— КАК ДОСТУПНОСТЬ СВЯЗАНА СО СТОИМОСТЬЮ ОБРАЗОВАНИЯ?
Тогда как элитность части образования кажется чем-то несправедливым.
— Конечно, у меня были сомнения, поскольку я была знакома с французским аналогом школы. Сама идея казалась утопичной. Как можно учиться без учителей, учебников, списка рекомендованной литературы и как научить человека программированию с нуля без фундаментальных знаний? Коллеги стартовали в 2013 году, и уже к 2017 году стало очевидно, что они готовят высококлассных айтишников. Тогда я поехала изучать этот проект.
Декомпозируя методологию школы, важно понимать, что ни один из ингредиентов не является уникальным. Так или иначе это все уже существовало, никто ничего не изобрел. Тем не менее это гениальный рецепт, который дает прекрасный эффект.
— Для большего числа наших участников школа — это единственный шанс получить востребованную профессию. Для части из них до места, где они смогут получить нужные знания и, что немаловажно, нужную для этого среду, лететь пять часов. Зачастую у ребят нет средств, чтобы уехать, что делает образование недоступным. Когда мы запустились, было возрастное ограничение — с 18 до 30 лет. Мы провели эксперимент, позвав ребят старше 50. И не пожалели. В России первое свое образование подавляющее большинство получает после школы. Редко ты увидишь за соседней партой человека старше 40, люди старше выступают только в роли преподавателя. Тут и возникают как раз те самые проблемы, с которыми борются HR в компаниях, стараясь решить вопрос отцов и детей. В нашей школе ты сталкиваешься с другими поколениями в позиции равенства. Твоему сокурснику может быть 60 лет, а тебе — 18. Именно эта среда помогает подготовиться молодым участникам к реальной жизни.
— КОГДА ВЫ РЕШИЛИ ОТКРЫТЬ «ШКОЛУ-21», КАКИЕ БЫЛИ СОМНЕНИЯ НА СТАРТЕ?
— ПОЧЕМУ ВЫ ВСЕ-ТАКИ БЫЛИ УВЕРЕНЫ В ТОМ, ЧТО В РОССИИ ЭТА ИДЕЯ СРАБОТАЕТ?
— Как только мы объявили о старте «Школы 21», было получено 80 тысяч заявок. Полагаю, что в этот момент можно было перестать волноваться. Мы строим обучение через практико-ориентированный подход. Для тех, кто не сдал ЕГЭ или просто не захотел идти в вуз, это действительно билет в жизнь. У тебя есть возможность буквально за год выйти на оплачиваемую стажировку. Тем не менее мы стараемся донести до ребят, что в возрасте 17–25 лет ты просто не в состоянии понять, что тебе дает классическое образование, каким образом это организует твой мозг.
— В ШКОЛЕ НЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, НО ТЕМ НЕ МЕНЕЕ СОБЛЮДАЕТСЯ ПРИНЦИП НАСТАВНИЧЕСТВА. КАК ЭТО РАБОТАЕТ?
— Действительно, у нас в школе нет тьюторов и менторов в обычном понимании. Есть единый набор проектов, который нужно выполнить каждому участнику. И здесь вы по очереди выступаете то в роли учителя, то в роли ученика. У нас действует принцип «равный — равному».