— Получается, вы занимаетесь просвещением и сами только направляете деятельность местных жителей? Вот люди узнают о вас и понимают, что хотят создать историю своего города, — как им вас найти/пригласить?
Анна Селянина: Нас может позвать администрация города или независимая культурная институция. Например, в
Красноярск нас позвал Фонд Михаила Прохорова. Мы провели исследование города и часть программы кинолаборатории, а результаты — исследование и идеи новелл — показали посетителям Красноярской ярмарки книжной культуры. Но связь с местным сообществом и институтами важна не только из-за финансирования. Город просто может не принять проект.
В истории с пермской «культурной революцией» главное не то, хороший ли куратор Гельман, а то, что контакт со средой или ее частью почему-то зашел в тупик и многое не прижилось. Например, пилотный проект «Кода города» в Первоуральске был сделан на заказ. Алиса Прудникова, куратор первоуральского ДНК (Дома новой культуры. — Прим. ред.), в 2012 году попросила нас создать программу, которая вовлечет жителей города в творческий процесс: чтобы через осознание, присвоение города житель сам становился частью его культуры. Сейчас на
карте Первоуральска более 50 киноисторий, причем несколько новых эпизодов появились уже после окончания нашей лаборатории.