Тень народного единства: краткая история политических терминов




Иллюстрация: © Kubkoo / iStock
В идеальном мире люди понимают язык, на котором с ними разговаривают политики. Для этого требуется всего лишь объективность и ясность политических терминов. Но в реальности они чаще всего становятся инструментом борьбы за власть: в одни и те же слова можно вкладывать противоположные смыслы в зависимости от того, кто и когда их произносит. T&P вспомнили, что в разное время означали понятия «народ», «нация», «гражданское общество», «патриотизм», «национализм» и «революция».
Народ
Слово, которое почти всегда использовали для манипуляции и пропаганды

До революций XVIII века народом считали население определенной территории, которое подчиняется одним и тем же законам. Во время американской революции народ стали отождествлять с сообществом равноправных граждан страны, а в Декларации независимости его суверенитет закрепили юридически: народ имеет право в любой момент свергнуть правительство, если оно не выполняет свои обязательства, и учредить новое. В российской традиции (и не только) значение слова «народ» обладало парадоксальной двойственностью: с одной стороны, это все подданные одного государства, а с другой — простолюдины, чернь, то есть низшие слои общества.

Читать далее
«Воображаемое сообщество» с флагом, памятниками и национальными праздниками

Немецкий философ Юрген Хабермас считает, что в феодальном обществе своеобразную «нацию» перед лицом монарха представляла аристократия. В индустриальную эпоху появились новые, несословные принципы социальных связей. Возникла идея нации, у которой должна быть единая культура и история. Интеллектуалы — философы, литераторы, художники — начали тщательно конструировать романтические мифы и традиции, которые соответствовали бы «духу нации».

Читать далее
Гражданское общество
Со времен Аристотеля до московских протестов 2011–2012 годов

В европейской традиции, идущей от Аристотеля, понятие «гражданское общество» означало общность свободных и равных людей, которые подчиняются одной политической власти, — перевод с древнегреческого πολιτική κοινωνία или латинского societas civilis. Позже ключевым в определении гражданского общества, наоборот, стало именно его противопоставление государству, а взаимоотношения с властью стали центральной проблемой. В XX веке термин утратил актуальность и практически не употреблялся в европейских языках. Новую жизнь понятие получило с началом перестройки в СССР и скоро стало журналистским штампом.

Читать далее
Патриотизм
От противостояния тирании до ксенофобской риторики и борьбы с инакомыслием

Радикалы и консерваторы в британском парламенте весь XVIII век боролись за право использовать патриотическую риторику. Политический контекст понятия «патриот» постоянно менялся, а вместе с ним и значение термина. В 1725 году внутри партии вигов возникла оппозиционная группа, которая назвала себя Патриотической партией. Она противостояла тирании, поэтому с понятием «патриот» ассоциируется оппозиционность к правительству, ко двору и к монарху, который наступает на гражданские свободы. Впоследствии именно эту идею использовали американские колонисты в борьбе за независимость.

Читать далее
Национализм
Культурная самобытность как инструмент борьбы за власть

Национальное государство не может расти бесконечно: для этого пришлось бы все время захватывать другие нации. К концу XIX века все больше людей в разных странах ощущали кризис национальных европейских государств, и это было политическое выражение кризиса экономического. Первые антисемитские партии в Германии, пан-движения (панславизм и пангерманизм), империализм — все это в первую очередь противопоставлялось национальному государству. Сформировалась позиция «партии над партиями» и попытка говорить от имени всей нации в обход государства. Такой же подход впоследствии использовали тоталитарные движения — нацизм и большевизм.

Читать далее
Революция
Термин, которым манипулировали практически все, от якобинцев до Махатмы Ганди

Слово «революция» стало широко употребляться после публикации труда Николая Коперника «О вращении небесных сфер» («De revolutionibus orbium coelestium»). Латинское слово «revolution», то есть «оборот», изначально использовалось именно в астрономии. К XVII веку термин перешел в политическую сферу и стал метафорой: разные формы правления, подобно небесным светилам, постоянно сменяют друг друга. Первые революционеры считали себя «реставраторами» и стремились восстановить вечный порядок. Поэтому в XVII веке в Англии революция воспринималась как восстановление законной власти, то есть возвращение трона его законному претенденту.

Читать далее
Made on
Tilda