Появилось новое поколение (так называемых connected consumers), которое активно ведет себя в интернете, совершая много покупок. Это поколение самостоятельно принимает решения, зарабатывает свои деньги, берет на себя обязательства по кредиту — эти люди привыкли во всем разбираться своими силами. Большая часть connected consumers представлена поколением, родившимся в 70-е и позже, так называемыми X и Y. Они стали интернет-потребителями во время своей активной осознанной жизни. При этом они привыкли самостоятельно находить требующуюся информацию и доверяют только технологиям. Поэтому финансовые сервисы должны просто предоставить им удобный, понятный, эффективный инструмент планирования расходов и сохранения доходов.
Финансовый сервис будущего — это сервис одного web-окна/приложения/мессенджера. Там должен быть и банковский счет, и сбережения, и функции оптимизации расходов. Я думаю, что в текущих условиях развития технологий и слома парадигмы мышления и поведения человека цели финансовых сервисов должны кардинально отличаться от того, что есть сейчас. То есть сберегать и копить денежные средства необходимо не на машину, квартиру и холодильник, а для того, чтобы в любой момент в случае форс-мажора в экономике (не важно, с чем он связан: с падением рынков или с появлением роботов, способных заменить тебя у станка) остаться на уровне привычного потребления. Sharing economy и IOT все глубже проникают в нашу жизнь и ломают паттерны стандартного поведения домохозяйств. Основной целью должно являться сохранение денежных средств с заранее определенным уровнем риска. Со стороны расходов финансовые сервисы должны автоматизировать покупки, максимизируя полезность (бренд — ничто, а качество — все) и минимизируя затраты (долгосрочное планирование расходов и использование скидок), а со стороны доходов — формировать портфель, состоящий из активов, которые растут быстрее других в определенном временном периоде и с заранее заданным уровнем риска. Финансовые сервисы, безусловно, должны быть автоматизированы, уметь подобрать корзину продуктов. Под продуктами я понимаю не только еду, товары и услуги, а также облигации, акции и так далее.