ОБРАЗОВАНИЕ


РЫНКА


ОБРАЗОВАНИЯ

Как появились первые негосударственные вузы и школы
«Выпуск-90» — это спецпроект «Теорий и практик» и Фонда Егора Гайдара о том, как за 10 первых лет в России изменилось образование и как оно меняло людей.

В 90-е в нашей стране менялось все: название, власть, владельцы заводов и нефтяных скважин, лидеры чеченских боевиков, эмоции вкладчиков «МММ», длина очередей и даже ведущий «Поля чудес». На фоне этих перемен осталась незамеченной одна из самых заметных образовательных реформ за всю российскую историю. Планы были амбициозными: избавиться от въевшейся советской идеологии, создать негосударственные вузы на фоне государственной монополии, освоить рынок новых профессий от банкиров до пиарщиков и не потерять учителей.
Фактически в СССР была государственная монополия на образование, первые частные учебные заведения стали открываться только к концу 80-х. С начала 1991 года, когда в России приняли закон о предпринимательской деятельности, школы и вузы стали регистрировать на общих основаниях с любыми коммерческими фирмами. Через несколько месяцев российские власти выпустили специальное постановление, которое поощряло «договорные отношения» в университетах — оно официально разрешило платные услуги без всяких ограничений в суммах. Для каких-то негосударственных заведений это был единственный способ выжить, не без экстрима: чтобы не зависеть от госструктур, некоторые вузы существовали практически в формате кружков, их официальный статус мало чем отличался от курсов для парикмахеров, где-то преподаватели сами оплачивали электричество, брали кредиты или закладывали машины, чтобы сохранить университет.

Задумывались об учебных заведениях нового типа и на высшем уровне. За несколько месяцев до распада Союза о совместном образовательном проекте — советско-американском университете — договорились президенты Михаил Горбачев и Джордж Буш старший, так появился Международный университет в Москве. Из идеи создать экономическую магистратуру нового формата выросла Высшая школа экономики, а первые гранты на работу Европейского университета в Санкт-Петербурге получали при поддержке мэра Анатолия Собчака. Подробнее о том, как в России работали первые независимые вузы и школы, а также что с ними сейчас, — в спецпроекте T&P и Фонда Егора Гайдара «Выпуск-90».

Российский новый университет
История

Год основания:
1991

Основатель:
Владимир Зернов

РосНОУ появился накануне распада Советского Союза — тогда активно обсуждалась, что нужно готовить специалистов на стыке нескольких направлений (то что сейчас называют «междисциплинарностью»). При этом, по словам ректора РосНОУ Владимира Зернова, из-за огромного количества регламентов изменить существующую систему было практически невозможно и проще было создать что-то новое. Для своего вуза ректор вручную подбирал преподавателей, обещая, что на новом месте не придется подчиняться старым правилам, а можно будет заниматься тем, что нравится — так удалось получить преподавателей из МГУ, МГТУ им. Баумана, РГГУ, МФТИ и других крупных вузов. А чтобы привлечь студентов, преподавателям приходилось ходить по школам и рассказывать о новом университете.
РосНОУ сегодня
В 2012 году начался прием на бюджет, хотя для студентов это мало что изменило: всего университет выпустил 45 000 специалистов, прямо сейчас в РосНОУ учатся 13 000, а бюджетных мест в 2017 году выделено всего 214. При этом в 2016-ом университет получил бессрочную образовательную лицензию. Также он числится в нескольких рейтингах: топ-100 российских вузов, список лучших негосударственных учебных заведений и, например, обгоняет Высшую школу экономики и РУДН по индексу Хирша — наукометрическому показателю, который оценивает продуктивность ученых по количеству публикаций и их цитированию. С 1999 по 2012 год научную деятельность курировал ученый и популяризатор науки Сергей Капица. На базе университета работают научно-исследовательские лаборатории — РосНОУ запатентовал 15 изобретений, среди которых, например, компактное устройство, предупреждающее о возможном инсульте.

