В России инженеры зачастую получают узкоспециальные знания. В итоге из университета выпускается специалист, который может хорошо понимать процесс создания той или иной подсистемы, будь то двигатель, крыло или шасси, но упускать из вида целостный взгляд на систему. Это не означает, что каждый инженер должен обладать такими знаниями. Но определенное количество подобных специалистов, понимающих работу системы и взаимосвязь каждого из ее элементов с учетом окружающего контекста (в том числе социального и экономического) страна выпускать должна.
Я провел последние полгода в Массачусетском технологическом институте (MIT) — партнере Сколтеха. Там есть программа «Системное проектирование и менеджмент», созданная моим научным руководителем, основателем Сколтеха Эдвардом Кроули. На ней инженеры, у которых уже есть индустриальный опыт, получают знания о создании, анализе и управлении системами. На одном из курсов в Сколтехе, который проводится совместно с MIT и называется «Космический сектор», мы стараемся использовать похожую методику, рассматривая в качестве системы космическую отрасль. Ведь система — это не только большая железяка. Система — это еще и совокупность организаций и их взаимодействий. Мы показываем уже имеющим техническое образование магистрам, как устроен космический сектор, какие есть отрасли, компании в этих подсекторах и как устроен их бизнес. Они учатся мыслить критически, что, к слову, на Всемирном экономическом форуме в Давосе было объявлено одной из ключевых компетенций, которая понадобится специалистам к 2020 году. Полученные знания позволяют иметь на выходе специалиста, который видит космический сектор целиком. Лекции читают лучшие представители индустрии в мире — от Джеффа Хоффмана, астронавта НАСА, до Фрица Меркла, руководителя известной немецкой технологической корпорации OHB и Льва Зеленого, академика РАН и директора Института космических исследований РАН.
Спектр проектов, которые защищают студенты, очень широк. Из последних — космическое образование в школах, добыча полезных ископаемых на Луне, использование космических данных для определения массовых скоплений колорадского жука. Мы стараемся делать так, чтобы в ходе работы над проектами магистры были открыты миру — например, космическое образование в школах может вполне вписываться в концепцию детских технопарков — Кванториумов, созданных при поддержке Агентства стратегических инициатив.