Обучение в аспирантуре строится в первую очередь на самостоятельной работе. По правилам университета за первый год обучения нужно набрать минимум 260 академических часов. Моя программа на этот год заполнена максимально, я набрала курсов на 320 очных часов. Это значит, что в университете я могу появляться два-три раза в неделю на семинарах, а в остальное время работать откуда угодно. Кажется, что свободного времени должно быть много, но это не так. Например, на подготовку к одному семинару легко может уйти несколько дней: нужно внимательно прочитать статьи, подготовиться к их обсуждению и разобраться в возникших вопросах. По окончании курсов экзаменов обычно не бывает, вместо них мы пишем заготовки исследовательских работ, которые можно будет позже конвертировать в исследование и журнальную публикацию. Написание такой работы занимает около 30−40 часов чистого времени.
В конце первого учебного года нужно будет сдавать общий экзамен по профилю. Для подготовки к нему нужно прочитать около 120 статей в своей и смежных областях. Чтобы сдать его, мне придется написать еще одну аналитическую работу, основываясь на проблемах и теориях из статей, и пройти что-то вроде ее защиты — работу будут обсуждать и критиковать три преподавателя.
Кроме того, хоть это и не официальное требование, от аспирантов ожидается работа по поиску своей темы, научной ниши. Я стараюсь читать как можно больше дополнительной литературы, чтобы было легче писать план исследования в следующем году. В этом помогают разнообразные по тематике курсы, которые предлагаются аспирантам: значимые и оригинальные идеи часто возникают на стыке двух областей.
Для меня основное отличие в учебном процессе по сравнению с Россией состоит в подходе к системности знания. Если в России каждый курс начинался с того, что давались основные понятия, база, то здесь ты погружаешься сразу в конкретику, а то, чего не хватает для полноты картины, нарабатываешь самостоятельно. При этом в такой системе больше свободы — можно более тщательно выбирать, чему учиться, а что оставить без внимания.
Помимо основной учебной нагрузки, у меня есть два проекта. Во-первых, я разрабатываю программу исследования взаимодействия людей и не-людей — роботов, чат-ботов, голосовых помощников и так далее. Мне интересно узнать, как меняются отношения в группах, состоящих из людей и, например, роботов, в зависимости от того, какую роль там играет робот (оценщика, помощника, контролера и так далее), и сказывается ли это на качестве работы. Моя основная задача — разработать эксперимент, который бы позволил четко оценить такие отношения и изменения. Во-вторых, в июне я хочу попасть на конференцию, посвященную организационным изменениям, и готовлю план полевого исследования о внедрении искусственного интеллекта в ежедневные организационные процессы и о влиянии на эти процессы предубеждений об автоматизации. Кроме того, я хочу провести серию экспериментов о том, как настойчивость и упорство связаны с адекватностью самооценки, и пытаюсь найти под этот эксперимент теоретическую базу.