Владимир Зернов
основатель и ректор РосНОУ
Сначала мы получили здание бывшей партийной школы на Ленинградском проспекте. Потом мы взяли в аренду корпус одного техникума — его директор пошел нам навстречу, когда увидел, что мы не просто торгуем дипломами, а занимаемся реальной наукой. После этого мы начали копить деньги на собственное здание. Россия — единственная страна на постсоциалистическом пространстве, где частные вузы не могут взять помещение в долгосрочную аренду, поэтому они вынуждены вкладывать деньги не в совершенствование учебного процесса, а в приобретение собственности. К 1998 году мы накопили деньги на корпус, но произошел дефолт и все сгорело. Тогда у Рособрнадзора было обязательное требование: чтобы получить аккредитацию, нужно иметь собственное здание. Но ничего, оправились: через два года сумели приобрести другое здание, экономя на всем. Нам удается развивать университет, потому что мы эффективно вкладываем деньги, которые зарабатываем. Иногда, конечно, и кредиты берем, закладываем все — от машин до своего имени. Но если мы не будем развивать частный сектор образования, то останутся только государственные вузы — не будет никакой конкуренции. А такая система образования — как птица с одним крылом.
Независимый московский университет
История

Год основания:
1991

Основатели:
Владимир Арнольд, Яков Синай, Сергей Новиков и др.

Несколько известных ученых ушли с мехмата МГУ, чтобы открыть камерное учебное заведение и учить математике, не отвлекаясь на бюрократию и госстандарты. Для поступления надо было сдать письменный экзамен по математике, при этом многие студенты отсеивались уже после первой сессии, а до диплома доучивались единицы. По факту университет существовал как кружок по математике: большинство учеников параллельно учились в государственных вузах и вечером приходили дополнительно заниматься в НМУ. Первое время вуз располагался в здании одной из математических школ, а преподавателям приходилось оплачивать электричество и прочие расходы. Но со временем университет получил собственное здание от города и нашел спонсоров, среди которых, например, соросовский институт «Открытое общество», французское посольство и «Яндекс».
НМУ сегодня
Университет до сих пор работает в статусе центра дополнительного образования, но его негосударственный диплом ценится в математических аспирантурах ведущих вузов России и мира — учиться сюда приезжают в том числе иностранные студенты. С 2004 года ходить на занятия может любой, кто интересуется математикой, но чтобы стать студентом, надо сдать три экзамена. Обучение для всех бесплатно, НМУ существует только на спонсорские деньги. Попытки расшириться и получить более-менее официальный статус так ни к чему и не привели, часть преподавателей перешли на дружественный математический факультет НИУ ВШЭ или уехали за границу.
Московская международная киношкола (Киноколледж №40)
История

Год основания:
1991

Киношкола появилась на базе киностудии Московского Дворца пионеров в 1991 году. С самого начала набор был только в старшие классы, с 8го по 11-й. Вместе с базовым гуманитарным образованием дети получали практические навыки в области кинематографа, театра и журналистики. Главной особенностью Киношколы является форма обучения — в основном ученики работают над проектами на острые социальные темы и ездят в экспедиции. Например, ученики проводили видеоисследование истории ГУЛАГа, а также организовывали театральные постановки с воспитанниками детских домов на Алтае и в Кабардино-Балкарии.
Школа сегодня
С 2012 года Киношкола стала государственным кино колледжем и получила собственное здание — до этого Киношкола располагалась «в гостях» у дружественных учебных заведений. Все это было сделано при поддержке известных деятелей культуры , чтобы сохранить школу, существование которой находилось под угрозой из-за реформы образования и нововведений в финансировании образовательных учреждений. Киношкола ежегодно осуществляет международные образовательные проекты с партнерами из США, Германии, Италии, Японии и других стран.
Высшая школа экономики
История

