третий возраст

Искусство стареть:
11 художественных проектов о взрослении и людях старшего поколения



Текст: Андрей Самохоткин / Фото: Sun Yuan & Peng Yu
В рамках спецпроекта «Третий возраст» мы говорим о старости с точки зрения разных наук — социологии, культурологии или, например, клинической психологии, а также архитектуры и государственной политики. В этом выпуске мы обратились к художественной рефлексии и выбрали 11 проектов, в которых исследуется тема старшего возраста и табуирования изменений, которые происходят со стареющим телом. Постаревшие мировые лидеры, представления подростков о собственной старости и другие попытки осмыслить время — в обзоре T&P.
Space and Relation Between
На эту серию фотографа из Хельсинки Ниту Веру вдохновили старые снимки родителей отца, сделанные им же. После ей захотелось своими глазами посмотреть на специфичные отношения между людьми, которые всегда были рядом, — теперь между самим отцом и его матерью — бабушкой фотографа. Вера помещает их в заданные обстоятельства, чтобы в конце концов осознать, что полученные изображения — некая форма автопортрета с примесью безразличия и жестокости, присущих отношениям в их семье.
Old Person's Home, 2007
«Дом престарелых» известных китайских художников — это гротескная ситуация, в которой оказываются постаревшие представители разных наций, напоминающие их мировых лидеров. Лишенные прежней власти, они рандомно двигаются по пространству, сталкиваются друг с другом и беспомощно едут дальше на своих электрических инвалидных креслах. В отличие от других проектов, которые в основном подвергают старение беспощадному анализу, в этом старость — некий спаситель, способный остановить зло.
Transparencies, 2011–2014
«Диапозитивы» Джоан Симмел продолжают ее исследования собственного тела, начатые еще в 70-е годы. Здесь старость не изолирована от контекста, потому что вписана в многолетнюю творческую активность художницы, что делает ее лишь одним из жизненных эпизодов. Симмел запечатлевает двойственное восприятие старости: с одной стороны, художница стремится к движению, но, с другой стороны, живопись не способна преодолеть статику. Метафора Симмел состоит в том, что старый человек рассеивается в мире, как прах над рекой, именно поэтому она раскладывает себя на череду движений и изображает их на плоскости листа одновременно.
Time As We Know It
Хроника старения у Кларк наделяется всеми атрибутами отдыха: прогулочные тапочки, спальня, массивный пустующий стол, подготовка огня в камине, сон на причале у озера, холодное морское побережье. Сложившаяся эстетика напоминает о каком-нибудь санатории. Кларк признается, что в ежедневной работе и делах забывает о том, что время идет и все конечно. Эти фотографии нужны ей как раз для того, чтобы об этом напомнить.
My Grandmothers
Серия работ «Мои бабушки» Мивы Янаги — это постановочные фотографии, в основу которых легли предположения разных девушек о том, как они будут жить 50 лет спустя. В этом проекте на стыке искусства и социологического опроса Янаги среди прочего пытается сконструировать образ идеальной старости. Например, одна из девушек представляет себя в будущем спящей красавицей, в то время как другая участница мечтает перелететь через Индийский океан.
Willy as DJ, 1995
В этом документальном видео речь идет о Вилли и его коллекции музыкальных записей, каждая из которых вызывает в его памяти разные случаи и происшествия. Он бессистемно рассказывает о своей жизни, в то время как художница Гитте Виллесен преобразует его повествование в искусство о реальности, тем самым исследуя, как мы эту реальность конструируем и какое участие в формировании нашего опыта играет возраст.
Живопись Элии Чейпин подвергает инверсии обывательские представления о старости как об упадке, долгое время доминировавшие в изобразительном искусстве. Для Чейпин важно показывать именно пожилых женщин, чтобы вытеснить мужской взгляд на старение. Множество тел в радостном единстве напоминают о вакхических праздниках, а одиночные и групповые портреты призваны запечатлеть воодушевление и веселье. Все это неслучайно, ведь ее живопись имеет архаическую основу: старость у Чейпин — период, когда можно наконец-то окунуться в полноту жизни. Но такая позиция должна насторожить: не навязывает ли тут капитализм свои правила, которые сводятся к тому, что женщина будет предоставлена самой себе только на пенсии?
«Автопортреты»
Самым важным в графике Антонио Финелли является свет. Его можно интерпретировать в духе европейской традиции, то есть как нечто напоминающее о рае — ушедшем или, наоборот, грядущем. Однако этот настойчивый свет, который порой скрывает чуть ли не половину лица на его портретах, при желании можно связать и с чувством жуткого — например, с лампой в морге. Финелли называет эти изображения автопортретами, будто отслеживая процесс своего собственного старения и стараясь победить иллюзию, что все находится под контролем.
huis clos
Серия фотографий швейцарки Зуи Бозир рисует зрителю европейские образы старости: духи, чулки, строгий минимализм и чистота. Что говорят эти фото о старении? Практически ничего, и в этом как раз состоит их задача: все долговечно, ничто не нарушено, ведь цивилизация обеспечивает постоянство, а детали не в счет. Название серии переводится с французского как «Интимная обстановка» — Зуи Бозир отводит особое место отношениям главных героев, снимая их в танце, в объятиях друг друга или за общим столом.
Days with My Father, 2006–2009
Фотодневник Филлипа Толедано посвящен его отцу, у которого нарушена кратковременная память. В этих лирических фотографиях, частью забавных, частью грустных, выстраивается история спасения от одиночества: жена отца умерла незадолго до начала съемки, у него есть сын, который посещает папу и стремится запечатлеть его закат. Именно идея посещения в самом широком смысле этого слова лежит в основе фотографий Толедано, делая их проникновенным высказыванием о скоротечности времени.
Hello, I'm Nora
В своем проекте «Здравствуйте, я — Нора» фотограф Эмили Стайн бросает вызов обществу, которое однобоко воспринимает пожилых женщин. 73-летняя лондонская пенсионерка Нора раскрепощается перед объективом и будто говорит, что пока совсем не готова скучать. Хотя эта серия призвана показать открытость и веселость, Нора подстраивается под стандарты гламурной фотосессии. При помощи такого приема Стайн хочет показать нашу одержимость внешностью и в то же время сломать стереотипы.
Made on
Tilda