Письмо №168
Как поступить в итальянский вуз на бакалавриат, чтобы изучать архитектуру
«Теории и практики» продолжают постоянную рубрику «Письма из-за границы», в которой студенты зарубежных вузов рассказывают, как решили получать образование за пределами России. В новом выпуске — история о том, как взять паузу, чтобы найти свое призвание, выбрать для изучения фундаментальную дисциплину и поехать учиться в нелюбимую страну.
Екатерина Ибрагимова
Возраст: 20 лет
Уровень: бакалавриат
Университет: Universita degli Studi di Firenze
Специализация: архитектура
Идея
Желания уезжать у меня не было вообще, но сразу после окончания гимназии я поехала учиться в лондонский кампус частного института моды и дизайна Istituto Marangoni на программу Foundation Year. Я не хотела впустую терять время — если бы в дальнейшем захотела поступать в европейский вуз, мне был бы необходим 12-й класс школы или первый курс института. Об архитектуре я тогда даже и не думала, знала, что архитектура — это сложно и серьезно. Поварившись в сфере моды, поняла, что все это совсем не мое и, в общем-то, не так уж и страшно потратить время на самоидентификацию и более осознанно подойти к выбору дальнейшей профессии и дела, которым бы хотела заниматься. В Москве вернулась в творческую студию, в которую ходила до отъезда, освоила технику витража Тиффани, походила на курсы 3D-моделирования к знакомым студентам из МАРХИ. Пришла к выводу, что все-таки хочу изучать что-то фундаментальное, и это будет архитектура. К моему великому счастью, все это время никакого радикального давления со стороны близких людей не было. Все понимали, что это моя жизнь, и дали время определиться, за что я безумно благодарна.

Сейчас я учусь на первом курсе во Флорентийском государственном университете на факультете «Архитектурные науки». Почему именно здесь? В ответ на этот вопрос обычно ожидают услышать про давнюю мечту, связанную с определенной страной, или что климат, например, хороший, но ничего такого у меня не было. Честно говоря, лет пять назад я не любила Италию и все, что с ней связано. Просто не понимала, а вокруг все только и говорили что об Италии. Так же у меня получилось с книгами о Гарри Поттере — отторжение на фоне всеобщего восторга. Но когда стоял вопрос, куда же ехать, в голове почему-то вертелось только одно место — Флоренция. Хотя я даже не представляла своей жизни в таком маленьком и старом городе.

Любой, кто изучает архитектуру, знает, какую значимую роль сыграла Италия, в частности эпоха Возрождения. Флоренция — родина Ренессанса, символ Ренессанса — купол на соборе Санта-Мария-дель-Фьоре, который спроектировал один из величайших архитекторов того времени Филиппо Брунеллески. Все гении того времени жили какое-то время во Флоренции: кто-то родился, кто-то учился. Здесь творили, работали Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Мазаччо, Лоренцо Гиберти, Донателло. Во Флоренции невероятная атмосфера, и большая часть того, о чем можно прочитать в учебниках, находится здесь, под рукой.

То есть сначала определилась с местом, а потом уже начала искать вуз с нужным мне направлением. Только через какое-то время пребывания здесь поняла, что это лучшее место для изучения архитектуры.

Мой курс разделен на две части: три года общей программы плюс два года специализации — то есть, если отучишься только три года, по факту архитектором ты не будешь. Есть еще факультет «Архитектура», там единый пятилетний курс, но нет углубления в одну специализацию. В общем, и там, и там нужно учиться минимум пять лет. «Минимум» — потому что, если нахватаешь долгов или не сдашь какие-то экзамены, тебя не отчисляют, а дают возможность пересдать, но с большим промежутком — в полгода или год; возможно, даже другому профессору. Так что лучше не затягивать с этим. Все обучение на итальянском языке. В Италии нет программ бакалавриата на английском, хотя магистратура на английском в некоторых вузах есть.
Поступление
Подать заявку самостоятельно нельзя, действовать нужно через Институт итальянской культуры в Москве. Сначала надо сделать апостиль школьного диплома, а потом в Генеральном консульстве Италии на основании этого апостиля подать заявку на Dichiarazione di valore — это документ, выданный посольством или консульством Италии в России, который дает возможность обучения или работы в Италии, в зависимости от заявки. Дальше нужно сдать специальную анкету (в ней указываются все личные данные, название университета и программы) с фотографией и оплатить сборы. Готовить все документы надо заранее, потому что апостиль и Dichiarazione di valore, например, делаются около месяца или даже больше.