Год основания:
1992

Основатели:
Ярослав Кузьминов, Евгений Ясин, Александр Шохин

Сначала Ярослав Кузьминов и Евгений Ясин планировали открыть годичную магистратуру по экономике — в условиях нового рынка нужно было экономическое образование нового формата. Кузьминов тогда преподавал на экономическом факультете МГУ, но там не были готовы к экспериментам с образовательными программами. В итоге идея переросла в университет для будущих чиновников, аналитиков и экономистов, которые могли бы продолжить реформы или консультировать власть. Ясин с января 1992 начал работать в правительстве, и вместе с вице-премьером Александром Шохиным они убедили Егора Гайдара в необходимости такого проекта. ВШЭ сразу получила статус государственной, деньги на открытие выделило правительство из резервного фонда. Содержание вуза тоже финансировали из госбюджета, а часть расходов покрывали гранты. Например, для первой в России магистратуры по экономике школа получила грант Евросоюза TACIS, потом еще один — на развитие экономического образования в регионах. Университет сразу стал работать по Болонской системе (о которой в стране тогда почти никто не слышал), открыв и магистратуру, и бакалавриат. Первых студентов в магистратуру набирали с трудом — для поступления нужно было специальное разрешение, потому что по закону каждый мог получить только одно высшее образование бесплатно. При этом ВШЭ увеличивало число бюджетных мест, хотя почти все вузы в те годы, наоборот, делали ставку на коммерческое обучение. Вуз активно поддерживал либеральные реформы, а в 1994-м Александр Шохин стал министром экономики, уже в конце года его сменил на этой должности Евгений Ясин.
НИУ ВШЭ сегодня
«Вышка» давно перестала ассоциироваться только с экономическим профилем, специальностей стало намного больше — от компьютерной безопасности и прикладной математики до дизайна и лингвистики, а в научных лабораториях вуза проводят больше 600 исследовательских проектов в год. При этом университет подчиняется напрямую правительству и работает для него как экспертный центр: сотрудники готовят аналитику для проектов постановлений, указов и законов, в соавторстве с руководством вуза были разработаны многие реформы 2000-х — от административной до внедрения ЕГЭ. Помимо прочего, вуз зарабатывает на консалтинге государственных и частных компаний (в том числе таких как РЖД, «Роснефть», «Газпром», «Аэрофлот»), а также ведомств, муниципалитетов и целых регионов.

Евгений Ясин
научный руководитель НИУ ВШЭ
«Я помню, как мы гуляли вокруг памятника Льву Толстому в сквере напротив академии имени Фрунзе, обдумывали, обговаривали детали. Вскоре мы уже обсуждали эту идею в правительстве, потихоньку готовили документы. Во главе правительства тогда был Егор Тимурович Гайдар, и с его стороны мы имели очень большую поддержку. Шли реформы и стране остро нужны были люди, способные работать на продвижение этих реформ. [...] В 92-м году мы стали готовить открытие школы. 27 ноября Гайдар подписал постановление правительства о создании Высшей школы экономики. Так мы и родились. Это было очень тяжелое время, у нас совершенно не было денег, но было много людей, которые хотели нас поддержать и поддерживали. Первые помещения нам помог раздобыть тогда министр Шохин, они находились в здании Госплана, потом было здание в Гнездниковском переулке. Я помню, когда окончательно перешел на работу в Вышку, мой кабинет находился именно там, на четвертом этаже».
Российская экономическая школа
История

Год основания:
1992

Основатели:
Валерий Макаров и Гур Офер

Школа начиналась с магистерской программы в области экономики: сотрудники готовили студентов к получению степени PhD за рубежом, чтобы после они с новыми знаниями и в новом статусе вернулись в РЭШ в качестве преподавателей. Для проведения экономических реформ России требовались кадры, выращенные не для плановой экономики. Об этом задумывались и российские, и зарубежные ученые-экономисты, среди которых были будущие основатели РЭШ — глава Центра экономико-математического института РАН Валерий Макаров и профессор Иерусалимского университета Гур Офер. Так как в России еще не было места, где изучали бы экономику без оглядки на идеи Маркса, Макаров разработал концепцию университета. Офера на мысль об экономической школе натолкнул Джордж Сорос, с которым они беседовали о будущем российской экономики. Через коллег и друзей будущие основатели узнали о своей идейной близости, и в итоге встретились в ЦЭМИ, где было принято решение о создании РЭШ. Школа выделялась на общем фоне в первую очередь профессорским составом: Гуру Оферу удалось вдохновить многих известных зарубежных ученых-экономистов присоединиться к университету. Среди первых преподавателей были ученые из Эконометрического общества и специалисты по макро- и микроэкономике: Амос Видстем, Дон Патинкин, Цви Грилихес, а также другие энтузиасты, одно упоминание которых уже делало солидную рекламу вузу.


