОСТРОЕНИЯ ЦЕНТРА КАРЬЕРЫ С УЧЕТОМ РАЗНЫХ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ И РАЗНОГО РЫНКА ТРУДА. КАК ВЫ ИСКАЛИ ЭКСПЕРТОВ? КАК ПРОХОДИЛ ОТБОР? КТО СТАНОВИЛСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ?
— Действительно, очень непростая работа. У нас, как и в любом процессе поиска, была выстроена воронка: выбраны компании, которые являются лидерами в тех или иных отраслях бразильского рынка, будь то финтех, цифровые продукты, IT-компании. По этой воронке мы начали работать с двух сторон. Первая — это HR-блок, то есть люди, которые ищут специалистов, которых мы готовим. Взаимодействие с ними осуществляет наш центр карьеры. Мы объясняем, что те студенты, которые пройдут обучение по курсу, потенциально созданному с вашей компанией, в будущем потенциально ваши сотрудники. То есть, мы помогаем закрыть дефицитные цифровые профессии. Мы помогаем закрыть вакансии, которые есть в компании. Более того, готовим по бизнес-процессам этих компаний. Но для этого нам нужны ресурсы изнутри компании: кто лучше отдела разработки объяснит, какой программист ему нужен, как устроены процессы? Причем сейчас во многих крупных компаниях стараются решить эту проблему самостоятельно, а тут мы можем помочь. Один раз это оцифруем, добавим знания наших методистов в области онлайн-образования, подключим нашу платформу, ресурсы по формированию нашего высококачественного видеоконтента. И мы получим продукт, который позволит расширить свою воронку, забирать лучшие кадры. Мы видим, какие вопросы студент задает преподавателям, насколько он активен, насколько качественно прорабатывает домашние задания. И мы можем дать емкое резюме, о чем наши студенты, безусловно, знают. Более того, представитель компании — тот самый ментор — точно так же может пообщаться с каждым из них еще на этапе обучения и уже сделать для себя какие-то заметки. На дипломном проекте получить оффер от компании-работодателя — такой кейс уже есть в нашем портфеле. Поэтому это одна сторона поиска партнеров.

Вторая сторона — это публичные люди из крупнейших компаний. В Бразилии распространен Linkedin. И у нас есть прямая коммуникация со специалистами, у которых в профайле указана должность: например, Ηead of data science в крупной финансовой компании. Дальше уже включаются в работу продюсеры и объясняют таким специалистам, как классно будет посотрудничать с нами.
— СПАСИБО. ЧТО МОЖНО ПОЗАИМСТВОВАТЬ У ОНЛАЙН-ШКОЛЫ БРАЗИЛИИ И ВНЕДРИТЬ В РОССИЙСКИЙ РЫНОК? ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ.
— Я думаю, это более глубокое наставничество и возможность не просто дать знания, но еще и качественно объяснить, как проходит процесс получения этих знаний. А именно: каким образом необходимо выстроить свое расписание, свой рабочий день, как это совместить с другими активностями, которые есть в твоей жизни. Работа с психологией студента. Это уверенность, которую наши преподаватели или менторы дают нашим студентам. Мне кажется, в российском онлайн-образовании в ней тоже есть потребность. Я думаю, что это абсолютно точно стоит перенять.
КНИГИ, КОТОРЫЕ, ПО МНЕНИЮ АНТОНА ВИНОГРАДОВА, ДОЛЖЕН ПРОЧИТАТЬ КАЖДЫЙ
Made on
Tilda