Дальше нужно было сдать экзамены по итальянскому языку и профильному предмету. Даты экзаменов можно посмотреть на сайте, а записаться на них нужно в офисе по работе с иностранными студентами, уже на месте. На три факультета (медицина, ветеринария и архитектура) в Италии идет «закрытая» регистрация: до определенного числа надо зарегистрироваться на специальной платформе, оплатить сборы, и только после этого заявка будет принята. Вступительные экзамены — в начале сентября, экзамен по итальянскому языку обычно в самых первых числах. Даты экзаменов по всем предметам во всей стране одинаковые. Формат теста по языку мне так и не удалось найти в интернете заранее, но я поговорила в фейсбуке с несколькими студентами из других стран, и они сказали, что ничего сложного не должно быть: обычно это тематический текст, уровня B2-C1, по которому надо ответить на вопросы. Так и было. Результаты вывесили на сайте моего университета примерно через неделю.

Если содержание языкового теста и других профильных испытаний определяется конкретным вузом, то экзамены по медицине, ветеринарии и архитектуре проводятся на государственном уровне. Формат экзамена по всей стране одинаковый, бланки привозят в закрытых пакетах, на них штрихкоды с номерами. В общем, как у нас на ЕГЭ, все серьезно. Экзамен в виде теста, 60 вопросов, полтора часа времени. Тест разделен на несколько тематических частей: вопросы по общей истории, вопросы по истории архитектуры и искусства, вопросы на логику, вопросы по проектированию и пространственному мышлению, вопросы по математике и физике — все на итальянском, естественно. Результаты пришлось ждать около месяца.
Обучение
Сейчас у меня закончился первый семестр, за это время у нас было всего четыре предмета. Но этого было достаточно, чтобы учеба занимала абсолютно все мое свободное и несвободное время. С понедельника по четверг у нас были лекции по высшей математике, истории архитектуры, технологии материалов и строительных элементов. Каждую пятницу весь день отнимают лабораторные работы по рисунку и проектированию. Все предметы, кроме математики, были рассчитаны на семестр, во втором семестре будут уже другие.

На предмет «Технология материалов и строительных элементов» каждый понедельник к нам приходили архитекторы и рассказывали про свои реализованные проекты, показывали фотографии, картинки рендеров, чертежей, рассказывали про этапы процесса. Одна из конференций была посвящена зданию нашего факультета — как оказалось, сначала это был женский монастырь, потом его забросили, а рядом пристроили еще одно здание, в котором была женская тюрьма. Сейчас два здания объединены. До этой лекции я очень долго не могла понять, что именно напоминает мне такой формат постройки, хотя в «тюремной» части до сих пор решетки на окнах, например.

Много работы надо делать вне университета: ходить в библиотеки и работать с документами (некоторые из таких заданий обязательны для сдачи экзаменов). В здании нашего факультета есть аудитория, в которой не проходят лекции, и там можно поработать после учебы, она открыта до 19:00. В соседнем здании есть аудитория, которая работает до 00:00.

Еще есть групповые задания — это вообще одна из основных составляющих учебного процесса. Я долго не понимала их необходимости, пока не приехала к друзьям в Питер. Мы пошли в бар и встретили там знакомого преподавателя из Академии Штиглица. В процессе общения он узнал, что я учусь за границей, и сказал, что у нас очень любят групповые занятия и это правильно, потому что в таких творческих направлениях важно уметь работать в команде, ведь дальше в жизни только так и будет. В России такой практики не хватает, все привыкают брать всю работу на себя, не умеют объяснять и договариваться.
Сейчас у нас начался предмет «Проектирование». Нашей группе из 18 человек в очень сжатые сроки надо было сделать достаточно большой и трудоемкий проект, и мы столкнулись с тем, что должны распределить обязанности и отдать определенную часть работы под ответственность другого. У меня лично это всегда вызывало много проблем.

