Мы сажаем их в коляски, вывозим погулять во дворе, они удивляются, что тут водокачка, что-то еще. Через пару дней мы прошли по всем палатам с общим концертом, пели песни в каждой комнате. Это тоже то, что поражает администрацию обычно, потому что концерты нормальные — это когда коллективы попели на сцене, сплясали и ушли. А потом мы говорим: «Теперь мы пойдем к лежачим». Они говорят: «А зачем к ним идти?» Если они лежачие, то вроде как не надо. Нам кажется, что, даже если человек слег, ему хочется получать новые ощущения, внимание, эмоции. До сих пор помню, как мы зашли в палату к бабушкам, про которых персонал говорил, что они все ничего не понимают, глумят. Что это за слово? Я его не знала. «Глумят» — значит, путают показания, факты, «заглумили» уже. Мы честно зашли ко всем, пели песни даже там, где не получали обратной связи. После мы вышли в коридор и слышим из палаты тихий-тихий голос: «Спасибо большое, девочки, я уже много лет не слышала музыки». И я понимаю, что те люди, при которых обсуждают их умственную неполноценность, неадекватность, абсолютно все понимают, просто к ним относятся так: «Переложил, сядь, ложись», и они сами забыли, что могут говорить. Поэтому часто для персонала становится бОльшим откровением, чем для нас, когда мы поем «Катюшу» в какой-нибудь непробиваемой палате и бабушка, которая не поет и не говорит, встает из своих одеял и, прищуриваясь, начинает повторять слова песни, которая чем-то откликается внутри. Персонал говорит: «Смотри, она же не говорит уже давно». То есть медсестры не злые, им просто никто не сказал, как так можно и нужно.
Наш бразильский друг Нараян, обходя палаты с песнями, обнаружил, что слепая бабушка тяжело дышит и скрипит, то есть явно плохо. Я струсила и побежала искать врачей, которых оптимизировали, а я думала, что они еще есть. Нашла санитарку, говорю: «Там плохо человеку, сделайте что-нибудь». Они говорят: «Ну, что сделать». Обед в эту палату не надо нести, ее просто снимают с довольствия. Не потому что они злые и плохие, а потому что они могут не ставить ей порцию, а отдать кому-то другому. В общем, мы все разбежались искать какой-то абстрактной помощи. Нараян единственный не понял, почему, когда человеку плохо, все куда-то разбежались. Он сделал то, что делает каждый человек на уровне инстинкта: он взял ее за руку, начал гладить по голове, что-то говорить на своем языке. Через какое-то время пришел батюшка из местной церкви, наш хороший друг, медсестры какие-то подошли. В это время погода резко поменялась, солнышко вышло, и бабушка уже была не с нами, как выяснилось. Мы обнаружили Нараяна в состоянии шока. Он попал в страну, где говорят на непонятном ему языке и делают странные вещи с людьми: когда человеку плохо, не бросаются ему на помощь, а разбегаются. Нас всех поразила одна простая мысль: эта бабушка была первой и единственной, которая ушла так, которую держали за руку, гладили по голове, с которой говорили. Потому что соседки привыкают, и эта череда смертей, в которую они сами встанут, стирает значимость этого явления. Чуть больше внимания, чуть больше любви нужно человеку, которому плохо. У нас все построено наоборот. Если человеку совсем плохо, ему уже и помогать не надо. Это то, что, мы надеемся, будет постепенно меняться. Спасибо фонду «Вера», который продвигает идею, что, если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь.