Недавно я была на екатеринбургском симпозиуме, посвященном архитектуре конструктивизма, где наблюдался консенсус по поводу руинизирующегося наследия. А именно: конструктивизм стоит любыми путями сохранить, что непросто, ибо власть и деньги имущие отказываются признавать ценность этих ветшающих построек. Звучали пассажи о том, что представители бизнеса оценивают конструктивизм как неинтересную «архитектуру для бедных», — в то время, как многие участники симпозиума (ученые и архитекторы) определяли ее как элитарное «искусство для не для всех». Я тогда высказалась, что больше согласна с оценками оппонентов, признающих имманентную классовую составляющую этого архитектурного стиля, чем с ценителями «эстетической поверхности».
Также и в ситуации с коммунистической символикой в Украине мне ближе позиция разрушителей, нежели тех, кто «настаивает» на «исследовании культурной ценности художественного оформления станций киевского метрополитена» (в ответ на
призыв депутатов демонтировать советские мозаики). В Штабе мы тоже
занимались исследованием советских мозаик, но не как эстетических артефактов, а как продукции проекта «Искусство как общее» и «Город как общее». При элиминации же политической составляющей – если пытаться отделить неудобное политическое от респектабельного эстетического – последнее, на мой взгляд, теряет смысл. Супермаркет в конструктивистском здании (на екатеринбургском симпозиуме, желая придать этим постройкам современную функциональность, предлагали даже церковь там разместить) сведет всю ценность форм к нулю. Конструктивистские формы прекрасны не «сами по себе», но их прекрасность неотъемлема от утопического заряда. При рыночной утилизации такое здание, на мой взгляд, погибнет более трагически, нежели при сносе.
Советские мозаики в киевском метро красивы; мне будет жаль, если их уничтожат (впрочем, в нашей реальности тотальной архивации, дигитализации и «бедных картинок» (см.
текст Хито Штейерль) уничтожение оригинала – не такая уж и трагедия). Вместе с тем, борьба с мозаиками под лозунгом «борьбы с коммунистической символикой» есть своего рода ревитализация их в качестве политического искусства, обнажение политического. Искусство вступает на передний край политической борьбы, и это в известной степени позитивный процесс.