В конце 80-х неподалеку от моего дома открылась «Служба семьи», призванная оказывать психологическую помощь населению. Я пришла туда в 1992 году за консультацией психолога по поводу отношений с ребенком. Так я попала на занятия по саморегуляции. Их проводили люди с психологическим образованием. Курс включал в себя
аутогенные тренировки, там же преподавали основы медитации. За этим последовал курс
холотропного дыхания. Постепенно все уходило в сторону восточных эзотерических практик. Никто не говорил, мол, «сейчас мы займемся эзотерикой», но в «Службу» стали приглашать энергетических целителей — мастеров
рэйки, которые могли посвящать других в тайны техники, тренеров по шаманским техникам. О происходящем все чаще говорили в контексте трансперсональной психологии.
Тогда же я заинтересовалась нетрадиционными подходами к массажу, и там эти техники тоже преподавали. Правда, все сразу начинали практиковать, а вопросы безопасности тогда никого не волновали. Считалось, что состояние человека после этих тренингов — на его совести. Накопленные за жизнь душевные травмы начинали вылезать на поверхность, люди не получали адекватной поддержки и лезли кто во что горазд: бросали работу, а кто-то даже пытался уйти в монастырь. Хорошенько сносило крышу во время и после тантрического тренинга. Он был направлен на развитие сексуальности. И хотя ничего открыто сексуального там не происходило, у людей вскрывались внутренние табу, и некоторые пытались прямо на месте «перейти к водным процедурам». После этого многие не на шутку увлеклись идеей сексуальной свободы и вседозволенности.
Серьезным опытом для меня лично стало полноценное переживание смерти на тренинге «Танатотерапия», основанном на телесно-ориентированном методе Владимира Баскакова. Из Ярославля к нам приехал его ученик и провел четырехдневный тренинг. Начиналось все с дыхательной и танцевальной терапии, направленной на то, чтобы подготовить участников к опыту смерти и дать им ресурс его пережить. Второй день был посвящен тактильным практикам, «театру прикосновений», в ходе которого человек переосмысляет свое тело и его границы. Кульминацией тренинга становится вхождение в состояние «двойного сознания» с помощью дыхательных техник: сохраняется способность воспринимать и осознавать происходящее, и одновременно с этим человек пребывает в измененном состоянии сознания, теряет границы тела и ощущает себя умершим. Конечно, клинической смерти при этом не происходит. А в конце с помощью других дыхательных техник участники переживают новое рождение и возвращение в мир — уже без блоков, связанных со страхом смерти.
Стоили занятия дешево, так что участвовали в них даже люди совсем бедные. Социально состоявшихся людей приходило мало, хотя порой заглядывали редкие духовно неудовлетворенные экземпляры. Но больше было романтических натур в поиске волшебства. Со временем группа постоянных участников сплотилась, люди дружили и заводили отношения. Занятия по холотропному дыханию проходили раз или два в неделю, по четыре-пять часов вечерами, так что мы оставляли семьи на произвол судьбы, пока проводили время в «Службе семьи». Приблизительно раз в месяц проходили большие семинары выходного дня, куда приглашали тренеров из разных городов.
В какой-то момент я осознала, что оставаться в контакте с реальностью становится все сложнее. Но этот опыт подтолкнул меня к тому, чтобы получить полноценное психологическое образование, ведь психологии нас там так и не научили.