Экономика, основанная на дарении, предшествует бартерной и рыночной, поэтому укоренена в культуре еще со времен ее доисторического периода. Это делает традицию дара и наиболее фундаментальной, архетипической, и наименее осознанной (по той же самой причине). В рыночной экономике возможна различная мера вовлеченности в архаические схемы одаривания. Так, еще в середине прошлого века была распространена практика, когда старший член семьи на основании своего (возможно, иллюзорного) статуса одаривает какой-либо семейной реликвией младшего, который при этом может испытывать недоумение, но все равно должен демонстрировать уважение.
В современной рыночной экономике на фоне роста индивидуализма, неизбежной эрозии семьи и других коллективных структур дар часто заменяется на полезный эквивалент (деньги, подарочный сертификат) — условная инвестиция, однократная помощь, которую можно конвертировать по собственному усмотрению.
Устойчивость традиции дарения объясняется ее фундаментальным значением для экономики и социальной структуры. Ее полное исчезновение вероятно лишь в случае полного распада социальных связей как таковых, что означает, в свою очередь, конец человечества.
Современный дар — это зачастую или органический элемент рекламной кампании, или подражание ему. Практически все современные праздники типа Рождества, Нового года и Дня святого Валентина построены на доминировании рекламных продуктов и превращены в одну большую рекламную кампанию. При этом если Рождество и Новый год еще имеют продолжительную историю празднования, лишь в последние 100 лет получившую современную форму (елки, пряники, бородатый Санта-Клаус, рекламирующий кока-колу, и пр.), то дни различных святых — это чистый коммерческий фейк, созданный для выкачивания денег из потребителя к определенным ритмичным датам, что-то вроде сезонных распродаж, «Черных пятниц» и прочих уловок ретейла, делающего вид, что в определенные периоды товары могут раздаваться даром.
Для современного человека ритуал — это скорее коммуникативная функция. Культивируемый советским режимом разрыв традиционных связей привел к тому, что люди зачастую вообще не понимают, зачем они следуют тем или иным ритуалам; их внутреннее содержание остается неведомым. В этом смысле праздник в России — например, Новый год — представляет собой нелепое сочетание обрывков советского наследства, заново перезагруженных, но совершенно неосознанных православных ценностей плюс простодушные заимствования из-за рубежа, снабженные комичными заверениями в том, что «это мы сами, ни у кого не подсмотрели». Что касается именно экономики дарения, то в России больше развит архетип дара как инвестиции, поэтому в нашем обществе не зазорно дарить роскошные подарки — как правило, выбранные с душераздирающим вкусом. В свою очередь, те, кто их принимает, не имеют понятия о диалектике дара и не испытывают вины или чувства зависимости, а просто пользуются, пока дают.