Все профессора здесь немного поехавшие на своем деле (как и все итальянцы), и это очень вдохновляет. Абсолютным безумцем первого семестра могу с уверенностью назвать профессора по лаборатории архитектурных дизайнов (той, что по пятницам). Частенько опаздывает на лекции, говорит, что она наш единственный бог и с ней надо говорить только на ее языке. Сейчас мы с группой делаем проект по книге «Пиноккио» — и преподавательница не раз намекала, чтобы мы искали связь между историей про Пиноккио и Иисусом. Мы должны были прочитать книгу, выбрать какой-нибудь пример архитектуры оттуда — театр, например. Потом продумать концепт, опираясь на философскую сторону книги, и исходя из него спроектировать здание. Пока о практической стороне речь не идет, это все полет идеи. И кто бы мог подумать, что этот проект окажется сложнее, чем по книге Данте, например.

Основная разница по сравнению с обучением в России — в подходе: подход студентов к обучению, подход преподавателей. Мелкие формальности — вроде того, что у нас не следят за посещаемостью, даты экзаменов можно выбирать с разницей в месяц, могут не перевести на следующий курс, только если ты не заплатишь за семестр. А так на самом деле мне сложно судить, в России я никогда не училась в высшем учебном заведении. Здесь просто ритм жизни другой, люди. Не лучше и не хуже, просто по-другому.
Быт
В Италии нет бесплатного образования, стоимость обучения рассчитывается с учетом зарплаты твоих родителей. Максимальная плата за семестр в моем вузе — 2425 евро. Если не успеваешь подготовить все документы к поступлению, первый взнос делается в виде среднестатистической суммы прошлых лет (это около 530 евро), потом, после предоставления документов, или доплачиваешь во втором семестре, или тебе возвращают деньги. Процедуру с расчетом стоимости надо делать заново каждый семестр.

Общежития — нечастое явление в Италии, потому обычно студенты снимают квартиру с друзьями, другими студентами или теми, кто приехал в город на заработки. Комнату в квартире можно найти примерно от 350 евро в месяц. На окраине Флоренции есть студенческий городок с отделениями некоторых факультетов Флорентийского университета, зданиями общежитий, но туда очень сложно оформиться, да и далековато, ведь университет в центре. Сейчас я снимаю квартиру одна неподалеку от университета.

Вообще, итальянская бюрократия — это отдельный круг ада по Данте. Пока разберешься со всеми правилами, тарифами, стипендией, жильем, учеба закончится. Если в России возникают какие-то вопросы или проблемы, в итоге всегда найдется человек, который знает, что делать, хотя в основном все сотрудники и так очень хорошо знают свои обязанности, просто иногда к ним нужно найти подход. Здесь же по каждому вопросу целый документ на 15 страниц с правилами на все случаи жизни, но все, конечно же, не предугадаешь, поэтому, если есть хоть малейшее отступление от написанных правил (а они всегда есть), у них начинается истерика, они сами ничего не знают, направляют из одного офиса к другому, от одного человека к другому — и так по кругу, пока само не разрешится.
Планы
Из конкретного и обозримого — окончить это пятилетнее обучение в университете. Как сложится мой дальнейший быт здесь, не знаю, но пока нет желания оставаться после окончания обучения. Мне приятна жизнь здесь, но не могу сказать, что это мое. Есть осознание того, что приехала сюда только за образованием.

Последние годы глобально перевернули мое мировоззрение, ведь я была уверена, что после окончания школы останусь в России и со мной никогда в жизни не произойдет тех вещей, которые в итоге произошли. Меня никогда не тянуло в Лондон даже в роли туриста, а в итоге прожила там целый год. Воротило от Италии, отнекивалась от архитектуры под предлогом того, что это слишком сложно, — учусь в итальянском вузе на архитектора.

Возможно, это прозвучит странно, но я не уверена, что планирую в будущем заниматься именно архитектурой. Я выбрала это направление, потому что все то, что должен знать архитектор, — это очень серьезный фундамент. Архитектор должен много знать и разбираться во всем. У меня была потребность в знаниях, и я решила, что эта область меня интересует больше всего. То есть сейчас у меня вообще нет никаких мыслей по поводу будущего, я даже примерно представить не могу, потому что последние три года моей жизни можно озаглавить как «никогда бы не подумала, что это со мной произойдет». Главная цель сейчас — знания.
Источники фотографий:
личный архив героини, Wikimedia Commons
Если вы тоже учитесь за границей и хотите рассказать о своем опыте, пишите на почту dolgopolova@tandp.ru c темой «Письма из-за границы».
Еще
Made on
Tilda