Мне очень нравится то, как организовано образование в лицее НИУ ВШЭ. Можно выбрать направления (я, например, учусь по социально-экономическому), а также курсы и факультативы. Нет строгого контроля за посещением, главное — хорошо потом написать контрольные работы. В такой системе учебы ты сам понимаешь, зачем тебе знания, и действительно их ценишь, а не учитель заставляет тебя что-то делать. Конечно, та свобода, которую дает лицей, условно говоря, подходит не всем: большинство учеников подвержены влиянию этой свободы выбора. Нас никто ничего не заставляет делать, и из-за этого всегда есть соблазн что-то пропустить, прогулять уроки и так далее. Но, думаю, человек должен сам брать на себя ответственность и понимать, для чего ему нужно образование. Хотя я не утверждаю, что я какой-то суперответственный.
Интересно, что если бы не было этой свободы выбора, то у меня не было бы и такого забитого графика. В противоположном случае, в обычной школе с фиксированным расписанием, мое время уходило бы на то, что мне не интересно и не важно. Я бы делал уроки по биологии или химии, которых, к счастью, у меня сейчас нет, и не успевал полноценно заниматься экономикой. Думаю, что когда в школе или вузе студентам дается такая свобода выбора, то потом их общие результаты могут оказаться слабее. Зато отдельные люди при таком положении дел смогут взять на себя больше и большего добиться. Хотя я, безусловно, понимаю, что тут нет однозначного ответа. А перед принятием реального решения нужно смотреть на масштабы такой школы или вуза, уровень поступающих, проводить исследования и так далее.
Если говорить о школьном образовании вообще, то мне кажется, что очень мало времени в расписании отведено на историю, экономику и математику. Последней нужно уделять особенно много времени. Это та наука, в которой важны не заученные формулы, а то, что она развивает мышление. Я знаю много примеров, когда люди, выиграв Всероссийскую олимпиаду по математике, потом спокойно выигрывали олимпиады и по экономике, и по обществознанию. В общем, с математическим типом мышления можно преуспеть в чем угодно. Думаю, в масштабах страны полезнее всего развивать в учебных заведениях именно математическое образование.