умнее школьника
11-классница
Алена Карнаухова
об искусственном интеллекте
и связи музыки
с программированием

Текст: Ксения Романенко
Фото: Олег Бородин

Вслед за миллениалами подрастает поколение Z — это современные школьники, которые родились и выросли в окружении смартфонов и планшетов, подключенных к мобильному интернету. Они проектируют роботов, создают свои приложения, обгоняя курс по информатике, и вообще иначе смотрят на мир. Совместно с Intel «Теории и практики» продолжают спецпроект с участием старшеклассников — цикл интервью об их увлечениях, взглядах на жизнь и планах на будущее.
Алена Карнаухова
ученица 11-го класса гимназии №1 города Жуковского, постоянная участница школ робототехники и программирования GoTo Camp. Увлечена программированием. Занимается проблемой искусственного интеллекта, работает над алгоритмом, который сможет писать классическую музыку, а также Алена рисует, учится в музыкальной школе и шьет игрушки. Специально для T&P и Intel составила тест по своему любимому школьному предмету — информатике.
В GoTo Camp я попала случайно. У нас с родителями отменилась поездка, и я была ужасно огорчена. Внезапно мне пришло письмо из рассылки НИУ ВШЭ о лагере для программистов. Каким образом это письмо ко мне попало, не знаю — никому больше из GoTo такого не приходило. Наверное, это была судьба. Я сказала родителям, что раз мы не едем в путешествие, то пусть они отправят меня в программистский лагерь провести каникулы с пользой. При этом я жутко боялась туда ехать: думала, что все будут очень умные и крутые по сравнению со мной (до лагеря я не завершила ни одного проекта, потому что мне не хватало мотивации и знаний). В результате я участвовала в лагерях GoTо пять раз. За эти летние и зимние школы я очень сильно изменилась — стала более открытой. Когда рядом много потрясающих людей, которые уважают то, что ты делаешь, это очень вдохновляет.

В GoTo Camp есть два основных направления: робототехника и программирование. Я занималась вторым. Кроме того, есть общие лекции от крутых специалистов. Среди партнеров школы — и Intel, и ABBYY, и «Яндекс». Наши преподаватели предлагают разные идеи для проектов и говорят, что мы можем сделать все, что захотим, а они нам в этом помогут. Очень здорово, что если я хочу что-то сделать, а мне при этом говорят, что я смогу, то я просто беру и делаю. Как только на второй-третий день школы выберешь свой проект по программированию, дальше ни о чем, кроме него, и не думаешь. Это необыкновенное чувство. Проекты делятся на прикладные и исследовательские. Для одного из исследовательских проектов нам предлагали анализ сырых данных, собранных спутником где-то глубоко в космосе. Совсем небольшая, но все-таки была вероятность, что мы можем открыть новую планету. По-моему, это восхитительно.
«Когда мы учим думать то, что думать не приспособлено, а потом общаемся со своим творением, мы словно делаем невозможное»
Программирование вообще затрагивает множество областей — и космос, и математику, и лингвистику. Поэтому на одном из своих первых прикладных проектов я занималась методами сбора информации. Мы использовали новостные сайты: брали несколько новостных лент, сравнивали их, склеивали их так, чтобы в них получилось максимум информации, и выставляли напоказ. Получались новости, собранные из других новостей. Может быть, сама идея и не сверхгениальная, но мне она нравится. В результате можно сделать отдельный сайт, где авторы ничего не пишут, а работает только программа, собирающая новости.

