— Сама идея открытия в Бразилии онлайн-школы индустриального образования принадлежала мне. Глобально русский EdTech в Бразилии начался с нашего партнерства с Александром Аврамовым — основателем Британской высшей школы дизайна (БВШД) в Москве и впоследствии ко-фаундером его бразильского аналога в офлайне в Сан-Паулу. Причем с Сашей мы знакомы очень давно. В свое время он работал в компании AIС, к которой я имею непосредственное отношение. Там он руководил привлечением клиентов и ведением проектов. После этого запустил БВШД в Москве — знаковое офлайновое образовательное учреждение. И все это время в России мы с ним плотно взаимодействовали. AIС работала с «Британкой» по профильным задачам: например, с сайтом и внутренним порталом для преподавателей. А в 2016 году Саша основал аналог школы в Бразилии — это Escola britânica de artes criativas (EBAC), где британские программы сочетаются с локальными курсами на португальском языке. Когда в России произошел бум EdTech в 2019 году, я понял, что у нас с ним может что-то получиться, потому что Саша, будучи увлеченным успешным человеком, активно развивал свой офлайновый проект в Бразилии.
Я ему предложил: «Может быть, мы подумаем о совмещении онлайна и твоего офлайнового бизнеса?» И мы с Сашей заключили партнерство и запустили пилотный проект. Я первый раз тогда посетил Сан-Паулу. Собственно, после этого путешествия мы с Сашей договорились о запуске 2 пилотных курсов. В рамках пилота мы решили не создавать отдельный бренд, а попробовать прощупать интерес на аудитории EBAC, уже известной на бразильском рынке как классической офлайн-школы. Так этот пилот получил свое рождение.
Через какое-то время стало понятно, что проект взлетает: курсы начинают продаваться, экономика в плюсе. Однозначно понятно, что можно завершать пилот и масштабировать в самостоятельный бизнес. Мы начали вести переговоры о будущем развитии совместного онлайн-бизнеса, но в какой-то момент приняли решение с Сашей идти дальше не вместе.
Мне нравилась страна и перспективы (емкость рынка достаточная для амбициозных планов), и я решил попробовать самостоятельный бизнес под новым брендом — Mentorama. Мы наняли бразильского арт-директора: разработали концепцию нейминга и позиционирования, стратегию выхода на рынок, основы визуального стиля. Поняли, каким образом мы хотим коммуницировать с крупными игроками этого рынка, а именно нашими менторами — теми преподавателями, которых мы привлекали. В феврале было принято решение о запуске самостоятельного проекта, а уже в мае 2020 года Mentorama сделала первую продажу. При этом, хочу подчеркнуть, это был год первого локдауна и закрытых границ. Что было в феврале, и как перевернулся мир к маю, наверное, напоминать не стоит.
Это определенно был внутренний челлендж для меня и всей команды: как при закрытых границах, при невозможности перемещать бразильских специалистов в Москву и российских — в Сан-Паулу, с абсолютной неопределенностью в работе любых партнеров, с которыми мы начинали взаимодействие, запуститься и начать реализовывать проект. Ответ получился прозаичным — надо много и хорошо работать. С того момента мы и работаем. Поэтому первый российский EdTech-проект в Бразилии — это Mentorama: самостоятельный, независимый, не в рамках пилота с офлайном, а ровно как тот бизнес, который сейчас есть.
— Формат на самом деле очень схож с тем форматом, который есть в Skillbox. Это асинхронное обучение: предзаписанные курсы на платформе с проверкой домашних заданий студентов живыми преподавателями с большой степенью вовлеченности студента в практические задания. Есть финальный дипломный проект, который каждый студент может положить в портфолио. Причем по основным направлениям этот финальный проект является задачей от крупной компании на рынке. Представители этой компании по итогам диплома могут сделать оффер нашим студентам.