РЭШ сегодня
Сегодня РЭШ продолжает готовить экономистов и специалистов в области финансов, сотрудничая с российскими и зарубежными вузами — всего университет выпустил более 1600 человек. Школа предлагает собственную магистратуру, три мастерских программы, а также совместный с ВШЭ бакалавриат. По результатам рейтинга RePEc (Research Papers in Economics), РЭШ является лучшим факультетом экономики по качеству исследований в постсоветских странах.
Вальдорфская школа №1060
История

Год основания:
1992

Основатель:
Александр Пинский

В конце 1980-х в Россию с лекциями начали приезжать немецкие учителя-вальдорфцы, которые в 1990-м году открыли в Москве центр Вальдорфской педагогики. В 1992 году преподаватели, которые прошли там подготовку, открыли одну из первых вальдорфских школ. Первым директором стал советник министра образования и один из разработчиков реформы образования 2000 года Александр Пинский. Обучение в такой школе проходит по штайнеровской модели: учеников не натаскивают на экзамены и не готовят к поступлению в вуз, на первом месте стоит личностное и духовное развитие ребенка. В начальных классах дети в основном занимаются музыкой, рисуют и играют: по мнению педагогов-вальдорфцев, ребенка нельзя перегружать лишней серьезной информацией. В таком учебном заведении не ставят оценки и в принципе не заостряют внимание на успеваемости учеников. Учебный план делится на несколько «эпох» — таким образом у детей формируется целостная картина мира и культуры. Материал подается в необычном формате: вместо стандартных занятий — двухчасовые интегрированные уроки, во время которых школьники изучают одновременно несколько предметов: от физики и биологии до истории и музыки. Например, изучая какой-либо исторический период, дети не записывают, а зарисовывают материал и после дома восстанавливают лекцию по рисункам. Более того, ученики практически не пользуются учебниками и техникой: всю информацию они получают от педагогов, на каждого из которых приходится около 15 детей.
Школа сегодня
Основной трудностью для сотрудников школы является выполнение требований Министерства образования: несмотря на то, что оценки ученикам не ставят, они в любом случае должны сдать выпускные экзамены и получить аттестат. В учебном заведении аккредитованы только начальная и средняя ступень образования, дальше учеников официально переводят в экстернат при государственной школе №169, где они в итоге сдают экзамены, и продолжают обучать по штайнеровской методике. Обычно экзамены не вызывают проблем у выпускников вальдорфской школы — они сдают их ничуть не хуже, чем сверстники из классических образовательных заведений.
Европейская гимназия
История

Год основания:
1992

Основательница:
Ирина Боганцева

Европейская гимназия появилась на базе частного детского сада, который будущий директор школы Ирина Боганцева основала для своей дочери. Проект получился удачным: довольные родители дошкольников не захотели отдавать своих детей в государственные школы и Боганцева решила набрать первый класс. В школе дети получали образование, близкое к международным стандартам: в 10 классе ученики могли самостоятельно выбирать предметы, и в итоге получали диплом, благодаря которому можно без проблем поступать в зарубежные вузы. Изначально Европейская гимназия располагалась в арендованном здании государственного детского сада. В итоге школа приобрела его за символическую плату, но нашлись чиновники, которые решили оспорить сделку — директрисе пришлось доказывать законность покупки на протяжении четырех лет. Но несмотря на трудности, активный рост и развитие школы пришлись именно на 1990-е. Гимназия отличалась от государственных школ не только тем, что брала плату за обучение детей, но и атмосферой: учеников приучали конкурировать между собой, заниматься самообразованием и быть дисциплинированными. Тех, кто подрывал дисциплину, могли попросить сменить школу.
Гимназия сегодня
Сегодня Европейская гимназия — это комплекс учреждений дошкольного, начального и среднего образования. Выпускники школы ежегодно становятся студентами престижных отечественных и зарубежных вузов.
Классическая гимназия Ю. А. Шичалина
История