После агрегатора новостей я взялась за тему создания искусственного интеллекта, которая давно меня гложет. Весной мы с командой писали бота, который жил во «ВКонтакте». Он постил записи себе на стену и комментировал чужие. У него был специфичный стиль общения — с картинками и смайликами. По нашей задумке этот робот был художником, поэтому, он, конечно, рисовал. Мы написали ему программу, которая генерировала что-то в стиле современного искусства и выкладывала все под его именем. Сейчас у нас другой проект в стадии разработки — и тоже о боте, который снова живет во «ВКонтакте». Этот бот учится общаться в переписке в формате «привет-как-дела». Мы подумали, что неплохо было бы сделать бота, который отвечает тем, кто пишет нам формальные сообщения, на которые скучно и нудно реагировать самим.
© Олег Бородин
Искусственный интеллект — волнующая тема, потому что это человеческое в нечеловеческом. Когда мы учим думать то, что думать не приспособлено, а потом общаемся со своим творением, мы словно делаем невозможное. А это уже дает мотивацию жить дальше. Искусственный интеллект — это, наверное, как растить собственных детей. Как ребенка учат ходить, потом говорить, потом читать, так и компьютер можно обучить: «а теперь говори», «а теперь присылай нам песни по нашему вкусу». И нет, мне не страшно, а интересно работать по этой теме. Я читала много статей, где высказываются против создания искусственного интеллекта, и Стивен Хокинг верит, что это не доведет нас до добра. Но при этом есть мнение, что искусственный интеллект только улучшит нашу жизнь, и с этим я солидарна. Всю ту рутинную работу, которую мы выполняем из года в год, изо дня в день, можно будет перепоручить машинам. Мне вообще очень даже нравится жить в нашем веке, потому что это век технологий.
«Мне очень нравится жить даже в нашем веке, потому что это век технологий»
Если честно, в моей школе информатика просто нулевая. Программирование до сих пор дается на Паскале. Это устаревший язык, но интуитивно понятный. На нем может быть легко учиться, но, в отличие от современных языков, нельзя делать ничего интересного. Я долго вообще не понимала, что это за предмет — информатика и зачем он мне нужен. Программированием я увлеклась самостоятельно: сама пошла читать статьи и обсуждения на форумах, стала изучать другие языки программирования. Обучающих ресурсов сейчас настолько много, что можно просто вбить в строку поиска что-то типа «программирование для новичков» и приступать к учебе. Я вот изучала язык Java на сайте JavaRush. Там обучение программированию дается в игровой форме — с мультиками и баллами за правильно выполненные задания. Вообще, программирование — это практика, практика и еще раз практика. Плюс не нужно бояться экспериментировать.
Один мой друг из GoTo Сamp рассказал мне, как писать сочинения: нужно просто связывать несвязуемое — математику и изобразительное искусство, философию и информатику. И когда я в осеннем лагере грустила, что не могу определиться с темой, то решила поработать с биоинформатикой. Наш преподаватель упомянул, что один биоинформатический алгоритм используют в Shazam, программе для поиска понравившейся музыки. И тогда меня осенило: а почему бы не связать музыку и информатику? Так что я начала свой проект: выбрала классические произведения Клементи, Шуберта, Моцарта и Бетховена и решила найти в них похожие элементы. Моя гипотеза в том, что именно из-за найденных сходных элементов эти классические произведения так популярны. А потом на основе этих элементов моя программа могла бы генерировать свою идеальную классику.

Предубеждения о девушках, которые занимаются программированием, конечно, есть. Я планирую поступать на факультет компьютерных наук Вышки, а мои бабушки, например, долго не верили, что я пойду по технической стезе. Думали, что буду поступать в Литературный институт, потому что раньше я писала рассказы, а сейчас продолжаю рисовать, учиться в музыкальной школе, шить игрушки и вышивать. С другой стороны, мои родители всегда хотели, чтобы я пошла в технический вуз, потому что там мне «поставят мозги на место, а творчество — это ерунда». Но я не могу посвятить себя полностью сухой математике или экономике. Поэтому мне по душе программирование, которое я считаю областью на стыке гуманитарных и технических наук, областью творчества. Вот мне дана задача (или я сама ее придумываю), и к решению этой задачи есть множество путей, но нужно выбрать лучший. Я обожаю придумывать алгоритмы и прописывать в программе всякие фичи, которые сделают мою программу необычной.
Made on
Tilda