Вальтер Беньямин говорил, что на эстетизацию политики мы должны ответить политизацией эстетики. Это, конечно, был крик отчаяния перед лицом фашизма. Я думаю, что, помимо прочего, политизация должна означать анализ ограниченности художественных практик тем контекстом, в котором они реализуются. Беньямин и Адорно беспрестанно повторяли, что искусство, как и другие сферы человеческой деятельности, пронизано несвободой несвободного общества. Любая политика искусства (достойная так называться) должна объяснять, как искусство лишается своего потенциала: как экономические, идеологические и практические факторы ограничивают наше представление об искусстве и его возможностях. Так что любая политика искусства должна понимать, как искусство себя преобразует.
Вслед за философом Роем Бхаскаром я хочу рассмотреть эти преобразующие практики как процесс снятия запретов и подавления. Мне кажется особенно важным, что Бхаскар, описывая ограничения при нехватке свободы, не рассматривает их позитивистски как простые факты, но понимает их как виды отсутствия: отсутствие свобод, возможностей и потенциала. Таким образом, его идеи преобразования и действия вращаются вокруг [понимания] процесса отсутствия отсутствия.
В этом эссе я выделю четыре стадии развития паблик-арта, взяв за основу четыре ступени диалектики Роя Бхаскара. Это не четыре временные стадии в том смысле, что первая стадия заканчивается, затем начинается вторая и т. д. Это стадии истории, поскольку они отмечают процесс трансформации самих возможностей паблик-арта (и косвенно искусства как такового). Говоря языком Бхаскара, я хотел бы проанализировать паблик-арт как открытую систему, которая может приобретать новые свойства.
Как принято считать, паблик-арт открыт миру. Он может располагаться в самых разных местах — от, скажем, недоступного кратера Джеймса Таррелла в пустыне до «Ангела Севера» Энтони Гормли (1994–1998, Гейтсхед, Англия), которого отлично видно с автострады. Все искусство, относящееся к публичной сфере, должно существовать (как представляется, и существует) в том же мире, что и другие вещи. Размещая искусство в общественном пространстве, художник предъявляет свою позицию и убеждения. Различные виды паблик-арта показывают, какими искусство видит возможные отношения (и саму возможность отношений) с потенциальной аудиторией. Разные формы и объекты искусства, представленные в разных местах, провоцируют (или, наоборот, затрудняют) разные формы восприятия и взаимодействия.