Год основания:
1993

Основатели:
Юрий и Елена Шичалины

Изначально супруги и преподаватели МГУ Юрий и Елена Шичалины открыли собственное издательство, чтобы обеспечить своих студентов необходимой литературой по древним языкам, а также курсы по латыни и древнегреческому языку. Курсы пользовались значительным спросом не только у будущих студентов исторических и филологических факультетов, но и у взрослого населения, многие из которых приводили заниматься своих детей. Из детских групп по древних языкам и выросла православная гимназия Шичалина. Супруги хотели создать классическое учебное заведение. В дореволюционной России в университеты поступали только выпускники таких школ, которые знали латынь и древнегреческий — именно этой модели придерживались основатели гимназии. С момента основания в ней преподают действующие сотрудники ведущих российских вузов и академии РАН, но главное новшество для постсоветской России — православный характер учебного заведения. Школа подчиняется Отделу религиозного образования и катехизации РПЦ. С первого класса дети читают Священное писание, учат церковнославянский язык и даже инода участвуют в службах в составе церковного хора под руководством действующих православных священников.
Гимназия сегодня
Гимназия продолжает развивать традицию классического образования. Ее ученики неоднократно становились победителями и призерами российских олимпиад, а выпускники ежегодно поступают в ведущие отечественные вузы. Но до выпускного доучивается не каждый: от 20 человек в первом классе к 11 в среднем остается семь учеников. С 2005 года классическая гимназия стала участником международного образовательного проекта Pan-European Educational Programme.
Европейский Университет в Санкт-Петербурге
История

Год основания:
1994

Основатели:
Николай Вахтин и
Борис Фирсов

Идею открытия независимого от государства университета, который положит конец разделению преподавательской и научной работы, поможет решить проблему «утечки мозгов» и вывести из кризиса российские социальные и гуманитарные науки, обсуждали в академических кругах Петербурга еще в конце 1980-х. Изначально вуз задумывался как «обучающая аспирантура» — помимо занятий студенты должны были обязательно заниматься исследованиями. К началу 1990-х инициативная группа ученых гуманитарного профиля разработала концепцию Европейского университете, а в 1994 году высшее учебное заведение было официально зарегистрировано при поддержке мэра города Анатолия Собчака. Первое время основным инвестором вуза оставались городские власти, но уже в конце 1995 года Европейский университет начал получать средства от международных некоммерческих организаций: фонд Сороса, фонд МакАртуров, фонд Форда и другие. На эти гранты была открыта основная академическая программа: четыре факультета (экономики, этнологии, истории, политических и социальных наук) получили право на дневное обучение студентов. Помимо прочего, на эти средства была создана библиотека нового для постсоветской России типа — новинки мировой научной литературы и справочные материалы по профилю вуза. На сегодняшний день в библиотеке ЕУСПб содержится около 55 книг по общественным и гуманитарным наукам.
ЕУСПб сегодня
Европейский университет Санкт-Петербурга считается одним из самых влиятельных независимых коммерческих вузов страны. Дипломы университета признаются за рубежом, а сам вуз входит в рейтинг Лондонской экономической школы «100 лучших европейских центров политических наук». ЕУСПб осуществляет несколько международных программ: на сегодняшний день доступны направления — евразийские исследования и энергетическая политика. Более того, на базе университета работает 13 научно-исследовательских центров: от гендерных исследований до проблем правоприменения. В 2007 году университет стал первым высшим учебным заведением в России, которое учредило эндаумент — фонд учебного заведения, который формируется за счет пожертвований. Эндаумент вуза сегодня один из самых крупных на территории России.

В июле 2016 года Генпрокуратура РФ начала проверку университета по инициативе депутата Государственной Думы Виталия Милонова. В качестве причины политик назвал неоднократные жалобы студентов на то, что их заставляют писать работы на «несвойственные для россиян темы» вроде прав сексуальных меньшинств. В этом же месяце университет посетила внеплановая проверка Рособрнадзора, которая выявила 120 нарушений, в числе которых были «отсутствие антиалкогольной пропаганды и собственного спортивного зала». Несмотря на то, что ЕУСПб устранил большинство претензий, в марте 2017 года вуз все-таки лишился лицензии на осуществление образовательной деятельности, а в июне 2017 года ректор университета Олег Хархордин покинул свой пост. ЕУСПб продолжает оспаривать решение Рособрнадзора в суде.

