Лучшее, с чем я столкнулся в новом вузе, — это моя группа. Оказаться среди талантливых, очень мотивированных единомышленников — потрясающий опыт. Мне вообще кажется, что в наше время, когда информация и знания очень доступны, определяющую роль в эффективности образования играет именно среда. В МАРШе ты не будешь казаться чудаком, если озвучишь даже самые бредовые идеи, прочтешь или сделаешь больше, чем задали, решишь во время обеда обсудить какие-то профессиональные вопросы или интересные проекты. Ценность здесь имеет не балл за работу или зачет, а знания и опыт, который ты получаешь. Это очень честный подход, при котором списывать на экзаменах даже в голову не приходит. В предыдущем вузе мы не только списывали, покупали курсовые, но и выдавали чужие работы за свои. Сейчас мне кажется это просто немыслимым.
Конечно, большую роль играет авторитет преподавателя: в МАРШе это профессионалы, добившиеся успеха в своей сфере. Раньше я даже мечтать не мог, что буду общаться с такими людьми и учиться у них. Особенно ценю знакомство с Александром Бродским — уникальным, на мой взгляд, явлением в современном архитектурном сообществе. Он умеет создавать мощные образы из самых простых вещей. Может построить сарай, который тронет до глубины души.
Преподавание в МАРШе строится по авторской системе. Существуют студии, во главе которых стоит архитектор и его помощники-ассистенты. Вместе со студентами они в течение семестра или года разрабатывают определенную тему или проблематику. У каждой студии своя специфика, своя методология и образовательная программа, а эффективность работы здесь почти полностью зависит от архитектора, который классом руководит. Это определенный риск, потому что, выбирая преподавателя, ты доверяешь ему полгода или год своей жизни и никто не гарантирует, что даже самый талантливый специалист будет хорошим учителем.
Сейчас я занимаюсь в дипломной студии у британских архитекторов Джозефа ван дер Стина и Джеймса О'Брайана, которые успели поработать не только у себя на родине, но и в других странах: Индии, Японии, Мексике. Студия называется «Онтология жилья». Меня заинтересовала методика исследования проблемы, глубокий и всесторонний взгляд. Сейчас, например, мы много гуляем по городу, делаем зарисовки, собираем материал, из которого в конце года должны будем собрать фильм о том, какой путь проделывает человек из какой-то точки шумного города до порога своего дома. Мы исследуем повседневность и городской контекст, который, безусловно, влияет на архитектуру и на то, как ее воспринимает житель мегаполиса, как с ней взаимодействует.