Обучение на программе стоит 225 000 рублей за семестр. Для меня это дорого, так как в Швеции мы не платим за образование. Хотя я уверен, что для иностранных студентов вне Европейского союза учеба в Швеции значительно дороже, чем эта программа. Мне кажется, что цена нашей программы оправданна, я действительно получаю то, за что заплатил. У меня нет гранта или стипендии, но в Швеции есть возможность получить студенческий кредит на более удобных условиях, чем обычный кредит в банке, я воспользовался им. Еще я живу в общежитии Высшей школы экономики, и это очень дёшево: мы платим 1500 рублей в месяц. В Швеции, например, условия, конечно, чуть получше, у меня была бы отдельная комната, но в месяц я бы платил около 400 долларов.
Программа выглядела очень амбициозной, так и оказалась в реальности. Интенсивность и скорость, с которыми мы учимся и делаем проекты, очень высокая. Нет какого-то «типичного дня». Программа построена на коротких модулях. У нас бывают одно-двухнедельные воркшопы по дизайну и проектированию, когда нужно произвести очень много материала за ограниченное время. Их ведут практикующие архитекторы из Европы или США, которые приезжают только на этот воркшоп и заставляют нас исследовать и работать на грани своих возможностей. Я очень люблю эти мастерские. Например, в первом семестре был воркшоп Маркуса Шефера, швейцарского архитектора, который в свое время учился у Рема Колхаса, а потом и работал с ним. Модуль назывался Urban Device, это был трехнедельный курс, каждая неделя была посвящена отдельной теме. Urban Device — это термин, который придумал Маркус — некий объект, здание или явление в городе, которое влияет на важные процессы в нем. Мы ходили по городу в поисках таких «городских устройств», выбирали что-то, что подходило под критерии, и изучали. Моим городским девайсом стала нелегальная реклама магазинов, нанесенная спреем на асфальт. На второй неделе мы объединились в пары и я стал работать с Дэниелем Роше, однокурсником из США. Он изучал людей, раздающих листовки. На третьей неделе мы разработали свой собственный urban device. Мы поняли, что реклама спреем и реклама на листовках обычно нужна очень маленькому бизнесу, который скрыт во дворах и до которого сложно добраться. Поэтому мы разработали рекламную навигационную систему, которую предложили использовать в «Яндекс.Картах». Обычно сервисы карт работают по очень понятной сетке улиц, где все находится на главной улице, но в Москве так много двориков с барами и классными магазинами — мы решили, что было бы здорово, если бы в «Яндексе» был третий слой карт: обычная, спутниковая и карта дворов.
Некоторые воркшопы на программе включали исследовательские поездки. Самая большая была в Йоханнесбург — город с репутацией одного из самых опасных в мире. Мы убедились в этом на месте. Нам много что понравилось, например профессора партнерского университета, которые делились инсайтами по поводу жизни в Йоханнесбурге, но нас все равно преследовало странное ощущение клаустрофобии. Городская жизнь там очень современная, как дома — с модными барами и ресторанами, но ты не можешь пройти и пятидесяти метров в безопасности снаружи этого бара. Приходилось постоянно заказывать «Убер», мы не могли ездить на автобусе. И как доказательство всему этому с одной из студенток из партнерского университета произошла неприятная история. Она возвращалась домой на своей машине после общей встречи. На перекрестке ей преградила дорогу другая машина, и в то же время к ее окну подошел мужчина, наставил на нее пистолет и стал кричать, чтобы она отдала телефон. Девушка была в шоке, конечно, но больше всего боялась того, что без телефона и навигатора она из этого района не выберется. К счастью, машина впереди отъехала, и наша знакомая дала газу.
Я сравнивал свои ощущения от Йоханнесбурга с Индией: в районе трущоб, где мы жили там, не было никаких модных мест, но мы чувствовали себя в полной безопасности.
Между двух-трехнедельными воркшопами у нас шли более традиционные курсы и семинары. Мне кажется, это разнообразие и отличает мою магистерскую программу от программы бакалавриата, на которой я учился в Швеции. Там учебные недели похожи друг на друга, у вас есть большой академический проект, который ты начинаешь и заканчиваешь в течение одного семестра. Здесь, в Москве, у нас не было достаточно времени, чтобы сделать один крупный проект, но мы сделали намного больше того, что я когда-либо сделал в Швеции. Также из-за такого ритма, когда интенсивные воркшопы сменяются теоретическими лекциями, есть время прийти в себя, в отличие от одного длинного задания в шведском университете, когда ты не видишь ему конца и это вводит тебя в стресс.