Илья Утехин
кандидат исторических наук, профессор факультета антропологии ЕУСПб
Когда ЕУ создавали, он был задуман как обучающая аспирантура, где исследователи могут создавать свою школу. Тут не было преподавателей изначально — были ученые, у которых имелась потребность включать аспирантов в свои проекты. И с самого начала предполагалось, что студенты включаются не в учебную, а в самую что ни на есть реальную, конвертируемую на уровне результатов исследовательскую работу. Большая нагрузка, невозможность совмещать это ни с чем другим — все это искупается подлинностью происходящего, неимитационным характером учебы и исследований. Поначалу у нас не было аккредитации, была лицензия на дополнительное образование — примерно как у курсов парикмахеров. Это нас волновало в основном потому, что мальчиков с курсов парикмахеров забирают в армию. Новая лицензия и аккредитация магистерских программ решила проблему и позволила выдавать дипломы государственного образца. Хотя вообще-то государственный образец не связан напрямую с качеством образования — у Оксфорда ведь нет аккредитации.
Высшая академическая школа
графического дизайна
История

Год основания:
1997

Основатель:
Сергей Серов

В 1996 году руководство Московского художественного училища прикладного искусства открыло факультет дизайна, пригласив преподавателей академии Строганова. После первого же семестра студенты оказались возмущены качеством обучения. Чтобы спасти ситуацию привлекли мастеров из Академии графического дизайна — так появилась ВАШГД. Школа состояла из авторских мастерских ведущих дизайнеров-практиков, каждый из которых предлагал свой подход к пониманию дизайна. В основном студенты все время посвящали практической работе: создавали афиши мероприятий или занимались разработкой фирменного стиля компаний (например, несколько серий плакатов к годовщине аварии на Чернобыльской АЭС или акция к Ночи музеев). Руководитель ВАШГД Сергей Серов охарактеризовал экспериментальный проект как «постмодернистскую школу для постиндустриального ХХI века, развивающую постбаухазскую креативную педагогику». Среди профессионального сообщества школу считают даже не учебным заведением, а скорее творческим союзом, сделавшим значительный вклад в развитие русской школы графического дизайна.
ВАШГД сегодня
В 2015 году МХУПИ было присоединено к Строгановскому училищу, где было принято решение упразднить ВАШГД. Наследником школы можно считать Школу дизайна РАНХиГС при Президенте РФ с бакалавриатом и магистратурой под руководством основателя ВАШГД Сергея Серова. Также в 2010 году Сергей Серов, Петр Банков и Валентина Удинцева основали Пражскую школу дизайна, которая занимается продолжением развития опыта ВАШГД, организуя короткие образовательные программы.

Сергей Серов
основатель и руководитель ВАШГД
Мы появились в стенах училища в качестве спасителей, при этом не проявляя особой заинтересованности в финансах. Поэтому руководство предоставило ВАШГД полный карт-бланш, взяв на себя ограждение пространства нашей свободы забором из необходимой липовой документации. Думаю, во всем мире не было ничего подобного – полная свобода, никакой бюрократии. ВАШГД состояла из авторских мастерских, руководитель мастерской набирал курс и вел его до дипломов, приглашая своих коллег поучаствовать в процессе тогда, когда это было ему нужно (а не по учебному плану). Так что коллеги-дизайнеры приходили преподавать не за деньги, а «за компанию».
Источники: © Skilpaddle / commons.wikimedia.org, НИУ ВШЭ / hse.ru, РосНОУ / rosnou.ru, Notices of the AMS (1997) / ams.org, Летняя школа «Современная математика» / mccme.ru, Проект родительского сообщества Московской Вальдорфской Школы им. А.А. Пинского / 1060.ru, ВАШГД / facebook.com
Читайте все:
© 2009—2017 Теории и практики. Использование материалов сайта «Теории и практики» разрешено только при наличии активной ссылки на источник. Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам.
Made on
Tilda